Слайд 1Требования к современному уроку
Слайд 2Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на
стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых
лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Слайд 3Государственный стандарт образования — это
нормы и требования, определяющие обязательный
минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки
выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.
Слайд 4Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои
действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к
сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Слайд 5В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта
второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Слайд 6Требования, которые предъявляются к современному уроку:
«хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание» ;
учитель
должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
Слайд 7времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и
возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса,
стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 8На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:
свобода выбора;
открытости (не только
давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с
проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Слайд 9Что отличает современный урок от традиционного?
Методики,
технологии, подходы
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Рефлексивное обучение;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;
Средства обучения
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Слайд 10 Результаты обучения:
Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в
социально и личностно - значимой сфере:
- образовательная – в её
основе лежит учебная деятельность
- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями
- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию
- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей
- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную
Слайд 11Универсальные учебные действия:
Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события
с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных
отношениях.
Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)
Познавательные - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.
Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.
Слайд 12Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную,
самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую
очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Слайд 13Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный
и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 14 Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать
домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока
– учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, прежде всего, усиливается мотивация ребенка к познанию окружающего мира, демонстрируется ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Слайд 16Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования
и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31
с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования.