Слайд 1ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНОЛОГИИ И ДИСКУРСЫ
Исламова Зульхиза Исмагиловна,
профессор, директор
института педагогики,
БГПУ им. М.Акмуллы
Слайд 2Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций
Развитие общекультурных компетенций:
способностью совершенствовать и
развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному освоению
новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
Формирование профессиональных компетенций:
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и проф. карьеру (ОПК-2);
способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
Способностью микроокружения путем использования комплекса методов страт. и опер.анализа (ПК-10);
готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием иннов. технологий менеджмента, соотв-щих общим и специфич. закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);
готовностью использовать инд. и груп.технологии принятия решений в управлении образов. учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);
Слайд 3Объем дисциплины и виды учебной работы
Слайд 4Основная литература
Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика : учеб. для студентов,
обучающихся по пед. спец. и направлениям / С. Я. Батышев.
– М. : Ассоц. «Проф. образование», 2014. – 512 с. (Библиотека УлГПУ).
Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения [Текст] : учебное пособие / Л. П. Бурцева. - Москва : Флинта : Наука, 2015. - 156 с. (Библиотека УлГПУ).
Джуринский, А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы [Электронный ресурс] / Джуринский А.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: Прометей, 2014. – 130c. http://www.iprbookshop.ru/30415.
Педагогические теории и системы [Текст]: учеб. пособие/ авт.-составители Е.Н.Селиверстова, Л.И. Богомолова, Е.Ю. Рогачева; под общ. ред. Е.Н. Селиверстовой – Владимир: ВлГУ, 2012. (Библиотека ВлГУ)
Самостоятельная работа студента – условие успешного обучения [Текст]: Учебное пособие – Владимир: ВлГУ, 2014. – 200 с. (Библиотека ВлГУ)
Эмих, Н.А. Культурная парадигма современного образования: Философско-антропологические основания [Электронный ресурс] / Эмих Н.А. – М. : Логос, 2012. – 174 с. – ISBN 978-5-98704-630-2. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785987046302.html.
Слайд 5ФОРМЫ
промежуточной аттестации по дисциплине
Слайд 6ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ БУДУЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Исламова Зульхиза Исмагиловна,
профессор, директор
института педагогики,
БГПУ им. М.Акмуллы
Слайд 7Терминологическая разминка : понятие "дорожная карта» в современном образовании
Под дорожной картой
в образовательной политике принято называть наглядное представление пошагового сценария развития
сферы образования, иными словами, плана достижения образовательных целей в определенном отрезке времени, в нашем случае, до 2030гг. Понятие пошагового картирования развития исследуемого объекта с позиций форсайта привнесено социологами-экспертами Метавера (социологической службы в России) в 2013г.
Слайд 8Терминологическая разминка
Форсайт - карта вероятных событий, которые могут произойти в
будущем, и которые важно учитывать для принятия управленческих решений в
настоящем.
Форсайт - возможное течение событий, к которым мы должны быть готовы как управленцы уже сейчас, чтобы принимать правильные управленческие действия.
Слайд 9Дорожная карта развития объекта
Любая дорожная карта требует яркой и убедительной
визуализации. Как образец конструктивной визуализации можно предложить дорожные карты социологической
службы «Метавер». Они позволяют увидеть и основные направления развития социума и факторы, влияющие на развитие образования, и классификацию трендов образования в соответствии с выделенными направлениями и хронологию развития их по годам
Слайд 12Наглядный мозговой штурм
или разработка интеллект-карт
От центрального образа отходят ветки первого
уровня, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею.
От веток
первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня.
Слайд 13Наглядный мозговой штурм
или разработка интеллект-карт
По возможности используется максимальное количество цветов
для рисования карты.
По возможности добавляются рисунки или символы, ассоциирующиеся
с ключевыми словами (это повышает занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект-карт).
При необходимости устанавливаются связи между разными понятиями с помощью стрелок. Рекомендуется включать в состав карты собственные комментарии и мысли.
Слайд 14Ведущие парадигмы образования
Lifelong Learning
All in Learning
Learning without borders
E-learning
Слайд 15Ведущие международные сообщества
Слайд 16Приоритеты в образовательной политике: Евразийское образовательное пространство
Страны ШОС. УШОС.
