Разделы презентаций


Традиционная и новая модели публичного управления. Концепты хорошего и

Содержание

Вопросы лекции:1. Современная (традиционная) модель публичного управления2. «Хорошее» публичное управление3. Концепт новой модели публичного управления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Традиционная» и «новая» модели публичного управления. Концепты «хорошего» и «нового»

публичного управления
Презентация к Лекции
Лектор - Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических

наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, профессор

Учебная дисциплина
«Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления»

«Традиционная» и «новая» модели публичного управления. Концепты «хорошего» и «нового» публичного управленияПрезентация к ЛекцииЛектор - Понкин Игорь

Слайд 2Вопросы лекции:
1. Современная (традиционная) модель публичного управления

2. «Хорошее» публичное управление

3.

Концепт новой модели публичного управления

Вопросы лекции:1. Современная (традиционная) модель публичного управления2. «Хорошее» публичное управление3. Концепт новой модели публичного управления

Слайд 3Существенные признаки «традиционной»
модели публичного управления:
1) доминирование прямого управления и

императивных методов в общем объеме методов публичного управления;
2) системность публичной

администрации и публичного управления: публичная администрация, реализующая публичное управление, представляет собой жестко выстроенную иерархическо-бюрократическую структуру (единую, хотя и гетерогенную, с определенной степенью децентрализации, систему), основанную на сложном системном распределении публично-властных полномочий, в том числе на основе принципов «горизонтального» и «вертикального» разделения властей;
3) неперсонифицированность публичной администрации и публичного управления, то есть не сопряженность таковых с преданностью конкретным лицам (конкретным высшим политическим руководителям государства или его административно-территориальной единицы), а основанность на законности и привязка к преданности самому государству;
4) укомплектованность структуры публичной администрации осуществляющими трудовую деятельность на постоянной основе чиновниками на неперсонифицированных должностях (неперсонифицированность здесь, помимо уже указанного выше смысла, – это непривязанность должностей иерархическо-бюрократической структуры публичной администрации к определенным конкретным лицам, универсальность и/или стандартизация требований к претендентам на замещение должностей в указанной структуре);
5) светскость публичной администрации и публичного управления , а также политическая и идеологическая нейтральность публичной администрации и публичного управления:
– отчётливое разделение между политической деятельностью (как политической борьбой за власть и политической деятельностью по удержанию власти в условиях нормального функционирования демократической избирательной системы) и деятельностью публичной администрации;

Существенные признаки «традиционной» модели публичного управления:1) доминирование прямого управления и императивных методов в общем объеме методов публичного

Слайд 4Существенные признаки «традиционной»
модели публичного управления (продолжение):

– замещающие должности

иерархическо-бюрократической структуры публичной администрации политически и идеологически нейтральные чиновники, действуя

под официальным руководством и контролем со стороны политического руководства государства, руководствуются исключительно публичными, а не узкопартийными интересами, принимают участие в реализации установленной правящим политическим руководством (независимо от партии) государственной политики и обслуживают равным образом каждую законно находящуюся у власти (правящую) политическую партию, не содействуя такой партии в сохранении власти в условиях нормального функционирования демократической избирательной системы, не осуществляя поддержки сугубо указанной партии;
– основной подход к мотивированию чиновников основан на экономическом стимулировании, создании возможностей для карьерного роста и обеспечении социального престижа, хотя в некоторой степени и вопросам определенной идеологической мотивированности также может уделяться внимание;

6) стандартизированность, то есть урегулированность нормами права инструментов и процедур публичного управления едиными нормативно-правовыми актами и регламентами, стандартизация функционирования сегментов иерархическо-бюрократической структуры публичной администрации и их взаимодействия между собой, а также стандартизация требований к деятельности чиновников;

7) установление чётких взаимосвязей подотчетности/подконтрольности и ответственности; органы, осуществляющие публичное управление, несут ответственность перед народом;

8) нацеленность на достижение предельной эффективности, то есть увязанность на достижение эффективности деятельности (максимизацию производительности, рационализацию структуры, оптимизацию расходов и др.);

9) чёткое разделение между политикой и управлением; должностные лица публичной администрации, по общему правилу, не занимаются разработкой политических программ и парадигм, а лишь управляют и обеспечивают реализацию политических стратегий, разработанных политиками.

