Слайд 1
Требования международного стандарта ISO/TS 16949:2002
Слайд 28 ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА — ОСНОВА
СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000:2000
ГОДА
ПРИНЦИП 1 – ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Организации зависят от своих
потребителей, и поэтому должны понимать текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания
Слайд 3ПРИНЦИП 1 – ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Ключевые преимущества:
Возрастающие прибыли и доли
рынков, получаемые посредством гибких и быстрых откликов на возможности рынка
Изменение
в лучшую сторону лояльности потребителей, ведущее к повторным обращениям потребителей и хорошим отзывам
Применение принципа «Ориентация на потребителя» обычно приводит к следующим действиям:
Понимание потребностей и ожиданий потребителей
Обеспечение соответствия целей и задач организации потребностям и ожиданиям потребителей
Распространение информации о потребностях и ожиданиях потребителей по всей организации
Измерение удовлетворенности потребителей и результатов действий
Менеджмент взаимоотношений с потребителями
Обеспечение сбалансированного подхода к потребителю и другим заинтересованным сторонам
Слайд 4ПРИНЦИП 2 – ЛИДЕРСТВО
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности
организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду,
в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Слайд 5ПРИНЦИП 2 – ЛИДЕРСТВО
Ключевые преимущества:
Работники будут понимать и будут
мотивированы к достижению целей и задач организации
Деятельность оценивается, согласовывается и
осуществляется единым образом
Применение принципа «Лидерство» обычно приводит к следующим действиям:
Рассмотрение потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, работников, поставщиков, обществ и общественных организаций в целом
Установление понятного видения будущего организации
Постановка мобилизующих целей и задач
Создание и поддержание общих ценностей и этических норм на всех уровнях организации
Установление доверия и устранение опасений
Предоставление работникам требуемых ресурсов, обучения и свободы действий
Стимулирование, поощрение и признание вклада работников
Слайд 6ПРИНЦИП 3 – ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ
Работники всех уровней составляют основу организации
и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать
их способности.
Слайд 7ПРИНЦИП 3 – ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ
Ключевые преимущества:
Мотивированные, ответственные и
вовлеченные работники
Работники ощущают ответственность за собственные результаты
Работники стремятся участвовать
и вносить свой вклад в непрерывное улучшение
Применение принципа «Вовлечение работников» обычно приводит к следующим действиям :
Понимание важности собственного вклада и роли в организации
Принятие своей роли и ответственности в решении проблем
Оценивание собственной результативности по своим личным целям и задачам
Активный поиск возможностей повышения своей компетентности, знаний и опыта
Свободный обмен знаниями и опытом
Слайд 9ПРИНЦИП 4 – ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Желаемый результат достигается эффективнее, когда
деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Слайд 10ПРИНЦИП 4 – ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Ключевые преимущества:
Возможность снижения затрат
и сокращения времени за счет эффективного использования ресурсов
Улучшенные, устойчивые и
прогнозируемые результаты
Сосредоточенность на способах улучшения и придание им приоритетности
Применение принципа «Процессный подход» обычно приводит к следующим действиям :
Определения ключевых видов деятельности, необходимых для получения желаемого результата
Установление понятной ответственности и отчетности для управления ключевыми видами деятельности
Понимание и измерение ключевых видов деятельности
Сосредоточенность руководства на таких факторах, как ресурсы, методы и материалы, которые улучшают ключевые виды деятельности организации
Оценивание рисков, последствий и воздействий для потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон
Слайд 11ПРИНЦИП 5 – СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
Выявление, понимание и
менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и
эффективность организации при достижении ее цели
Слайд 12ПРИНЦИП 5 – СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ
Ключевые преимущества:
Взаимодействие
процессов, которое наилучшим образом приводит к достижению желаемых результатов
Создание доверия
основных заинтересованных сторон к результативности и эффективности организации
Применение принципа «Системный подход» обычно приводит к следующим действиям :
Структурирование системы для достижения целей организации наиболее эффективным способом
Понимание взаимозависимостей между процессами системы
Установление целей и определение того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе
Постоянное улучшение системы посредством измерения и оценивания
Слайд 13ПРИНЦИП 6 – ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ
Постоянное улучшение деятельности организации в целом
следует рассматривать как ее неизменную цель
Слайд 14ПРИНЦИП 6 – ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ
Ключевые преимущества:
Возросшее конкурентное преимущество
благодаря улучшению возможностей организации
Гибкость и быстрое реагирование
Применение принципа «Постоянное улучшение»
обычно приводит к следующим действиям :
Использование согласующегося подхода к постоянному улучшению во всей организации
Предоставление работникам возможности обучения методам и средствам постоянного улучшения
Превращение принципа постоянного улучшения продукции, процессов и системы в цель для каждого работника организации
Установление целей по управлению и измерению хода постоянного улучшения
Признание и подтверждение улучшений
Слайд 15ПРИНЦИП 7 – ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ
Эффективные решения основываются
на анализе данных и информации.
Слайд 16ПРИНЦИП 7 – ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ
ФАКТОВ
Ключевые
преимущества:
Решения, основанные на информации
Возможность демонстрации результативности прошлых решений на
основе истории качества
Способность анализировать, оспаривать и изменять мнения
Применение принципа «Принятие решений, основанное на фактах» обычно приводит к следующим действиям :
Обеспечение достаточной точности и достоверности данных и информации
Доступность данных для потребителей
Принятие решений и согласованных действий на основе анализа фактов, подтвержденных опытом и интуицией
Слайд 17ЦИКЛ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ
Слайд 18ПРИНЦИП 8 – ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ
Организации и ее поставщики
взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать
ценности.
