Слайд 1ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
Слайд 2Психолого-педагогическая программа — комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на достижение
целей обучения, воспитания и развития, реализация которых ограничена конкретными временными
рамками.
Слайд 4Профилактические психолого-педагогические программы – программы, направленные на профилактику трудностей в
обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся,
воспитанников.
Слайд 5Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы – программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками,
испытывающими трудности в обучении и развитии; направленные на преодоление проблем
и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др.
Слайд 6Развивающие психолого-педагогические программы – программы, направленные на наиболее полное раскрытие
интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений
и навыков, развитие креативности
Слайд 7Диагностические психолого-педагогические программы – программы психологической и психолого-педагогической диагностики интеллектуальных,
личностных, коммуникативных, поведенческих, социальных особенностей обучающихся, воспитанников в рамках решения
актуальных образовательных и воспитательных задач.
Слайд 8Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, направленные на формирование психологических
знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников,
их родителей и педагогов.
Слайд 9ТРЕБОВАНИЯ к авторским программам:
Слайд 10
Цель программы:
Категория обучающихся:
Срок обучения:
Режим занятий:
Слайд 11Цель программы:
Категория обучающихся:
Срок обучения:
Режим занятий:
Слайд 13- актуальность;
- цель и задачи программы;
- структура и содержание
программы (перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули, дидактические разделы);
структура занятий (вводная, основная, заключительная часть);
- методы, используемые при реализации программы;
описание используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников в зависимости от вида программы - профилактическая, коррекционно-развивающая, обучающая, диагностическая);
- обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы;
описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы;
Слайд 14- описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы
(специалистов, детей, родителей, педагогов);
- ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации
программы: требования к специалистам, реализующим программу; перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы; требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.) и т.д.
- сроки и этапы реализации программы;
- ожидаемые результаты реализации программы;
- система организации контроля за реализацией программы;
- критерии оценки достижения планируемых результатов (качественные, количественные)
Слайд 17Наиболее частые замечания по составлению программ
1. Несоответствие вида и содержания
программы
2.Несоответствие вида программы и цели
3.Несоответствие цели и содержания
4.Цели и задачи?
5.Нереалистичные
результаты
6.Нет обозначения авторов упражнений
7.Несоответствие показателей, диагностического инструментария, упражнений
Слайд 18Цель должна быть:
конкретной,
достижимой,
Реалистичной,
Измеримой.
Задачи конкретизируют цель
Слайд 19Примеры из программ
Цель программы: создание условий каждому ребенку для развития
способностей, творческой самореализации; определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных
инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психологическом развитии.
Слайд 20Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
‒ охрана и укрепление психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
‒ создать благоприятные
условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей), педагогов в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- оказывать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательной программы и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и образования каждого ребенка.