Существенные признаки «традиционной» модели публичного управления (продолжение): – замещающие должности иерархическо-бюрократической структуры публичной администрации политически и идеологически

Слайд 5Право на «хорошее публичное управление»
(англ. – good governance; франц.

– bonne
gouvernance; испанск. – buen gobierno)
Статья 41 «Право

на хорошее государственное управление» Хартии Европейского Союза об основных правах от 07.12.2000 (в ред. 2007 г.) гласит:
«1. Каждый имеет право на то, чтобы его дела решались беспристрастно, справедливо и в разумный срок учреждениями и органами Союза.
2. Это право включает в себя:
– право каждого быть выслушанным перед применением в отношении него индивидуальной меры, имеющей для него неблагоприятные последствия;
– право на доступ каждого лица к материалам его дела с соблюдением законных интересов конфиденциальности, профессиональной и коммерческой тайны;
– обязанность публичной администрации мотивировать свои решения.
3. Каждый имеет право на компенсацию со стороны Союза за ущерб, причиненный его учреждениями или их служащими при исполнении своих функций, в соответствии с принципами, общими для законодательства государств-членов.
4. Каждый вправе обращаться в письменном виде в учреждения Союза на одном из языков Договоров и должен получить ответ на том же языке.»  

Источник: Charte des droits fondamentaux de l'Union Européenne // . Документ – действующий.
Право на «хорошее публичное управление» (англ. – good governance; франц. – bonne gouvernance; испанск. – buen gobierno)

Слайд 6В 1999 году политолог Джон Герин из Бостонского университета предложил

8 концептуальных критериев «хорошей концепции»:
«1. Известность (употребимость). Насколько известна (употребима)

данная концепция (для широкого круга лиц или для академической аудитории)?
2. Резонансность. Есть ли у выбранного за основу концепции ключевого термина «резонансный круг»?
3. Ёмкая краткость: а) самого ключевого термина и б) перечня определяемых им атрибутов (векторов).
4. Согласованность. Насколько внутренне непротиворечивы (логически согласованы) предметы и атрибутируемые им признаки?
5. Дифференцированность. Насколько дифференцированы предметы и атрибутируемые им признаки (в отличие от других сопоставимых концепций)? Насколько операционно ограничена («операционабельна») такая концепция?
6. Глубина. Сколько сопутствующих признаков атрибутируется предметам согласно определению?
7. Теоретическая полезность. Насколько полезна концепция в более широком поле прагматической релевантности?
8. Предметный охват полезности. Насколько полезна концепция в предметной области смежных случаев и атрибутируемых признаков?»
В 1999 году политолог Джон Герин из Бостонского университета предложил 8 концептуальных критериев «хорошей концепции»: «1. Известность (употребимость).

Слайд 7Определение понятия «хорошее управление»
«Хорошее управление» – это многоаспектное понятие,

рассматриваемое в трех аспектах (значениях):
1) мера идеального в публичном управлении;
2) концепт проектирования,

формирования, реализации и оценки публичного управления;
3) инструментальная система.

«Хорошее управление» как мера идеального в публичном управлении отражает его общественно востребованное и конвенционально идеальное качественное состояние.

«Хорошее управление» как концепция проектирования, формирования, реализации и оценки публичного управления представляет собой ценностно-нормативную концепцию описания «хорошего управления» как качественного состояния публичного управления, включающую системную совокупность формальных правил (законодательные и подзаконные акты) и неформальных установлений (ценностей и убеждений, корпоративных и социальных норм), регулирующих поведение лиц и организаций и в соответствии с которой осуществляется управленческая деятельность, а также систему существенных признаков (и одновременно критериев) указанного качественного состояния публичного управления и ожидаемых (проектируемых) контрольных показателей качества публичного управления.
Определение понятия «хорошее управление» «Хорошее управление» – это многоаспектное понятие, рассматриваемое в трех аспектах (значениях):1) мера идеального в

Слайд 8Определение понятия «хорошее управление» (продолжение)
«Хорошее управление» как инструментальная система

представляет собой находящуюся в структурно-функциональном единстве совокупность институциональных, правовых и

организационно-администрирующих механизмов проектирования, алгоритмизации, реализации, обеспечения и контроля публичного управления в целях обеспечения, охраны, защиты и реализации публичных интересов, реализации социально-экономических функций, правоохранительной, политической, регулятивной и других функций публичной власти, в том числе обеспечения устойчивого благополучия всех граждан, безопасности личности, общества и государства, стабильности положительного и эффективного экономического развития государства, совокупность, характеризующуюся следующими существенными признаками:
– общесистемная интегральная эффективность и внутрисистемная поэлементная эффективность публичного управления;
– направленность на придание системе публичной власти и публичного управления негэнтропийных свойств, а также свойств системной устойчивости и элаборативной (имеющей тенденцию совершенствования) операциональности;
– интегративность – как направленность на достижение целей синергетической интеграции публичного сектора, гражданского общества и частного сектора в публичном управлении, в подготовке и реализации государственной политики, заключающихся в формировании состояния сбалансированной сопряженности указанных отдельных частей и функций системы в целое, в обеспечении их единства, что является эффективным фактором укрепления доверия общества к государству и его институциям;
– связанность императивами социального и правового государства, в том числе восприимчивость и комплиментарность по отношению к публичным интересам и складывающимся в конкретных сферах общественных отношений социальным запросам, когда по возможности максимально учитываются интересы всех заинтересованных сторон; ориентированность на достижение широкого консенсуса.
Определение понятия «хорошее управление» (продолжение) «Хорошее управление» как инструментальная система представляет собой находящуюся в структурно-функциональном единстве совокупность

Слайд 9Необходимость «нового» публичного управления (или публичного управления, основанного на новой

парадигме; возможны какие-то иные наименования, отражающие суть такой следующего поколения

модели) детерминирована следующими обстоятельствами:

– объективно обусловленное значительное и прогрессирующее расширение предметно-объектной области публичного управления в сравнении даже со второй половиной XX века, появление новых специфических сегментов предметно-объектной области публичного управления (такая тенденция наблюдалась и в XX веке, хотя и не с такой динамикой, к примеру, область спорта в большинстве государств мира стала предметно-объектной областью публичного управления только к середине XX века, лишь в некоторых с конца XIX века), притом что финансовые ресурсы публичной власти всё более не в состоянии обеспечить полноценное публичное управление во всех этих сегментах, отсюда – попытки замедлить или «обратить вспять» рост государственных затрат, с параллельным поиском более эффективных управленческих подходов и инструментов;
– существенное усложнение структуры и содержания публичного управления, вызванное прогрессирующим и весьма значительным усложнением структуры и содержания общественных отношений практически во всех областях жизни людей;
– существенное усложнение структуры и содержания публичного управления, вызванное прогрессирующим умножением числа объективно обусловленных (в смысле необходимости предоставления) публичных услуг, оказываемых публичной администрацией; публичная власть выполняет гораздо большее количество обязанностей в отношении своих граждан, чем несколько десятилетий и, тем более, столетие назад, при этом число публичных услуг растет с ростом потребностей в них;

Необходимость «нового» публичного управления (или публичного управления, основанного на новой парадигме; возможны какие-то иные наименования, отражающие суть

Слайд 10Необходимость «нового» публичного управления детерминирована следующими обстоятельствами (продолжение):
– трансформация публичных

