Слайд 1Традиционная (репродуктивная) технология обучения
Слайд 2
Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время
(особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по
схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма(модель, образец), согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного.
Слайд 3Традиционные технологии обучения используются в следующих случаях:
– объяснительно-иллюстративный метод обучения, т. е.
преподаватель объясняет, наглядно иллюстрируя учебный материал. Данный метод осуществляется с
использованием лекций, рассказов, бесед, демонстрационных опытов, трудовых операций, экскурсий и многих других.
– репродуктивный метод осуществляется в том случае, когда преподаватель составляет задания для учащихся, которые направлены на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, учащийся сам активно использует имеющиеся у него знания, при этом отвечая на вопросы, решая задачи и т. д. В результате использования данного метода у учащихся формируются «знания-копии».
Слайд 4
Данная технология имеет ряд важных преимуществ : она экономична, облегчает
учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом,
в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки : располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.
Слайд 5
Рассмотрим их более подробно:
– усредненный общий темп изучения материала, что может
привести к понижению интереса к процессу обучения;
– единый усредненный объем знаний,
усваиваемых учащимися, следствием которого также может стать спад интереса к процессу обучения;
– большой объем знаний передается преподавателем в «готовом виде», без опоры на самостоятельную работу учащихся, на их творческую активность, что может привести к понижению качества знаний, учащимся становится неинтересно, учащиеся «разучиваются думать»;
– преподаватель не может скорректировать сведения об усвоении предлагаемого материала учащимися, что также снижает уровень качества знаний;
Слайд 6– преобладание словесных методов передачи информации сводится к тому, что у
учащихся рассеивается внимание и, например, уже к концу лекции учащийся
не воспринимает получаемую информацию;
– учащимся трудно работать с учебником, другой литературой, так как в учебных пособиях недостаточно расчленен учебный материал;
– преобладает перегрузка памяти, так как учащимся приходится по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, у того воспроизведение получается успешнее, но такие методы «зубрежки» в дальнейшем вызывают затруднения при применении данного материала на практике, так как учащиеся не могут находить информацию для принятия производственных решений, связанных с решением непосредственной задачи.
Слайд 7
Таким образом, при традиционной технологии обучения появляется разрыв между требованиями,
которые предъявляются к учащемуся в процессе обучения, и теми, которые
возникают затем в реальной профессиональной деятельности. Учащиеся оказываются неподготовленными, они не могут применить свои знания на практике.