Слайд 19ПРИНЦИП 8 – ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ
Ключевые преимущества:
Возросшая
возможность создавать ценности для обеих сторон
Гибкость и быстрота согласованных совместных
откликов на изменения рынка
Применение принципа «Взаимовыгодные отношения с поставщиками» обычно приводит к следующим действиям :
Идентификация и выбор ключевых поставщиков
Установление взаимоотношений, уравновешивающих краткосрочные выгоды с долгосрочными
Объединение знаний и ресурсов основных партнеров
Установление открытых контактов
Разработка совместных действий по улучшению
Стимулирование, поощрение и признание улучшений и достижений
Слайд 21ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСО 9000:2000
Качество - степень, с которой совокупность
собственных характеристик выполняет требования.
Требование - потребность или ожидание, которое установлено,
обычно предполагается или является обязательным.
Система менеджмента качества - система менеджмента для управления организацией применительно к качеству.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы
Политика в области качества - общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Цели в области качества - то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества.
Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов
Эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами
Слайд 22ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСО 9000:2000
Слайд 23
Раздел 1 Область применения
Раздел 2 Нормативные ссылки
Раздел 3 Определения
Раздел 4
Система менеджмента качества
Раздел 5 Ответственность руководства
Раздел 6 Менеджмент ресурсов
Раздел 7
Процессы жизненного цикла продукции
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
ТЕМА 3
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
(ИСО 9001:2000)
Слайд 24МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Слайд 25ПОДХОД К СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
(МС ИСО 9000:2000 П. 2.3)
Установление потребностей
и ожиданий потребителей
Разработка политики и целей
организации в области качества
Установление процессов
и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества
Установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества
Разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса
Начало
Определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин
Разработка и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества
Применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса
Слайд 26Раздел 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ (ИСО 9001:2000)
1.1 Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает
требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а)
нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
1.2 Применение
Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.
При сделанных исключениях заявления о соответствии
настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения
подпадают под требования, приведенные в разделе 7,
и не влияют на способность или ответственность
организации обеспечивать продукцией, отвечающей
требованиям потребителей и соответствующим обязательным
требованиям.
Слайд 27РАЗДЕЛ 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
(ДОПОЛНЕНИЯ)
1.1 Общие положения
Определяет требования к
СМК при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании продукции,
относящейся к автомобильной промышленности
Применятся к подразделениям организации, производящим компоненты и /или запасные части
Вспомогательные службы, поддерживающие деятельность производственных подразделений, вне зависимости от места их расположения подлежат проверке при сертификации, но не могут сертифицироваться самостоятельно
Применение по всей цепочке поставщиков предприятий – изготовителей автотранспортных средств
1.2 Применение
Единственное исключение – п.7.3 - для организаций, не несущих ответственность за проектирование и разработку продукции
Допустимые исключения, установленные МС ИСО 9001, не распространяются на разработку процесса производства
Слайд 28СТРУКТУРА ТРЕБОВАНИЙ К СМК
Раздел 4 Система менеджмента качества
Общие требования
Требования к
документации
Раздел 5 Ответственность руководства
Обязательства руководства
Ориентация на потребителя
Политика в области качества
Планирование
Ответственность,
полномочия и обмен информацией
Анализ со стороны руководства
Раздел 6 Менеджмент ресурсов
Обеспечение ресурсами
Человеческие ресурсы
Инфраструктура
Производственная среда
Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Планирование ПЖЦ продукции
Процессы, связанные с потребителями
Проектирование и разработка
Закупки
Производство и обслуживание
Управление устройствами для мониторинга и измерений
Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
Общие положения
Мониторинг и измерение
Управление несоответствующей продукцией
Анализ данных
Улучшение
Слайд 294.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СМК
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и
поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества,
постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Организация должна:
а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2);
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечивать со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.
Примечание — В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, следует включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.
Слайд 30АНАЛИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ISO/TS 16949
Раздел 4 Система менеджмента качества
Слайд 31ЗАЧЕМ ДОКУМЕНТИРОВАТЬ СМК?
Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий.
Ее применение способствует:
а) достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;
б)
обеспечению соответствующей подготовки кадров;
в) повторяемости и прослеживаемости;
г) обеспечению объективных свидетельств;
д) оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.
Разработка документации не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность.
Слайд 34 СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАЦИИ СМК
В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Руководство
по качеству
Процедуры
Инструкции
Перспективное планирование качества продукции
и план управления - APQP
Статистическое управление процессами - SPC
Анализ видов
и
последствий потенциальных отказов - FMEA
Анализ измерительных систем - MSA
Процесс согласования производства части - PPAP
Международный стандарт
ISO 9001
Отраслевые требования ISO/TS 16949
Специальные требования отдельных организаций
Прочая документация
Определяет международные требования к системе менеджмента качества
Определяют международные требования к системе качества в автомобилестроении
Требования отдельных потребителей к системе качества
Слайд 354.2 ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ
4.2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Документация системы менеджмента
качества должна включать:
а) документально оформленные заявления о политике и целях
в области качества;
б) руководство по качеству;
в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;
г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
д) записи, требуемые настоящим стандартом (4.2,4).
Примечания
1 Там, где в настоящем стандарте встречается термин «документированная процедура», это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
2 Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от:
а) размера организации и вида деятельности;
б) сложности и взаимодействия процессов;
в) компетенции персонала.
3 Документация может быть в любой форме и на любом носителе.
Слайд 364.2.2 РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем
состоянии руководство по качеству. Руководство должно содержать:
а) область применения системы
менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (1.2);
б) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
в) описание взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества.
Слайд 37КАКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОКУМЕНТИРОВАНЫ?
Управление документацией
Управление записями
Управление
несоответствующей продукцией
Внутренний аудит (проверки)
Корректирующие действия
Предупреждающие действия
Управление персоналом
(требование ИСО/ТУ 16949)
Слайд 384.2.3 УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
Для управления документами должна быть разработана документированная процедура.
Процедура должна предусматривать:
а) проверку документов на адекватность до их выпуска;
б)
анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
г) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
Документами системы менеджмента качества необходимо управлять. Записи – специальный вид документов и ими надо управлять согласно требованиям, приведенным в 4.2.4.
Слайд 39нет
да
да
Принятие решения о разработке (внесения изменений)
РК, Процедура
Утверждение
Регистрация и ведение
архива
Рассылка
Ознакомление
Начало
Согласование
Разработка (внесение изменений)
РК, Процедура
Действие документа (разделов завершено?
нет
Изменения
необходимы?
да
нет
Изъятие
Уничтожение
Конец
Слайд 40АНАЛИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ISO/TS 16949
Раздел 4 Система менеджмента качества
Слайд 414.2.4 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПИСЯМИ
Записи должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии
для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК. Они
должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Необходимо разработать документированную процедуру по идентификации, хранению, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей.
Слайд 42АНАЛИЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ISO/TS 16949
Раздел 4 Система менеджмента качества
Слайд 465 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА
5.1 Обязательства руководства
5.2 Ориентация на потребителя
5.3 Политика в
области качества
5.4 Планирование
5.4.1 Цели в области качества
5.4.2 Планирование СМК
5.5 Ответственность, полномочия и информирование
5.5.1 Ответственность и полномочия
5.5.2 Представитель руководства
5.5.3 Внутреннее информирование
5.6 Анализ со стороны руководства
5.6.1 Общие положения
5.6.2 Входные данные для анализа
5.6.3 Выходные данные анализа
Слайд 475.1 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РУКОВОДСТВА
Высшее руководство должно представить наличие свидетельств своих обязательств
по разработке, внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению
ее результативности посредством:
a) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
б) разработки политики в области качества;
в) обеспечения разработки целей в области качества;
г) проведения анализа со стороны руководства;
д) обеспечения необходимыми ресурсами.
Слайд 48Раздел 5 Ответственность руководства
Слайд 495.3 ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика
в области качества:
а) соответствовала целям организации;
б) включала обязательство соответствовать требованиям
и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
в) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
д) анализировалась на постоянную пригодность.
5.2 ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
Высшее руководство должно обеспечивать, определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и 8.2.1).
Слайд 505.4 ПЛАНИРОВАНИЕ
5.4.1 ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Высшее руководство должно обеспечить, чтобы
цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения
требований к продукции [7.1 а)], были установлены:
в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях;
цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества
5.4.2 ПЛАНИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Высшее руководство должно обеспечивать:
а) планирование создания и развития системы менеджмента качества для выполнения требований, приведенных в 4.1, а также для достижения целей в области качества;
б) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.
Слайд 51Раздел 5 Ответственность руководства
Слайд 52ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
(ПРИМЕРЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ)
В следующие 5 лет мы
должны стать организацией с хорошо обученным персоналом
Установить максимальный период доставки
14 дней
В следующем финансовом году снизить потери от несоответствий на 3%
Отсутствие жалоб от потребителей
Слайд 535.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПОЛНОМОЧИЯ И
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
5.5.1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ
Высшее руководство должно
обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и
полномочий.
ТРЕУГОЛЬНИК “ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ПОЛНОМОЧИЯ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ”.
а – правильный треугольник: ответственность, полномочия и взаимодействия соответствуют друг другу;
б – ответственности мало, полномочий много, взаимодействия неполны и разорваны – такой треугольник характерен для менеджеров высшего звена;
в – ответственности много, полномочий мало, взаимодействие разорваны – характерен для среднего и низшего звеньев управления: начальников цехов, линейных управляющих, мастеров, бригадиров.
Слайд 54Раздел 5 Ответственность руководства
Слайд 555.5.2 ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУКОВОДСТВА
Высшее руководство должно назначить представителя
из состава руководства,
который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь
полномочия, распространяющиеся на:
а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;
б) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;
в) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.
Примечание – В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.
Слайд 56Раздел 5 Ответственность руководства
Слайд 575.5.3 ВНУТРЕННИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации
соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности
системы менеджмента качества.
Слайд 585.6 АНАЛИЗ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА
5.6.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Высшее руководство должно анализировать
через запланированные интервалы систему менеджмента качества организации с целью обеспечения
ее постоянной:
пригодности,
адекватности
результативности.
В анализ следует включать оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.
Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Слайд 59Раздел 5 Ответственность руководства
Слайд 605.6 АНАЛИЗ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА
Слайд 616.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ
Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для:
а)
внедрения,
б) поддержания,
в) постоянного повышения результативности СМК,
г) повышения удовлетворенности потребителей благодаря
выполнению их требований.
6 МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ
6.1 Обеспечение ресурсами
6.2 Человеческие ресурсы
6.3 Инфраструктура
6.4 Производственная среда
Слайд 626.2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
6.2.1 Общие положения
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество
продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой,
навыками и опытом.
6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка
Организация должна:
а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
в) оценивать результативность предпринятых мер;
г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте (4.2.4)
Слайд 64Раздел 6 Менеджмент ресурсов
6.2.2.3 Подготовка персонала на рабочем месте
Обеспечение подготовки
персонала по новому или измененному виду деятельности, включая занятых по
контракту, агентский персонал
Информированность персонала о последствиях для потребителя при несоответствиях требований
6.2.2.4 Мотивация и ответственность работников
Наличие процесса мотивации для достижения целей по качеству, осуществления постоянных улучшений, создания условий для инноваций
Пропаганда качества и техническая осведомленность осведомлённость во всей организации
Наличие процесса измерения степени осведомлённости персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества
Слайд 656.3 ИНФРАСТРУКТУРА
Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии
инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может
включать:
а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;
б) оборудование для процессов (как технические, так и программные средства);
в) службы обеспечения (например, транспорт или связь).
Слайд 676.4 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА
Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения
соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.
Производственная среда – комбинация
человеческого и физического фактора;
методы творческой работы
эргономика
размещение рабочих мест
охрана труда
социальное взаимодействие
температура, влажность, освещённость
чистота, шум, вибрация
Слайд 68Раздел 6 Менеджмент ресурсов
6.4 Производственная среда
6.4.1 Безопасность персонала при достижении
качества продукции
Внимание к безопасности продукции и средств производства для сведения
к минимуму потенциальных рисков для персонала при разработке, проектировании и производстве продукции
6.4.2 Чистота помещений
Требования к чистоте, порядку и своевременному ремонту с учетом характера выпускаемой продукции и процесса производства
Слайд 697 ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции
7.2
Процессы, связанные с потребителями
7.3 Проектирование и разработка
7.4 Закупки
7.5 Производство и
обслуживание
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений
Слайд 70ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
Слайд 717.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
Организация должна планировать и разрабатывать
процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного
цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества (4.1).
При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить, если это целесообразно:
а) цели в области качества и требования к продукции;
б) потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции;
в) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции;
г) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям (4.2.4)
Слайд 727.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
Результат планирования должен быть в
форме, соответствующей практике организации.
Примечания
Документ, определяющий процессы системы менеджмента качества (включая
процессы жизненного цикла продукции) и ресурсы, которые предстоит применять к конкретной продукции, проекту или контракту, может рассматриваться как план качества.
При разработке процессов жизненного цикла продукции организация может также применять требования 7.3
Слайд 73Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 747.2 ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
7.2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ
К ПРОДУКЦИИ
Организация
должна определить:
а) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и
деятельности после поставки;
б) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно;
в) законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции;
г) любые дополнительные
требования, определенные организацией.
Слайд 75Служба маркетинга исследовала потребности и выяснила, что людям не на
чем сидеть в автомобиле, и сделала вывод, что для этой
цели могут быть использованы стулья, которые мы сможем сделать.
Конструктора решили, что они сами знают, что надо производить: если людям не на чем сидеть, будем делать табуретки.
Производственники сделали рационализаторское предложение: табуретка и на трех ножках табуретка. Экономический эффект очевиден.
Отдел сбыта упаковал и "успешно" сбыл потребителю эту продукцию.
Потребитель испытал - стул оказался “жидким”. Некоторые сломали не только ножку табуретки, но и собственную ногу.
А это то, что хотел потребитель за ту же цену!!!
Слайд 767.2 ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
7.2.2 АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К
ПРОДУКЦИИ
Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен
проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участия в тендерах, принятие контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам) и должен обеспечивать:
а) определение требований к продукции;
б) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных;
в) способность организации выполнять определенные требования.
Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Слайд 777.2 ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
7.2.2 АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К
ПРОДУКЦИИ
Если потребители не выдвигают документированных требований, организация должна подтвердить их
у потребителя до принятия к исполнению.
Если требования к продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответствующие документы были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях.
Примечание — В некоторых ситуациях, таких, как продажи, осуществляемые через Интернет, практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую, как каталоги или рекламные материалы.
Слайд 787.2.3 СВЯЗЬ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
Организация должна определять и осуществлять эффективные меры
по поддержанию связи с потребителями, касающиеся:
а) информации о продукции;
б) прохождения
запросов, контракта или заказа, включая поправки;
в) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей.
Слайд 79Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7.2 Процессы, связанные с потребителем
Демонстрация
потребителю соответствия требований при обозначении, документировании и управлении ключевыми( специальных)
характеристиками
Санкционирование потребителем отказа от проведению официального анализа требований, относящихся к продукции
Исследование, подтверждение и документирование производственной осуществимости предлагаемой продукции в процессе анализа контракта, включая анализ рисков
Информационный обмен с потребителем на установленном языке и формате
Слайд 807.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА
Проектирование и разработка - совокупность процессов, переводящих
требования в установленные характеристики или нормативно-техническую документацию на продукцию, процесс,
или систему (ИСО 9000:2000).
Слайд 817.3.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И РАЗРАБОТКИ
Организация должна планировать и управлять проектированием
и разработкой продукции.
В ходе планирования проектирования и разработки организация должна
устанавливать:
а) стадии проектирования и разработки;
б) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующие каждой стадии проектирования и разработки;
в) ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.
Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием и разработкой, с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности.
Результаты планирования должны актуализироваться, если это целесообразно, по ходу проектирования и разработки.
Слайд 82Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7,3 Проектирование и разработка
7.3.1.1 Многофункциональный
подход
Применение многофункционального подхода при планировании, проектировании, разработке и постановке продукции
на производство
Анализ потенциальных рисков
Слайд 837.3.2 ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И РАЗРАБОТКИ
Входные данные, относящиеся к требованиям
к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в
рабочем состоянии (4.2.4).
Входные данные должны включать:
а) функциональные и эксплуатационные требования;
б) соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
в) там, где это целесообразно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов;
г) другие требования, важные для проектирования и разработки.
Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
Слайд 84Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7,3 Проектирование и разработка
7.3.2.1 Входные
данные для проектирования продукции
Определение, документирование, анализ требований к входным проектным
данным для продукции:
ключевые (специальные) характеристики, идентификация, прослеживаемость, упаковка;
информация из предыдущих проектов,анализа конкурента, обратная связь от поставщика, внутренние входные данные, данные об эксплуатации и других источников:
задачи по качеству продукции, жизненному циклу, надежности, продолжительности срока службы, ремонтопригодности, срокам поставки и цене
Слайд 85Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7.3.2.2 Входные данные для проектирования
процесса производства
Определение, документирование, анализ требований к входным данным для проектирования
процесса производства:
выходные проектные данные разработки продукции;
задачи по производительности, возможностям процесса и стоимости;
требования потребителей, если таковые имеются;
опыт предыдущих разработок.
Выполнение рекомендаций APQP, PPAP, FMEA для реализации требований к входным и выходным данным при проектировании продукции и процессов
7.3.2.3 Ключевые (специальные ) характеристики
Определение ключевых (специальных) характеристик, для безопасного и правильного использования и:
включение всех специальных характеристик в план управления;
соответствие определениям и символам, установленным потребителем;
идентификация документов по управлению процессами. включающими этапы процесса, которые влияют на ключевые (специальные) характеристики.
Слайд 86КЛЮЧЕВЫЕ (СПЕЦИАЛЬНЫЕ) ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОДУКЦИИ И ПРОЦЕССОВ
ЭТО:
Характеристики продукции или параметры процесса
производства, влияющие на безопасность или соответствие обязательным требованиям, пригодность, выполнение
функции, рабочие характеристики или последующую обработку продукции (определение ИСО/ТУ 16949)
Характеристики продукции и процессов, назначенные потребителем, описывающие безопасность и правительственные нормы и/или назначенные поставщиком благодаря знаниям о продукции и процессе (определение APQP)
Слайд 87ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ПОРЯДКА
FMEA-конструкции
FMEA-технологии
FMEA-технологии
Слайд 887.3.3 ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И РАЗРАБОТКИ
Выходные данные проектирования и разработки
должны быть представлены в форме, позволяющей провести верификацию относительно входных
требований к проектированию и разработке, а также должны быть утверждены до их последующего использования.
Выходные данные проектирования и разработки должны:
а) соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
б) обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;
в) содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;
г) определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного использования.
Слайд 89Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7.3.3.1 Выходные данные проектирования продукции
Верификация
и валидация выходных данных проектирования продукции по отношению к входным
требованиям
7.3.3.2 Выходные данные проектирования процесса производства
Верификация и валидация по отношению к входным требованиям
Выполнение рекомендаций APQP, PPAP, FMEA для реализации требований к входным и выходным данным при проектировании продукции и процессов
Слайд 907.3.4 АНАЛИЗ ПРОЕКТА И РАЗРАБОТКИ
На тех стадиях, где это целесообразно,
должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с
запланированными мероприятиями (7.3.1) с целью:
а) оценивания способности результатов проектирования и разработки удовлетворять требованиям;
б) выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям. В состав участников такого анализа должны включаться представители подразделений, имеющих отношение к анализируемой(ым) стадии(ям) проектирования и разработки. Записи результатов анализа и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Слайд 91Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7.3.4.1 Мониторинг
Определение измерений на установленных
стадиях процесса и разработки, анализ и представление с краткими результатами
для анализа со сторон руководства (риски в области качества, затраты, сроки реализации заказа, критические пути и др.)
Слайд 927.3.5 ВЕРИФИКАЦИЯ (ПРОВЕРКА) ПРОЕКТА И РАЗРАБОТКИ
Верификация должна осуществляться в соответствии
с запланированными мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования
и разработки соответствуют входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Слайд 93ISO 9000:2000 Определения терминов
Верификация: «Подтверждение на основе представления объективных свидетельств
того, что установленные требования были выполнены»
Валидация: Подтверждение на основе представления
объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены»
Слайд 947.3.6 ВАЛИДАЦИЯ (УТВЕРЖДЕНИЕ) ПРОЕКТА И РАЗРАБОТКИ
Валидация проекта и разработки должна
осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1), чтобы удостовериться, что
полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. Записи результатов валидации
и всех необходимых действий должны
поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Слайд 95ВЕРИФИКАЦИЯ И ВАЛИДАЦИЯ
Анализ разработки
Потребности потребителей
Входные данные разработки
Процесс разработки
Выход разработки
Продукция или
услуга
Верификация
(Проверка)
Валидация
(Утверждение)
Слайд 96Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7.3.6.1 Валидация проекта и разработки
Осуществление в соответствии с требованиями потребителей, включая сроки реализации программы
7.3.6.2
Программа разработки опытного образца
Наличие программы разработки опытного образца и плана управления
Использование поставщиков, оборудования, инструмента, процессов производства, которые будут применяться в ходе производства
Мониторинг деятельности по испытаниям рабочих характеристик
Ответственность организации за услуги по субподряду, в том числе за техническое руководство
7.3.6.3 Процесс одобрения продукции
Процедура одобрения, признанная потребителем (РРАР)
Применение процедуры одобрения продукции в процессе производства к поставщикам
7.3.7.Управление изменениями проекта и разработки
Включение всех изменений проекта и разработки в течение запрограммированного периода жизни продукции
Слайд 977.3.7 УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРОЕКТА И РАЗРАБОТКИ
Изменения проекта и разработки должны
быть идентифицированы, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии. Изменения
должны быть проанализированы, верифицированы и подтверждены соответствующим образом, а также согласованы до внесения.
Анализ изменений проекта и разработки должен включать оценку влияния изменений на составные части и уже поставленную продукцию.
Записи результатов анализа изменений и любых необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Слайд 98Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7.3.7.Управление изменениями проекта и разработки
Включение
всех изменений проекта и разработки в течение запрограммированного периода жизни
продукции
Слайд 997.4 ЗАКУПКИ
7.4.1 ПРОЦЕСС ЗАКУПОК
Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным
требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению
к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.
Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Слайд 100Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1017.4.2 ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАКУПКАМ
Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию,
включая, где это необходимо:
а) требования к утверждению продукции, процедур, процессов
и оборудования;
б) требования к квалификации персонала;
в) требования к системе менеджмента качества.
Организация должна обеспечивать адекватность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
Слайд 102Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1037.4.3 ВЕРИФИКАЦИЯ ЗАКУПЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Организация должна разработать и осуществлять
- контроль или
-
другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям
к закупкам.
Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию (проверку) на предприятии поставщика, то организация должна установить в информации по закупкам предполагаемые меры по проверке и порядок выпуска продукции у поставщика.
Слайд 104Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1057.5 ПРОИЗВОДСТВО И ОБСЛУЖИВАНИЕ
7.5.1 УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБСЛУЖИВАНИЕМ
Организация должна планировать
и обеспечивать производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия
должны включать, если это целесообразно:
а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
б) наличие рабочих инструкций
в случае необходимости;
в) применение подходящего оборудования;
г) наличие и применение контрольных и
измерительных приборов;
д) проведение мониторинга и измерений;
е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.
Слайд 106Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1077.5.2 ВАЛИДАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ
Организация должна подтверждать все процессы
производства и обслуживания, результаты которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга
или измерения. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги.
Валидация (утверждение) должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланированных результатов.
Организация должна разработать меры по этим процессам, включая, если это приемлемо:
а) определенные критерии для анализа и утверждения процессов;
б) утверждение соответствующего оборудования
и квалификации персонала;
в) применение конкретных методов и процедур;
г) требования к записям (4.2.4);
д) повторную валидацию.
Слайд 108Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1097.5.3 ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ
Если это целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию
при помощи соответствующих средств на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организация
должна идентифицировать статус продукции по отношению к требованиям мониторинга и измерений.
Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять специальной идентификацией продукции и регистрировать ее (4.2.4).
Примечание – В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством, с помощью которого поддерживается идентификация и прослеживаемость. Вопросы менеджмента конфигурации отражены в ИСО 10007.
Слайд 110Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1117.5.4 СОБСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока
она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна
идентифицировать, верифицировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Примечание – Собственность потребителя
может включать в себя
интеллектуальную собственность.
Слайд 112Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1137.5.5 СОХРАНЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ
Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе
внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения. Это
сохранение должно включать идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно также применяться и к составным частям продукции.
Слайд 114Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
Слайд 1157.6 УПРАВЛЕНИЕ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ
МОНИТОРИНГА И ИЗМЕРЕНИЙ
Организация должна определить мониторинг
и измерения, которые предстоит осуществлять, а также устройства для мониторинга
и измерения, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям (7.2.1).
Организация должна разработать процессы для подтверждения того, что способ мониторинга и измерения совместим с требованиями к мониторингу и измерениям.
Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное оборудование должно быть:
а) откалибровано или проверено в установленные периоды или перед его применением по образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована;
б) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;
в) идентифицировано с целью установления статуса калибровки;
Слайд 1167.6 УПРАВЛЕНИЕ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ
МОНИТОРИНГА И ИЗМЕРЕНИЙ
г) защищено от регулировок,
которые сделали бы недействительными результаты измерения;
д) защищено от повреждения и
ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.
Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Организация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой измеренной продукции. Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно подтверждено по мере необходимости.
Примечание – См, ИСО 10012-1 и ИСО 10012-2.
Слайд 117Раздел 7 Процессы жизненного цикла продукции
7.6 Управление устройствами для мониторинга
и измерений
7.6.1 Анализ измерительных систем
Применение к измерительным системам, на которые
имеются ссылки в плане управления.
Соответствие применяемых аналитических методов и критериев приёмки приведённым в справочных руководствах потребителя по анализу измерительных систем.
Согласование с потребителем других аналитических методов и критериев приемки.
7.6.2 Записи по калибровке/поверке
Перечень необходимых записей
7.6.3 Требования к лабораториям
7.6.3.1 Собственные лаборатории
Наличие собственной лаборатории организации возможности проводить требуемые контроль, испытания или калибровки/поверки.
7.6.3.2 Внешние лаборатории
Возможность проводить требуемые контроль, испытания или калибровки/поверки, приемлемые для потребителя.
Аккредитация по ИСО/МЭК 17025.
Слайд 1188 ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ
8.1 Общие положения
8.2 Мониторинг и
измерение
8.2.1 Удовлетворенность потребителей
8.2.2 Внутренний аудит
8.2.3 Измерение и мониторинг процессов
8.2.4 Измерение
и мониторинг продукции
8.3 Управление несоответствующей продукцией
8.4 Анализ данных
8.5 Улучшение
8.5.1 Постоянное улучшение
8.5.2 Корректирующие действия
8.5.3 Предупреждающие действия
Слайд 1198.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения,
анализа и улучшения, необходимые для:
а) демонстрации соответствия продукции;
б) обеспечения соответствия
системы менеджмента качества;
в) постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.
Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических, и область их использования.
Слайд 120Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.1 Общие положения
8.1.1 Определение статистических
методов
Установление соответствующих статистических методов для каждого процесса в ходе планирования
качества продукции и включение в план управления.
8.1.2 Знание основных статистических понятий
Понимание всеми и применение во всей организации основных понятий: вариация, управление (стабильность), возможности процесса и излишняя регулировка.
Слайд 1218.2 МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ
8.2.1 УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Организация должна проводить мониторинг информации,
касающийся восприятия потребителями соответствия организации требованиям потребителей, как одного из
способов измерения работы системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации.
Слайд 122Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.2 Мониторинг и измерение
Внимание внутренним
и внешним потребителям.
8.2.1.1 Удовлетворенность потребителей
Постоянное оценивание функционирования процессов жизненного цикла
продукции.
Основные показатели деятельности
Мониторинг показателей процессов производства для подтверждения соответствия требованиям потребителей по качеству продукции и эффективности процессов.
Слайд 1238.2.2 ВНУТРЕННИЕ АУДИТЫ (ПРОВЕРКИ)
Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через
запланированные интервалы с целью установления того, что система менеджмента качества:
а)
соответствует запланированным мероприятиям (7.1), требованиям настоящего стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
б) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.
Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.
Слайд 1248.2.2 ВНУТРЕННИЕ АУДИТЫ (ПРОВЕРКИ)
Ответственность и требования к планированию и проведению
аудитов, а также к отчету о результатах и поддержанию в
рабочем состоянии записей (4.2.4) должны быть определены в документированной процедуре.
Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечивать, чтобы действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации (8.5.2).
Примечание – См. ГОСТ Р ИСО 10011-1, ГОСТ Р ИСО 10011-2 и ГОСТ Р ИСО 10011-3.
Слайд 125Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.2.2.1 Аудит системы менеджмента качества
Верификация
соответствия требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям к системе менеджмента
качества.
8.2.2.2 Аудит процесса производства
Аудит каждого процесса производства для установления его результативности.
8.2.2.3 Аудит продукции
Верификация на соответствие всем установленным требованиям (геометрические параметры продукции, функциональность, укладка в тару, этикетирование) на соответствующих стадиях производства и поставки с определенной частотой.
8.2.2.4 Планы внутренних аудитов
Все процессы менеджмента качества, все виды деятельности и рабочие смены, исходя из годового плана.
Возрастание частоты аудитов при появления внутренних/внешних несоответствий или жалоб потребителей.
8.2.2.5 Квалификация внутренних аудиторов
Наличие внутренних аудиторов квалифицированных на проведение аудита требований настоящего стандарта
Слайд 1268.2.3 МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ ПРОЦЕССОВ
Организация должна применять подходящие методы мониторинга
и, где это целесообразно, измерения процессов системы менеджмента качества. Эти
методы должны демонстрировать способность процессов достигать запланированных результатов. Если запланированные результаты не достигнуты, то, когда это целесообразно, должны предприниматься коррекции и корректирующие действия для обеспечения соответствия продукции.
Слайд 127Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.2.3.1 Мониторинг и измерение процессов
производства
Исследование работы процессов во всех новых производствах (включая сборку или
последовательность операций), документирование в соответствии с техническими требованиями к средствам производства, измерению и испытаниям, а также инструкциями по техническому обслуживанию.
Указание возможностей процессов производства, надежности, ремонтопригодности и готовности, а также критериев приёмки.
Поддержание в рабочем состоянии возможностей процесса производства и его показателей, установленных требованиями потребителя.
Применение в практической деятельности установленных в плане управления и маршрутной карте методов измерения, планов выборки, критериев приёмки и планов реагирования при невыполнении критериев приёмки.
Регистрация важных мероприятий, связанных с процессом (изменение инструментальных средств, ремонт станков)
Инициирование плана реагирования для управления неудовлетворительными по своим возможностям, или неустойчивыми характеристиками.
Одобрение планов потребителем при необходимости
Поддерживание в рабочем состоянии даты внесения изменений в процесс.
Слайд 1288.2.4 МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ ПРОДУКЦИИ
Организация должна осуществлять мониторинг и
измерять
характеристики продукции с целью
проверки соблюдения требований к продукции.
Это
должно осуществляться на соответствующих
стадиях процесса жизненного цикла продукции
согласно запланированным мероприятиям (7.1).
Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо(а), санкционировавшее(ие) выпуск продукции (4.2.4).
До завершения всех запланированных мероприятий (7.1) выпуск продукции и предоставление услуги не должны осуществляться, если иное не утверждено соответствующим уполномоченным или, где это применимо, потребителем.
Слайд 129Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.2.4 Мониторинг и измерение продукции
8.2.4.1
Полный контроль и функциональные испытания
Проведение полного контроля и функциональной
верификации на соответствие требованиям технической документации и стандартов, определенных потребителем.
Доступность результатов потребителю для анализа.
8.2.4.2 Внешний вид изделия
Производитель компонентов, идентифицированных потребителем как «компоненты, определяющие внешний вид», должен обеспечивать:
- соответствующие ресурсы, включая надлежащее освещение в зоне оценки внешнего вида;
- наличие эталонов цвета, зернистости, глянца, металлического блеска, текстуры, отчётливости отражения (DOI) по мере необходимости;
- обслуживание и управление эталонами внешнего вида и оборудованием для надлежащей оценки;
- верификацию надлежащей квалификации персонала, оценивающего внешний вид изделия.