Слайд 17Многоуровневая система
профессиональных учреждений
Центр ПК
Техникум
Колледж
ВУЗ
(магистратура)
ВУЗ
(бакалавриат)
Аспирантура
Слайд 18ФОРСАЙТ в ОБРАЗОВАНИЕ 2030
Необходимое предупреждение:
Способ построения форсайта – коллективная работа
большого числа экспертов над построением «карт будущего». Используемая нашей группой
технология форсайта позволяет учитывать не только линейные тренды, но и возможности качественной смены трендов. Однако любые предсказания более чем на 5 лет носят индикативный характер.
Форсайт в основном ориентирован на Россию, поскольку разница между образовательными системами в содержании и способах управления очень велика, они находятся на разных стадиях развития и решают разные задачи. Однако для влияющих на образование технологий, а также для рынков образования, существующих в глобальной конкуренции (университетское образование и образование для взрослых), сделанные в форсайте выводы носят глобальный характер.
МЕТАВЕР, Агентсво стратегических инициатив
Важно: Перечисленные в форсайте тренды и события не выражают позицию создателей и экспертов форсайта относительно желаемого будущего!
Слайд 19МЕГАТРЕНДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 20Образование 2030: Основные выводы
Масштабные изменения в образовании неизбежны в ближайшие
годы
Образование будет непрерывным, повсеместным, человеко-ориентированным, представленным множеством форм
Трансформация образования –
шанс для роста бизнеса и экономики, инструмент влияния на глобальном рынке. Форсайт указывает на некоторые из возникающих возможностей.
Государство и общество может поддержать или блокировать эти возможности.
2025 2030
Этап 1
(2010-13): «Закрытие дырок»
Этап 2
(2013-17): «Запрос на практичность»
Этап
3
(2017-2022): Альтернативы набирают силу
Этап 4 (2022-2030):
Слом / ликвидация традиционных моделей образовательной системы
Образование 2030: Основные выводы
Максимум внимания государства и проф. сообщества к наступающим изменениям
Максимум бизнес-возможностей
нового сектора
ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Слайд 22Мегатренды
Технологии
Смена дискурса
«Школа»
«ВУЗ»
«Пост-ВУЗ»
ОБРАЗОВАНИЕ 2030
Форматы
Бизнес-возможности
Политики
Образование 2030: Структура
Слайд 23«Мегаавария»
2010 2015 2020
2025 2030
Новая индустриализация
«Местечковость» (DIY)
Пересмотр обществ. договора
Лидерство Азии
«Азиатчина»
«Новые старые»
политика
экономика
культура
и наука
демография
Мегатренды:
Карта*
«Виртуальный Халифат»
*Расширенный список мегатрендов, влияющих на образование
см. Приложение 1
Слайд 28Мегатренды: Новая индустриализация
К концу 2010-х: запуск новой
«кондратьевской волны» технологий,
перестройка
/ перетряска экономик/
открытие новых технологий получения и
сохранения, связанные с
графеном
2015-18: «Мегаавария»:
возможная технологическая катастрофа,
усиливающая переключение на новые технологии
2020: «Местечковость»:
распространение DIY-культуры
(на базе 3D-печати и smart-технологий)
и снижение роли «традиционных» корпораций
Слайд 29Мегатренды: Лидерство Азии
В результате масштабной урбанизации
и целевых инвестиций в
человеческий капитал
азиатские страны становятся
крупнейшими рынками науки и культуры:
Китай – в конце 2010-х
Индия – к концу 2020-х
С 2015:
«Азиатчина»:
переключение бизнеса и образования
на обслуживание спроса Китая, Индии и региона
Слайд 30Мегатренды: «Виртуальный Халифат»
С сер. 2010-х:
развитие проекта возрождения
Мирового Халифата
(доминирование
ислама в мировом масштабе) с активным
использованием виртуальных и
сетевых структур.