порядков, усложнение отношений национальных публичных порядков между собой и с

международным порядком;
– значительное усложнение и увеличение объема нормативно-правового регулирования;
– пороки реальной реализации демократии и народовластия;
– возросший интерес к повышению эффективности и производительности публичного управления, а также возрастание потребностей в получении публичных услуг, «ориентированных на клиента»;
– существенное усложнение сферы экономики, требующее от публичной власти гибких сочетаний стратегического и текущего планирования, значительной диверсификации инструментариев публичного управления;
– парадигма публичного управления существенно подвержена происходящим изменениям в системе ценностей, касающихся роли и значения публичной администрации, а также в системе социальных ценностей и общественных потребностей, а эти изменения последних десятилетий и даже лет очевидны;
– существенное развитие автоматизации и информационных технологий в предоставлении публичных услуг.
Необходимость «нового» публичного управления детерминирована следующими обстоятельствами (продолжение): – трансформация публичных порядков, усложнение отношений национальных публичных порядков между

Слайд 11Основными существенными признаками «новой» модели публичного управления («нового» публичного управления),

приходящей на смену «традиционной» модели публичного управления, реализуемого публичной администрацией

(системой органов государственного и муниципального управления), и одновременно элементами парадигмы «нового» публичного управления обоснованно обозначить нижеследующие:

– внедрение концепта «хорошего» публичного управления;
– системное упрощение законодательства (как один из элементов и свойственных инструментов «новой» модели публичного управления);
– сокращение общего числа и сужение сегментов предметно-объектной области публичного управления с передачей публичной администрацией всё большего объема публичных функций и публичных полномочий, в том числе из числа тех, что исторически, традиционно относились к исключительной компетенции государства, негосударственным операторам – саморегулируемым и другим частным и государственно-частным организациям (яркие примеры – саморегулируемые организации в области финансовых рынков, в области виноделия, в области спорта), передача публичной администрацией решения всё большего числа вопросов «на откуп» рыночным механизмам, исходя из допущения, что рыночные механизмы смогут лучше отвечать условиям постоянно изменяющейся среды; обеспечение субсидиарности в предоставлении публичных услуг, в том числе передача части общего объема полномочий по оказанию публичных услуг частным операторам;
– развитие государственно-частного партнерства как элемента и инструмента «новой» модели публичного управления (ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры, существование частных разведок и частных армий и т.д.);
– дебюрократизация (реструктуризация управления в целях фокусировки на результатах, а не на процессах), включая расширение и структурно-функциональное усложнение децентрализации публичной администрации, разукрупнение и деконцентрацию субъектов публичного сектора, их переформирование и переформатирование, прежде всего – деконцентрацию структур и бюрократической системы центральных органов публичной власти;

Основными существенными признаками «новой» модели публичного управления («нового» публичного управления), приходящей на смену «традиционной» модели публичного управления,

Слайд 12Основными существенными признаками «новой» модели публичного управления («нового» публичного управления)

и одновременно элементами парадигмы «нового» публичного управления обоснованно обозначить нижеследующие

(продолжение):

– активизация взаимодействия государственного управления и других видов социального управления, расширение и усложнение корреляции и взаимодействия публичного управления и самоуправления, корреляции и взаимодействия публичного порядка и автономных внеправовых нормативных порядков, а также развитие гарантий и механизмов автономной институализации (иными словами, сферы компетенции органов публичной власти и негосударственных–немуниципальных организаций всё чаще и всё больше пересекаются); расширение и усложнение корреляции и взаимодействия государственного права и иных (помимо государственной) систем нормативной регламентации (lex sportiva, lex mercatoria, lex canonica и др.), расширение практики признания и легитимации государством отдельных положений таких внеправовых систем нормативной регламентации;
– реализация и прогрессивное развитие концепта «электронного государства», расширение объема и разнообразия оказываемых публичной администрацией электронных публичных услуг;
– существенно повышенные требования к транспарентности и подотчетности публичного управления; публичное управление становится объектом всё более интенсивного и перманентного контроля со стороны общества;
– существенное развитие «линейки» инструментов (мер, средств и механизмов) публичного управления, увеличение разнообразия их модификаций и усложнение их сочетаний (в том числе интерференции и мультипликативные эффекты), включая использование органами публичной власти бизнес-стратегий и иных подходов и инструментариев из сфер бизнес-менеджмента и корпоративного управления (стратегическое планирование, измерения производительности и др.);
– внедрение концепта управления по результатам, в том числе линейки новых механизмов фиксации и оценки эффективности публичного управления;
– повышенные восприимчивость и комплиментарность по отношению к публичным интересам и складывающимся в конкретных сферах общественных отношений социальным запросам. 