Слайд 1308.3 УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Организация должна обеспечивать, чтобы
продукция, которая не
соответствует
требованиям, была идентифицирована и управлялась с целью предотвращения непреднамеренного
использования или поставки. Средства управления, соответствующая ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией должны быть определены в документированной процедуре.
Организация должна решать вопрос с несоответствующей продукцией одним или несколькими следующими способами:
а) осуществлять действия с целью устранения обнаруженного несоответствия;
б) санкционировать ее использование, выпуск или приемку, если имеется разрешение на отклонение от соответствующего полномочного органа и потребителя, где это применимо;
в) осуществлять действия с целью предотвращения ее первоначального предполагаемого использования или применения.
Слайд 1318.3 УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Записи о характере несоответствий и любых последующих
предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в
рабочем состоянии (4.2.4).
Когда несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия требованиям.
Если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования, организация должна предпринять действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия.
Слайд 132Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.3.1 Управление несоответствующей продукцией
Присвоение
статуса «несоответствующая продукция» продукции с неидентифицированным или сомнительным статусом
8.3.2
Управление переделанной продукцией
Доступность инструкций по переделке, включающие требования к повторному контролю и применение соответствующим персоналом.
8.3.3 Уведомление потребителя
Незамедлительное информирование потребителей в случае отгрузки несоответствующей продукции.
8.3.4 Разрешение потребителя на отклонение
Получение разрешения потребителя на отклонение или отступление для дальнейшей обработки продукции, если продукция или процесс производства, в том числе и закупленная продукция, отличаются от одобренных
Поддержание в рабочем состоянии записи о дате истечения срока действия разрешения на отклонение или разрешённом количестве.
Обеспечение соответствия продукции первоначальным или актуализированным спецификациям и требованиям после истечения срока действия разрешения.
Идентификация отгруженного на основании разрешения материала соответствующим образом в каждом отгрузочном контейнере.
Слайд 1338.4 АНАЛИЗ ДАННЫХ
Организация должна определить, собирать и анализировать соответствующие данные
для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также
оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.
Анализ данных должен предоставлять информацию по:
а) удовлетворенности потребителей (8.2.1);
б) соответствию требованиям к продукции (7.2.1);
в) характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий;
г) поставщикам.
Слайд 134Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.4 Анализ данных
8.4.1 Анализ и
использование данных
Тенденции в области качества, оперативные показатели деятельности с целью
проверки
достижения целей
Слайд 1358.5 УЛУЧШЕНИЕ
8.5.1 ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ
Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента
качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов
аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
Слайд 136ЦИКЛЫ PDCA И SDCA
Необходимо постоянное улучшение как эволюционного, так
и революционного характера
PDCA
Plan (план)
Do (выполнение)
Check (контроль)
Act (действие)
SDCA
Standardize (стандартизация)
Do
(выполнение)
Check (контроль)
Act (действие)
Слайд 137ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ
(МС ИСО 9000:2000 П.2.9)
Целью постоянного улучшения системы менеджмента
качества является увеличение возможности
повышения удовлетворенности потребителей и
других заинтересованных
сторон. Действия по
улучшению включают:
а) анализ и оценку существующего положения для
определений областей для улучшения;
б) установление целей улучшения;
в) поиск возможных решений для достижения целей;
г) оценивание и выбор решений;
д) выполнение выбранных решений;
е) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели;
ж) оформление изменений.
Результаты анализируются с целью установления дальнейших возможностей для улучшения. Таким образом, улучшение является постоянным действием. Обратная связь от потребителей и других заинтересованных сторон, аудиты (проверки) и анализ системы менеджмента качества могут также использоваться для определения возможностей улучшения.
Слайд 138Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.5 Улучшение
8.5.1.1.Постоянное улучшение организации
Определение
процесса постоянного улучшения деятельности в соответствии с ISO 9004
8.5.1.2 Улучшение
процесса производства
Фокус на управление и снижение вариаций в характеристиках продукции и параметрах процесса производства.
Слайд 1398.5.2 КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Организация должна предпринимать
корректирующие действия с целью устранения
причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны
быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.
Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:
а) анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);
б) установлению причин несоответствий;
в) оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;
г) определению и осуществлению необходимых действий;
д) записям результатов предпринятых действий (4.2.4);
е) анализу предпринятых корректирующих действий.
Слайд 140Раздел 8 Измерение, анализ и улучшение
8.5.2.1 Решение проблем
Определение процесса решения
проблем, направленного на идентификацию первопричин и их устранение, при необходимости
согласованного с потребителем.
8.5.2.2 Предупреждение ошибок
Применение методов предупреждения ошибок в процессе корректирующих действий.
8.5.2.3 Распространение корректирующих действий
Применение корректирующих действий и ранее внедрённых средств управления к другим подобным процессам и продукции для устранения причин несоответствий
8.5.2.4 Испытание и (или) анализ непринятой продукции
Анализ компонентов, не принятых предприятиями потребителя, техническими и дилерскими службами.
Минимизация продолжительности цикла данного процесса.
Хранение и доступность по запросу протоколов анализов.
Анализ и инициирование корректирующие действия для предупреждения повторного возникновения несоответствий.
Слайд 1418.5.3 ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Организация должна определить действия с
целью устранения причин
потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать
возможным последствиям потенциальных проблем.
Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:
а) установлению потенциальных несоответствий и их причин;
б) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий;
в) определению и осуществлению необходимых действий;
г) записям результатов предпринятых действий (4.2.4);
д) анализу предпринятых предупреждающих действий.