Слайд 1Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования
Слайд 2«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы
влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Слайд 3«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка,
содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и
предметных средств»
С.Л.Новоселова
Слайд 4НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях
к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по
состоянию на июль 2011 года)
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Слайд 5В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой
любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной
степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
Слайд 6С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П.
Я. Гальперина, В. В. Давыдова,
Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Слайд 7В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических,
санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и
взрослых».
Слайд 8Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение
жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда
выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Слайд 9Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую
среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и
развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Слайд 10ФГОС дошкольного образования
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации
(группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Слайд 11Требования к развивающей
предметно-пространственной среде
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:
реализацию различных
образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него
условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
Слайд 12Требования к развивающей
предметно-пространственной среде
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Слайд 13НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Слайд 14НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря
(в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Слайд 15ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Слайд 16ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
3) ) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие
в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Слайд 17ВАРИАТИВНОСТЬ
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек
и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 18ДОСТУПНОСТЬ
5) ) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Слайд 19БЕЗОПАСНОСТЬ
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям
по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Слайд 20Функции предметно-пространственной среды
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об
окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть
мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Слайд 21Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать
в роли естественного фона жизни ребенка;
Снимать утомляемость;
Положительно влиять на эмоциональное
состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Слайд 22Показатели оценки развивающей среды:
Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
Отсутствие конфликтов
среди детей;
Наличие продуктов детской деятельности;
Динамика развития ребенка;
Невысокий уровень шума.
Слайд 23Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
Содержать
предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также
для деятельности со сверстниками;
Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
Совсем незнакомые предметы и материалы.
Слайд 24Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие
принципы:
информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников
во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.
Слайд 25Развивающая предметно-пространственная среда
рассматривается
как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности
ребенка и его личности;
включает
обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;
позволяет
педагогу
решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка
Слайд 26Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое
пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее
благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.