Слайд 1Неклассическая философия: иррационализм и материализм
Доцент А.Ю. Вязьмин
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Слайд 2Иррационализм и его определение
Главная черта иррационализма (от лат. in —
отрицающая приставка + ratio — «разум») — невозможность познания действительности (сущего как
такового) философией как наукой, собственно наукой и научными методами. Таким образом, согласно иррационализму познание a priori должно иметь нерациональные формы.
Иррационализм как таковой — это вариант несистематической философии, которая нарочито отказывается от права быть наукой.
Внерациональные формы способности познавать присущи гениям или людям с интуитивным постижением элементов истины. Второй внерациональной способностью сознания является воля, по большей части понимаемая как воля героическая.
Иррационализм апеллирует к высшим познавательным и волевым функциям (способностям, хабитуальностям [от лат. слова habitus — «привычка»]) сознания.
Слайд 3Иррационализм и его определение
Иррационализм XIX века — явление упадка рациональной
научной философии и результат развития общего мировоззренческого кризиса, известного под
именем нигилизма.
Нигилизм (от лат. nihil — «ничто») — мировоззрение, начавшееся с середины XIX века, отрицающее рациональную этику и стремление к нравственным идеалам на основании непринадлежности (необусловленности, неподвластности) воли человека его личному «я». Нигилизм середины XIX века критиковал науку, а нигилизм второй половины XIX века часто наоборот совмещался с естественнонаучным мировоззрением и носил более позитивистский характер.
Философы и общественные деятели второй половины XIX века всерьёз были настроены против нигилизма как пути, ведущего к катастрофе общечеловеческого характера.
Слайд 4Иррационализм: Артур Шопенгауэр
«Мир как воля и представление» (Die Welt als
Wille und Vorstellung, 1818) – главная работа позднего Шопенгауэра. В
этой работе Шопенгауэр отталкивается от того, что Кант в исследовании внутреннего опыта, игнорировал его постижение через волю, наиболее важную форму опыта. Шопенгауэр видит человеческую волю как единственное окно в мир за пределами синтезов рассудка и представления, как интуитивную способность постичь кантианскую вещь в себе (Ding an Sich).
Мир — это представление единой Воли бытия, в которой индивидуальная человеческая воля является феноменом. Промежуточное положение между индивидуальной способностью представлять мир и способностью волить (die Willkürskraft) занимает способность познавать мир эйдетически — с помощью понятий и идей.
Слайд 5Иррационализм: Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (22 февраля
1788 — 21 сентября
1860) —
немецкий философ, ученик
Ф. Шлейермахера и И. Г.
Фихте,
профессор Берлинского универ-
ситета (в период ректроства
Г. В. Ф. Гегеля), мистик и мизантроп.
Определение философии по Шопенгауэру: «Философия — это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что её искали на дороге науки вместо того, чтобы искать её на дороге искусства».
Слайд 6Иррационализм: Артур Шопенгауэр
Способность волить, согласно Шопенгауэру, не есть свобода воли.
Человеческая воля свободна только в том смысле, что она может
быть принята как необходимость Воли или отвергнута, но она не может быть изменена. Такая ситуация возникает из-за того, что способность воления есть часть Воли как вещи-в-себе, а последняя является основанием всей цепи причинности природного детерминизма.
Воля как вещь в себе находится в конфликте с ego каждого отдельного человека как с феноменом, обусловленном природной причинностью. Однако в силу способности воления ego трансцендирует (обладает направленностью на трансцендентное в существовании и познании), благодаря чему может понять другого через сострадание. В свою очередь несправедливость по отношению к другому лишает ego возможности быть частью Воли как с вещи-в-себе.
Слайд 7Иррационализм: Сёрен Кьеркегор
Сёрен Обю Кьеркегор (5 мая 1813
— 11
ноября 1855) — датский религиоз-
ный философ и писатель.
Кьекегор был обеспокоен
ситуацией евро-
пейского нигилизма. Источником нигилизма
он считал кризис христианства и распростра-
нение «эстетствующего» мироощущения.
В работе «Или-или» (1843) он выделил три стадии одухотворённого существования человека: эстетическую, этическую и религиозную. Все эти стадии являются преодолением обывательского состояния человеческой личности. Переход к каждой последующей стадии преодоления «обывателя» осуществляется через переживание отчаяния.
Слайд 8Иррационализм: Сёрен Кьергкгор
В работе «Страх и трепет» (1843) Кьеркегор рассматривает
отчаяние как некоторое переживание, способное открыть человеку абсурдность обывательского образа
жизни. Из переживания отчаяния рождается вера, которая как раз и представляет собой волю сопротивления абсурду.
В качестве основы мыслитель обращается к ветхозаветному рассказу об Аврааме и о его любимом сыне Исааке в книге Бытия 22:1—19 (Элоист: предположительно пророк Осия, около 730 г. до н. э.). Парадоксальную сущность веры Кьеркегор открывает посредством отвлечённых рассуждений по поводу преодоления Авраамом чувства абсурдности воли (повеления) Бога принести любимого сына в жертву, отчаяния, которое перерастает в веру и самоотверженность, и укрепляется в понимании абсурдности обывательского образа жизни, когда Бог являет чудо спасения Исаака: Авраам понимает, что повеление Бога провиденциально было направлено лишь на усиление его веры в Него.
Слайд 9Иррационализм: Фридрих Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше
(15 октября 1844 — 25 августа
1900) —
немецкий мыслитель,
классический филолог, композитор,
поэт, публицист и философ.
В возрасте 24 лет, будучи
ещё студен-
том, он был приглашён на должность профессора классической филологии (древнегреческий и латинский языки) в Базельский университет.
Философские взгляды Ницше складывались под влиянием работ А. Шопенгауэра. В период дружбы с Р. Вагнером Ницше написал работу «Рождение трагедии из духа музыки, или эллинство и пессимизм» (1872) в которой рассматриваются противоположности аполлонического и дионисийского в качестве этических и эстетических начал воли.
Слайд 10Фридрих Ницше, Луиза фон Саломе и Пауль Рэе
Слайд 11Иррационализм: Фридрих Ницше
«Так говорил Заратустра» (Also sprach Zaratustra, 1883—1885) —
философский роман Ф. Ницше, написанный им после разлуки с Л.
Фон Саломе.
В центре внимания романа Ницше — концепция сверхчеловека (Übermensch). Сверхчеловек — это существо, которому удалось преодолеть отчуждённость своего существования, который «вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом». Сверхчеловек, по словам Ницше, «смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание».
Человек — это промежуточное звено эволюции в её движении от обезьяны к сверхчеловеку. Главный герой романа — бродячий канатоходец и философ с персидским именем Заратустра — так восклицает о человеке: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».
Слайд 12Иррационализм: Фридрих Ницше
Ключевая концепция философии Ницше — воля к власти
(Wille zur Macht). Воля к власти — это непрестанно самоосуществляющаяся
сила, схваченная в аспекте её экспансивной природы. Воля к власти — это здоровое проявление воли, присущее человеку и животным в их эволюционном развитии.
Отрицающая сила, противопоставленная воли к власти, называется у Ницше ресентиментом (ressentiment). Это негодование, злопамятность, озлобленность, чувство враждебности к тому, что человек считает причиной своих неудач, бессильная зависть, тягостное сознание тщетности попыток самоутверждения. Ресентимент — это болезнь воли. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в систему морали. Результатом такой нездоровой «морали» является европейский нигилизм XIX века.
Слайд 13Иррационализм: Фридрих Ницше
На пути к сверхчеловеку воля к власти и
ресентимент преобразуются в особую волю к ничто (Wille zum Nichts),
которая должна преодолеть ситуацию (стадию) европейского нигилизма и «переоценки ценностей» с тем, чтобы создать новую мораль и новую систему ценностей. Воля к ничто в отличие от воли к власти не подвержена ресентименту. Её предназначение — подготовить появление сверхчеловека взамен существующего человечества.
В целом Фридриха Ницше можно охарактеризовать как самого скандального философа в истории философии. Язвительной критики и иронии Ницше не обошла ни одна философская мысль в истории человечества, в том числе и его собственная.
Слайд 14Материализм и его определение
Материализм — это философское направление, возникшее в
XVIII-XIX веках, согласно которому онтологически первым началом является материя, понятая
как объективная (интерсубъективная) реальность, непосредственно данная любому субъекту в ощущениях.
