Слайд 1Том Мэйн
(19 января 1944, Уотербери) американский архитектор
Слайд 2Введение
Том Мейн родился в 1944 году в Уотербери, штат Коннектикут,
США. Однако место рождения не оставило практически никакого следа в
его жизни, ведь её большую часть Мейн провел в Калифорнии. Том Мейн окончил Университет Южной Калифорнии в 1968 году, а в 1978 получил степень магистра архитектуры уже в Гарварде.
Тогда же, в 70-е годы Мейн совместно с пятью своими коллегами основал новое учебное заведение – Южно-Калифорнийский институт архитектуры. В 1979 он уже открыл собственное архитектурное бюро Morphosis, которое существует и в настоящее время. Вместе с другими участниками бюро Morphosis Том Мейн удостоился 54-х премий Американского института архитекторов, 25-и наград Progressive Architecture и многих других призов за созданные ими проекты.
Работы компании Мейна представлялись на персональных выставках в Центре современного искусства в Цинциннати, Центре искусства Волкера в Миннеаполисе, выставочном центре Ministerio de Fomento в Мадриде.
На протяжении долгого времени он также ведёт преподавательскую деятельность в университете Колумбии, Гарварде, Йеле, институте Берлаге в Роттердаме, Лондонской архитектурной школе Bartlett, а также Школе искусств и архитектуры UCLA в Лос-Анджелесе. Кроме того, каждый год Мейн принимает участие во множестве международных симпозиумов, лекций, входит в состав жюри нескольких студенческих конкурсов дизайна и архитектуры.
В 2005 году Том удостоился Притцкеровской премии. Во многом благодаря своему неординарному подходу к архитектуре и уникальной философии, которая исходит не из европейских, азиатских или даже американских традиций, а из его собственной калифорнийской культуры.
Слайд 3Кратко
1992 г. – Том Мейн становится членом Американской академии дизайна
и получает Премию в области архитектуры Американской академии искусств и
литературы.
2000 г. – Мейну присуждена Золотая медаль Американского института архитектуры в Лос-Анджелесе.
2001 г. – премия за мастерство в области дизайна и архитектуры Chrysler Design Award.
2004 г. – Мейн становится преподавателем в Американском институте архитектуры.
2005 г. – Притцкеровская премия.
2006 г. – получает звание заслуженного выпускника Университета Южной Калифорнии.
2007 г. – национальная премия в области дизайна, присуждаемая Национальным музеем дизайна Cooper-Hewitt.
2008 г. – Мейн становится членом Американской академии науки и искусств и получает Медаль Эдварда МакДоуэлла за вклад в искусство.
Слайд 4Пытаясь облечь поражающую многогранность творческой личности в рамки общедоступного понятия,
архитектурный стиль Тома Мейна обычно определяют как деконструктивизм. Однако сам
строитель считает свои работы скорее реконструкцией пространства. Его проекты, в частности ранние, специалисты и критики называют радикальными, бунтарскими и агрессивными. Мейн же настаивает на том, что воплощает собой истинного гуманиста 21 века, подражая сложным природным формам, которые он противопоставляет мёртвой абстрактной геометрии.
Штаб-квартира компании Giant Interactive Group в Шанхае
Слайд 5- вот один из главных лозунгов Мейна, который, видимо, означает
стремление к полнейшей театрализации пространства. Этого мастера отличает от других
стремление к сложности конструкции и почти ювелирная проработка мельчайших деталей, благодаря которым некоторые части зданий превращаются в самостоятельные инсталляции – настоящие произведения искусства. В понимании Мейна эстетика архитектуры неотделима от её функционализма.
«Архитектура как перфоманс»
Слайд 6«
Площадь перед входом в офисный центр Caltrans District 7. Здание
построено по заказу Департамента транспорта штата Калифорния
Офисное здание Caltrans в
Лос-Анджелесе Том Мейн
построил в 2004 году.
Слайд 7
«Архитектура не должна быть лёгкой. Архитектор может себе позволить создавать
уникальные концепции. Главное, чтобы получилось что-то стоящее»
Слайд 8учебный корпус университета Купер-Юнион, который Том Мейн построил в 2009
году в Нью-Йорке. Критики хвалили архитектора за то, что он
не стал, подобно другим “новичкам”, строящим в Нью-Йорке впервые, “пытаться подражать Мис ван дер Роэ”
Слайд 9Комплекс расположится в городке Сан-Донато-Миланезе близ Милана, на территории бывшей
промзоны, изначально принадлежавшей Eni. Это будет ансамбль сооружений общей площадью
65 тыс. м2, из них 60 тыс. будут заняты офисами на 3 500 сотрудников.
Жюри конкурса выбрали проект «Морфозис» благодаря его демократичности: корпуса средней этажности свободно расположены вокруг общественного пространства — центральной «плазы». Их фасады у поверхности земли трансформируются в элементы искусственного ландшафта, что характерно для работ Тома Мейна. Возникающие текучие поверхности призваны олицетворять превращение материи в энергию: основу работы Eni — крупного нефтегазового концерна.
Деловой центр «Исследование и производство» компании Eni
Слайд 10380-метровая гостиница по проекту Тома Мейна и его бюро Morphosis
заменит ныне существующий отель при банях, возведенный в 1960-х годах.
Девелопером выступает нынешний владелец «термального» комплекса Ремо Штоффель (Remo Stoffel) и его компания 7132 (эти четыре цифры составляют почтовый индекс Вальса).
Слайд 11Штаб-квартира компании Giant Interactive Group
Слайд 12Архитектурное бюро Тома Мейна Morphosis в 2011 году закончило строительство
кампуса Giant Interactive Group в Шанхае — сложного как по
форме, так и по функции комплекса зданий.
Слайд 13Общая площадь комплекса - 24 000 кв. м. Он расположен
в парке с несколькими старыми каналами и новым искусственным озером.
Комплекс разделен на две части. В восточной располагается офисное здание Giant с открытым основным пространством, некоторым количеством кабинетов; имеется также аудитория, библиотека, выставочный зал и кафе. В консольном объеме, висящем над озером — жилые комнаты сотрудников.
Слайд 14В западной части — спортивный центр для сотрудников со спортивным
залом и бассейном под зеленой кровлей, еще западнее - гостиница
для гостей фирмы, где сквозь стеклянные полы гостиничных номеров виден бассейн с рыбами.
Слайд 15Создана сеть дорожек, площадей, набережных и пешеходных мостов, перекинутых над
дорогой, которая разделяет кампуус надвое.
Слайд 16Предприняты некоторые меры, позволяющие сократить расход энергии. При устройстве фасадов
и окон использовались эффективные системы утепления. Зеленые кровли, которые укрывают
значительную часть площадей, способствуют накоплению тепла в конструкциях зданий.
Слайд 18Практически в каждом европейском городе находится своя «икона», здание, которое
производит впечатление своей формой, назначение или дизайном. Руководство Марокко преуспело
в этом направлении и дало разрешение на строительство сооружения уникальной конструкции.
Слайд 19Офисная башня в Финансовом центре Касабланки уже привлекло внимание архитекторов
со всего мира, хотя строительство здания еще не завершено. Причиной
этому является форма строения, напоминающая высокую башню. Автором проекта стал Том Мейн, его вдохновила идея создания бизнес центра Дефанс в Париже. Претенциозная задумка Тома Мейна определяет большой масштаб застройки, которая уже ближайшем будущем станет ориентиров для последующей планировки остальной части района.
Слайд 20Офисная башня расположилась на площади равной 21км2. Она напоминает очертания
кристалла огромных размеров. Но более внимательный глаз определит, что грани
кристалла обладают правильными и четкими гранями, здесь же верхняя часть хаотично соединена осколками стекла, выделяется на фоне неба острыми концами. В связи с этим вверх башни сравнивают с короной, а само здание называют «коронованным». Неудивительно, что символ кристалла заочно называют одним из самых узнаваемых символов в Марокко.
Слайд 21На этом архитектор не остановился и последовал примеру других специалистов,
которые в своей практике применяли перевернутые фрагменты из своих сооружений.
Оказывается, в здании находится еще один кристалл, он перевернут и расположен у основания башни. Соединяет оба кристалла специальная рельефная решетка. Она создает укрытие от солнечных лучей, и при этом повторяет общую идею проекта.