Территория России как одно из (возможных)
опорных пространств для
«виртуального Халифата»
Слайд 31Мегатренды: «Новые старые»
С 2010-х и далее:
старение населения, рост среднего
класса и рост качества здравоохранения ведут к формированию массового и
растущего класса социально, физически и умственно
активных людей старше 60 лет
Сдвиг демографической пирамиды в сторону взрослого и пожилого населения: основное
развитие образования – в пост-ВУЗовском сегменте
Слайд 32ТЕХНОЛОГИИ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ОБРАЗОВАНИЕ
2025 2030
ИКТ
«Все в сети»
«Шестое чувство»
Умная Среда
Когнитивные
и биотех
«Психоразрыв»
HTTP-2
Новые материалы
3D производство (DIY)
Графеновая
революция
Киберизация
Технологии: Карта
2я психоделическая революция
Слайд 34К 2018: в результате развития ШПД
и беспроводного доступа >90%
населения
страны присутствует в Интернете
Технологии: «Все в сети»
2018: Минимальный (бесплатный)
доступ в Сеть дает государство
К 2018-2020:
Обязательный универсальный
идентификатор личности в Интернете
Слайд 35Технологии: «Все в сети»
2022:
В результате развития цифровых и мобильных
технологий вся поддающаяся оцифровке информация (в т.ч. культурное наследие и
описания технологий) хранится в Сети и доступна из любой точки планеты
2020:
Принципиальный пересмотр
моделей управления знаниями,
включая науку, образование
и управление архивами
Слайд 36Технологии: «Шестое чувство» и «Умная Среда»
2023:
В результате минитюаризации:
развитие «телесных»
интерфейсов
(компьютер-линзы) и
отказ от компьютеров как «специальных
отдельных объектов»
распространение
Умной Среды –
любой объект в физическом пространстве
может присутствовать в Сети
2020-25: «Графеновая революция» поддерживает
развитие «умных материалов» для Умной Среды.
Сверхпроводимость, сверхтонкость, сверхпрочность графеновых материалов в сравнении с кремниевыми материалами и проводниками. Крах традиционных фабрик изготовления изделий из латекса (резины) и т.д.
Слайд 39Технологии: Когнитивная революция
2015-20: Массовизация когнитивных технологий (технологии обмена информацией «нервная
система–компьютер–сеть» + нано- и биотехнологии для усиления возможностей нервной системы)
2017:
«Психоразрыв»:
разделение пользователей
и не-пользователей «когнитивных» продуктов
2022: HTTP-2 (Human Thought Transfer Protocol): возникновение протоколов прямого обмена информацией между нервными сетями через Сеть.
2020: Вторая психоделическая
революция (поддерж. био-DIY)
2025 2030
Стабильная деградация
Школа: Карта
«Психоразрыв»
«Культура
самостоятельности»
Цифровой
разрыв
Внешнее давление на школу
Внесистемное образование (экспертиза
и лицензирование)
Учителя-непедагоги
Массовое надпредметное образование
Пересмотр моделей
Слайд 42Школа: Стабильная деградация
До 2015-17:
Деградация учителей (непрестижно, бедно, «худшие кадры»)
Ухудшение
качества учеников: плохое здоровье, плохая подготовка в семье, снижение мотивации
к учебе, «империя клавиш»
Школа нужна в основном как «камера хранения» детей
Демографический спад
и «сворачивание» школьной системы идут параллельно, делая ухудшение менее заметным
Слайд 43Школа: «Культурный разрыв»
2010-е: Расширение разрыва между «цифровыми» учениками и «нецифровыми»
учителями
2015-20: «Психоразрыв»
2022-25: «Культура самостоятельности»: развитие форм ранней социализации, включающих
во взрослую жизнь (предприниматели и пр.)
Поддерживается ростом культуры DIY,
доступными экономиками игровых вселенных, международной сертификацией и трансформацией ЕГЭ
Слайд 44Школа: Внешнее давление на Систему
2013-2020: Развитие внесистемного образование и рост
его доступности благодаря сети
2015-2025: Учителя-непедагоги
2015-2025: Запрос от работодателей на развитие
надпредметного образования для среды с возрастающей неопределенностью
Государство теряет стратегическое
влияние на Школу, удерживая только административные и хозяйственные функции
Слайд 45Карта форматов: Школа
2010 2015 2020
2025 2030
агрегаторы репетиторов (с рейтингами учителей)
программы развития толерантности
усиление
клубов как альтернатив школе (в т.ч. клубы на брэндах)
школы-технопарки и корпоративные УЦ
«игровая экономика», молодежные биржи труда, «трудовое портфолио» учащихся
сетевые «дворцы пионеров» (наука и DIY)
учителя как наставники
«школы вне школы» 24/7
«глобальные классы»
«дальний друг», «аватар» и другие формы ИКТ-решений для наставников
онлайн-образование + городские игры-квесты
обучение на основе симуляций реальности и когнитивных технологий
школа как игровое пространство
Слайд 46Школа: Смена дискурса
2015
2030
Школьная Система
Учителя учат учеников
Профессиональные педагоги
«Школа» как множество форм
обучения
Учителя как наставники, «учителя» и «ученики» взаимно обучаются
Профессионалы как педагоги
Школа
(традиционная) – «для жизни»
(Традиционная) школа – для неудачников
Слайд 47Терминологическая остановка
Ди́скурс, или диску́рс (от discours — речь, выступление, дискуссия) — речь, процессы коммуникативной
и языковой деятельности и предполагающие их системы понятий.
Слайд 48Процессы, обеспечивающие дискурсивные поля
Воспроизводство общего категориального аппарата — язык общения
Поддержание границы
дискурсивного поля — где границы, являются зонами ограниченного понимания или полного
непонимания.
Наличие общего теоретического каркаса, представляющего собой единый интеллектуальный поток
Тенденция к институализации
На основе дискурсивного поля формируется дискурсивное сообщество.
Слайд 49Иерархия дискурсивного поля
Основоположники — основатели (в каждом поле свои)
Лидеры-толкователи — последователи-наследники, которые
развивают и адаптируют идею к конкретному периоду времени и месту.
Активисты —
энергичные деятели дискурсивного поля
Приверженцы — следуют правилам, рассуждают в категориях, часто просто потребители.
Попутчики — «случайные прохожие»
Слайд 50КОНСТРУКТИВНАЯ ОСТАНОВКА
Предложите перечень актуальных тем исследования в области школьной педагогики
Слайд 52Глобальная конкуренция за студентов
ВУЗ: Карта
Стабильная деградация
2010
2015 2020 2025 2030
Цифровой
разрыв
Поддержка образовательных инноваций
Мобильные технологии, индивидуальные треки
Давление работодателей
Междисциплинарные специалисты
Развитие форм оценки для эфф.отбора сотрудников
Давление государства
Инноватика
Смена парадигмы: приход Цифрового поколения
1й эшелон
Слайд 53ВУЗ: Стабильная деградация
До 2017-20:
Рост разочарования студентов в вузовском образовании:
неинтересно и неполезно (продолжается)
«Культурный разрыв»: Цифровое поколение студентов компетентнее своих
преподавателей (продолжается)
Переход качественных преподавателей в альтернативное образование и смежную деятельность (продолжается)
2020: Момент пересмотра
доминирующей модели ВУЗа в связи с
приходом к власти в ВУЗах Цифрового поколения
Слайд 54ВУЗ: Давление работодателей
«приватизация» систем подготовки вследствие неудовлетворенности качеством (и ответственностью)
выпускников
развитие форм оценки для более эффективного отбора работников
развитие профобразования в
форме бакалавриатов [вероятный провал реформы к 2025]
начало подготовки меж- и транс-дисциплинарных специалистов
Слайд 55ВУЗ: Факторы внешнего давления
Глобализация образовательной системы, конкуренция за студентов (продолжается)
Давление
государства
2010-15: отбор ВУЗов «первого эшелона», получающих поддержку и финансирование для
трансформации
2010-20: запрос на решение проблем инновационного развития в разрезе страны / регионов (рост требований к инновационной деятельности)
2010-25: решение проблем интеграции мигрантов и роста толерантности
Слайд 56ВУЗ: Поддержка образовательных инноваций
С 2010-х: рост числа «профессоров-непедагогов» из корпораций
2013-20:
Легитимизация
новых форм обучения как части подготовки студентов (дистантные, мобильные и
др.)
Легитимизация индивидуальных образовательных траекторий
Прозрачность образовательного процесса (обучение и оценка), в т.ч. начало он-лайн трансляции защит
2025 2030
Карта форматов: ВУЗ
развитие форматов технопарков
интеграция мобильных и онлайн
технологий в образование
средне-специальное образование в бакалавриатах
активное присутствие регионов и бизнесов как заказчиков
новые образцы: университет Сколково, Олимпийский университет
смешанные специальности
индивидуальные траектории и «электронный тьютор»
онлайн-трансляция защит
«авторские мастерские»
образование с фокусом на «форматы мышления»
преподаватели как наставники
практико-ориентированное обучение (создание бизнесов или карьера)
переход на компетентностную оценку
новые университеты как «холдинги» студентов (с фокусом на формирование команд)
Слайд 58ВУЗ: Смена дискурса
2015
2030
Студенты учатся
Профессора учат
ВУЗ как структура, независимая от студентов
«Студенты»
используют пространство ВУЗа как ресурс саморазвития в проф. и бизнес-деятельности
Профи
подбирают под себя команды
ВУЗ как «холдинг» студентов
Слайд 59Тренды высшей профессиональной школы
Мегатренды
Слайд 60Тренды высшего профессионального образования
Макротренды
Развитие технопарка;
Online технологий в образовании
Разрыв между
цифровыми студентами и нецифровыми педагогами
Междисциплинарный специалист
Смешанные специальности
Информационно-коммуникационная технологизация вуза
Слайд 61Тренды профессионального воспитания
Мезотренды (парадигмы)
Слайд 62Ведущие тренды развития вуза
2015
2020
Студент обучаемый
Преподаватели учат
ВУЗ как структура, независимая
от студентов
Студент обучающийся.
ВУЗ как ресурс саморазвития в профессиональной и бизнес-деятельности
Профи
подбирают под себя команды
ВУЗ как «холдинг» студентов
Слайд 63Формирование обучаемого студента – передача комплекса знаний, умений навыков будущей
профессии
Слайд 64Формирование обучающегося студент - формирование комплекса компетенций, обеспечивающего самостоятельное продвижение
по пути непрерывного профессионального развития.
Слайд 65Форсайт-прогноз развития образования
Облик образования станет совсем иным: люди будут учиться
всю жизнь, одного профессора сможет слушать миллиард студентов всего мира,
а за международную игру в «Цивилизацию» будут ставить оценки.
Агентство стратегических инициатив
Слайд 66АТЛАС ПРОФЕССИЙ
АСИ, Сколково, 2014
Менеджмент
Тайм-брокер
Форсайтер
Виртуал адвокат
Бренд-менеджер
Менеджер по кросскультурным и коммуникативным связям
Модератор
сообществ
Менеджер онлайн продаж
Проектировщик траекторий
Образование
Модератор коллект работы
Разработчик траекторий
Тьютор
Организатор проект.обучения
Координатор онлайн-платф.
Ментор стартапов
Игромастер
Игропедагог
Тренер
по майндфитнесу
Разработчик инструментов обучения
Слайд 67Смена парадигмы университета
Глобальные тренды
Национальная система ВО
(конкуренция)
массовизация ВО (свыше 60%)
формирование экономики
знаний
цифровая революция
лучшие абитуриенты
лучшее преподавание
ресурсы (стейкхолдеры)
Высшее образование
Слайд 68Личность с исследовательским мышлением
Слайд 69Дизайн образовательных сред и навыков ППС
Принципы педагогики и организации
образовательных сред
Необходимые
навыки учителей
Переход к учебным процессам, основанным на принципах coopetition (сотрудничество
+ соперничество);
Акцент на самостоятельной позиции учащегося в развитии и образовании, в т.ч. совместное планирование студентами и профессорами изучаемого содержания и учебного процесса. Обучение в деятельности: проекты и игры. Персонализированные и командные учебные траектории, которые сочетают:
Обучение в виртуальных средах: онлайн курсы, лекции в виртуальной реальности, социальные симуляторы и симуляторы дополненной реальности, др.;
Обучение на практике в реальных жизненных ситуациях;
Кооперативное образование (очное и онлайн) с менторами и сообществами;
Пространства и технологии, поддерживающие работу с ресурсными состояниями, в т.ч. необходимыми для работы в сложных средах (напр. управление вниманием) и для творчества.
Гибкость, открытость, готовность принимать
(и создавать) новое — как предпосылка;
Педагогика поддержки сотрудничества между студентами (команды, проекты), с профессорами и внешними агентами, в т.ч. обучение через совместное исследование из позиции «старшего, но равного»;
Менторство и коучинг (на основе целей студента);
Проектно-ориентированное образование;
Предпринимательство (в образовании и внутри учебных проектов);
Обучение исследованию / решению проблем;
Игрофикация образования (разработка, использование в учебном процессе, участие в самой игре как NPC);
Смешанная (blended) педагогика;
«Холистическое» образование, учитывающие различные потребности тела и ума студента - в т.ч. работу с ресурсными состояниями.
Слайд 70Причины выбора абитуриентами
обучения в магистратуре, приём 2017
Слайд 71Выбор абитуриентами модели магистратуры-2017
Слайд 72Качество образования и подготовки кадров
(текущая ситуация)
Источник: «Education to Employment:
Getting Europe’s Youth into Work,» McKinsey & Company, January 2014,
www.mckinsey.com/insights/social_sector/ converting_education_to_employment _in_europe.
Педагоги
Молодёжь
Работодатели
35
38
74
Процент респондентов, которые согласны, что выпускники / новые сотрудники достаточно подготовлены
Компетенции (дисбаланс)
ПК
ОПК
ОК, ЛК,
Softskills
Видовые
Родовые
Универсальные
«модель»
выпускника
потребность производства
Глубина
компетентности
Широта знаний
Т-образный человек
2Х
Слайд 73Требования к современным программам подготовки
Ключевое требование Заказчика
ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ
ПРАКТИЧНЫМ, РЕШАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФОКУСИРОВАТЬСЯ НА
РЕЗУЛЬТАТАХ:
образовательная программа рассматривается как ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, предполагающий активное вовлечение руководства организаций на всех этапах разработки и реализации программы;
формируется отношение к программе как к ИНВЕСТИЦИИ, которая должна приносить доход на вложенные инвестиционные средства.
НА ПЕРЕДНИЙ КРАЙ ВЫХОДЯТ «ПРАКТИЧНЫЕ» МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
РЕАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, КЕЙСЫ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, ТРЕНИНГИ КОМПЕТЕНЦИЙ, СИМУЛЯТОРЫ, МОДЕРИРУЕМЫЕ ДИСКУССИИ
Слайд 74Задачи проектирования
Модульная организация учебного процесса;
Проектирование образовательных программ от образовательных результатов
(требования измеримости и отчуждения);
Комплексная система оценки (по модулю и на
результат);
Формирование библиотеки модулей (ОПОП, ДПП) встроенная в платформу МООК;
Сетевые механизмы реализации (партнеры, стейкхолдеры);
Использование института тьюторства и менторства для сопровождения индивидуальных образовательных результатов;
Метод “сквозных”проектов;
Образовательное смарт-пространство.
Базовая идея1:
Реализовать систему мероприятий ,обеспечивающих начало движения от реализации предметных программ к динамическим моделям, центрированным на деятельности студента.
Базовая идея2:
Программа должна быть выстроена как проект, развернутый во времени, внутри должно быть выстроено пространство самостоятельного, ответственного действия.
Слайд 75Динамика ОП через требования к ВКР
и измерителям образовательных результатов
Слайд 76Эволюция взаимоотношений вуза и региона
Слайд 77Итак, куда мы движемся?
Учебные процессы: гибкие и модельные, переход к
индивидуальным образовательным траекториям (на основе запросов самих студентов);
Обучение: более междисциплинарное
+ надпредметные «навыки будущего»;
Обучение на основе проектной работы и игровых форматов;
Лекции и часть семинаров в онлайн, переход к модели «смешанного» обучения;
Роль преподавателей: наставничество, организация групповой творческой работы и учебных сред. Среди преподавателей все больше практиков;
Университет открывается во внешнюю среду: центр развития территории / отрасли, место решения реальных проблем (экономики и общества);
Кампус университета: поддержка коллективной творческой деятельности студенческих групп, повышение интенсивности междисциплинарных обменов, помощь в рождении нового.