Материя в определении материалистов отличается как от классического (т. е. аристотелевского) определения материи в философии, так и от определения, принятого физиками.
Слайд 15Происхождение материализма
Термин «материализм», появляется благодаря Г. В. Лейбницу: Лейбниц некогда
попытался дать оценку эпикуреизму, которым в его время увлекались некоторые
французские рационалисты.
Идея «механистического материализма» в рамках рационализма появляется у ряда французских философов эпохи Просвещения, таких как Жюльен де Ламетри, Поль Гольбах, Дени Дидро.
В начале XIX века возникает новое течение — вульгарный материализм. У него были следующие черты:
1) атеизм и критика религии;
2) критика метафизики и предшествующей философии;
3) витализм (учение о жизненной силе);
4) утверждение, что мышление — продукт жизнедеятельности мозга.
К вульгарному материализму принадлежали Карл Фохт, Людвиг Бюхнер, Якоб Молешотт.
Слайд 16Антропологический материализм: Людвиг Фейербах
Людвиг Андреас фон Фейербах (1804—1872) — немец-
кий философ, теоретик атеизма.
Критика Фейербаха
направлена против ключевого для
Гегеля понятия «Дух», которым он обозначает нечто
все-
общее, стоящее за явлениями, определяющее их движение
от абстрактного (разобщенного) к конкретному (сра-
щенному), а также диалектику и историческое развитие.
Фейербах пишет, что философию следует начинать с конкретного бытия, а потому на место понятия «Духа» следует поставить природу и самого человека. Материя, из которой состоит человек, его тело, чувственность, потребности человека становятся у Фейербаха центральным предметом исследования.
Критика Фейербаха обращена также на религию и, в особенности, на христианство. В работе «Сущность христианства» (1841) он пишет: «То, что человек думает о Боге, — это осознание человеком самого себя». Фейербах предлагает исторический поворот от старых религий к новой антропологической религии предлагает совершить под девизом homo homini Deus est (человек человеку — Бог).
Слайд 17Метафизический материализм: Ойген Дюринг
Карл Ойген Дюринг (1833 — 1921) — немецкий
философ, физик, экономист
и юрист.
Система «философии действительности» Дюринга
представляет собой несобственную философию, соче-
тающую
в себе элементы материализма, позитивизма и
кантианства. При этом Дюринг использует метафизиче-
ские построения для систематизации разнородных взглядов.
Дюринг считает философию априорным учением о конечных истинах. Мир, согласно Дюрингу, бесконечен в пространстве, но ограничен во времени. Существованию Вселенной предшествует состояние абсолютного покоя, заключенное в неподвижном эфире. Однако вечной материи мира присуща внутренняя «механическая сила», которая и выводит его из состояния покоя. Особенностью такой «метафизической физики» Дюринга является то, что материя, время и пространство оказываются разобщенными сущностями, а мир и движение определяются как результат взаимодействия вечной материи и вечного пространства.
Слайд 18Диалектический материализм: Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Благодаря работам Карла
Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) материалистическое направление достигает своей
завершающей стадии. Под влиянием антропологической критики Гегеля Фейербахом Карл Маркс обращается к Гегелю и его диалектическому методу: в 1843 году он пишет работу «Критика гегелевской философии права», а в 1846 — «Тезисы о Фейербахе». Маркс знакомится с Энгельсом в 1844 году, а в 1848 выходит их первая совместная работа, содержащая политическую программу материализма – «Манифест коммунистической партии». В этой работе Маркс и Энгельс доказывают, что в дальнейшем историческом развитии человечества из оппозиции классов общества «буржуазия ↔ пролетариат» с неизбежностью возникнет некое новое бесклассовое социальное устройство и, таким образом, социальная формация «капитализм» сменится социальной формацией «коммунизм». Таким образом, марксизм предлагает в основном политическую программу в философии.
Энгельс также применяет диалектику к исследованию природы и окружающего мира. Это позволяет материализму прийти к некоторой «систематичности» своего учения и к определенной гносеологической программе. Крупнейшими работами Энгельса в разработке концептуальных основ диалектического материализма становятся «Диалектика природы» (1870) и «Анти-Дюринг» (1878).