Основными существенными признаками «новой» модели публичного управления («нового» публичного управления) и одновременно элементами парадигмы «нового» публичного управления

Слайд 13К недостаткам «новой» модели публичного управления
обоснованно отнести нижеследующие:
– недостаточная эффективность

реализации такого подхода к публичному управлению на практике вследствие чрезмерного

увлечения риторикой «инновационности» без корреспондирующих этому реальных и эффективных, имеющих прагматическую релевантность «новых» инструментариев публичного управления, прошедших апробацию и валидацию; вообще существенные сложности с подтверждаемостью, верификацией прагматической релевантности, валидности и действительной инновационности инструментариев публичного управления, заявляемых как «новых» и как относящихся к «новой» модели публичного управления;
– потеря чувствительности системы публичного управления к действиям политиков (а через это – и к запросам и ожиданиям населения), что обусловлено существенными отличиями целей нанимаемых публичной администрацией менеджеров (сити-менеджеров, менеджеров во главе системы образования, системы здравоохранения и т.д.), реализующих подходы и инструментарии из сфер бизнес-менеджмента и корпоративного управления, от подверженных изменениям целей политической системы; то есть, как и в «традиционной» модели, в «новой» модели публичного управления проблема редуцированных возможностей политиков осуществлять реальный контроль в отношении публичной администрации не снята;
– конфликт между публичными интересами и стремлением перевести государство на «коммерческие рельсы» и на механизмы экономии публичных средств как самоцели: реализация краткосрочных политических и управленческих стратегий по минимизации публичных расходов и по сокращению и сужению предметно-объектных областей публичного управления (в качестве самоцелей) с высокой вероятностью может привести к падению эффективности учёта публичных интересов и осуществления публичного управления в долгосрочной перспективе в тех сферах, которые связаны с понятием социальности государства (социального государства), то есть в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и др.;
– неподтверждаемость утверждений о том, что внедрение «новой» модели публичного управления экономит публичные финансовые ресурсы.  Прагматическая релевантность (здесь) – степень полезности и соответствия ожиданиям. 
К недостаткам «новой» модели публичного управления обоснованно отнести нижеследующие:– недостаточная эффективность реализации такого подхода к публичному управлению на

Слайд 14Рекомендуемая литература по теме лекции:
1. Барциц И.Н. Система государственного и

муниципального управления: учебный курс: В 2 т. – М.: Изд-во

РАГС, 2011. – Т. 1. – 464 с.; Т. 2. – 488 с.
2. Барциц И.Н. Конституционное право на хорошее (эффективное) управление: критерии, показатели, оценки // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 11. – С. 64–71.
3. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 800 с.
4. Корчагин Р.Н., Панкратов И. Возможности реализации Концепции нового государственного управления // Государственная служба. – 2013. – № 5. – С. 18–21.
5. Петров А.Ю. «Право на хорошее управление» (right to good administration): традиции и современность // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». – 2013. – Т.13. – № 3. – С. 88–92.
6. Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / МИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ. – М., 2013. – 196 с.
7. Понкин И.В. О понятии и концепте «хорошего управления» («Good governance») // Государственная служба. – 2013. – № 4. – С. 39–42.
8. Понкин И.В. Концепт «новой модели» публичного управления // Право и образование. – 2013. – №12. – С. 55–70.
Рекомендуемая литература по теме лекции:1. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: В 2 т.

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика