Слайд 1ТРЕНДЫ
современного образования
Региональная научно-практическая конференция
«Современная школа как развивающее пространство
для личностного роста участников образовательных отношений»
13-14 декабря 2019 года
Республика Карелия
пгт.
Пряжа Пряжинского национального муниципального района РК
Слайд 2
Делор Жорж . Образование: сокрытое сокровище: доклад ЮНЕСКО. – Париж,
1998.
Delors J. Learning: The Treasure Within, Report to UNESCO of
the International Commission Pocket Edition. Paris: UNESCO. – 1998. – 266 p.
Человеку предстоит научиться:
познавать, т.е. овладеть инструментарием, необходимым для понимания происходящего в мире;
действовать таким образом, чтобы производить нужные изменения в среде своего обитания;
жить в обществе, участвуя во всех видах человеческой деятельности, сотрудничая с другими;
научиться просто – жить.
Четыре типа обучения:
«научить познавать»;
«научить делать»;
«научить жить вместе, научить жить с иными»;
«учиться жить».
Слайд 4Давайте проверим себя:
Мы в тренде? Мы в курсе молодёжных брендов
последнего десятилетия?
Самооценка:
3 балла – знаю
и обсуждал с учениками;
2 балла
- читал
и/или даже участвовал;
1 балл – что-то слышал;
0 баллов – первый
раз слышу
Слайд 5Роботы Boston Dynamics – – жёлтые собаковидные роботы, с
2000-х гг.
Слайд 6Конец света 2012 года – игры, фильмы, 2007-2012 гг.
Слайд 7Клауд-рэп (Облачный рэп) – — поджанр хип-хоп музыки с низкочастотным
звучанием, 2010-2011гг.
Слайд 8Дроны и снимки с дронов – беспилотники, мультикоптеры, с 2010г.
Слайд 9Планкинг – флешмоб-занятие, 2011г.
Слайд 10Angry birds (сердитые птицы) – серия игр, фильм про птичек
и свиней, 2011-2012гг.
Слайд 11Селфи и селфи-палка – жанр фотографии, 2012г.
Слайд 12Harlem shake – интернет-мем и одновременно флешмоб, 2013г.
Слайд 13Сегвеи и гироскутеры – двухколёсный транспорт на электричестве, 2013г.
Слайд 14Андеркат (причёска с хвостиком), 2013-2018гг.
Слайд 15Ice Bucket Challenge и другие челленджи, 2014г.
Слайд 16Сине-чёрное? Бело-золотое? (платье) – оптические иллюзии, 2015г.
Слайд 17Pokemon Go («покемономания») – игра, 2016г.
Слайд 19TikTok – короткие видео со специфическим содержанием в Инстаграм, 2017
Слайд 20Фитнес-трекеры – часы с мобильным устройствам, 2017г.
Слайд 21Танцы – танцевальные движения на флешмобах:
Gangnam Style, 2012г. Тверк,
2013г. Дэб, 2015г. Флосс, 2018 г.
Слайд 22FaceApp и другие нейросети – фотоизменение самих себя, 2017г.
Слайд 24Биткойн – криптографическая валюта, 2018г.
Слайд 25АСМР – автономная сенсорная меридиональная реакция. АСМР-контент на YouTube, 2018г.
Слайд 26Штурм зоны 51 – игра в Фейсбуке, 2019г.
Слайд 27Игра престолов – сериал, игры, игрушки, 2019г.
Слайд 28Давайте проверим себя:
Мы в тренде? Мы в курсе молодёжных брендов
последнего десятилетия?
Самооценка:
72 – 63 балла – Вы в тренде!;
62 -
50 балла – Вас интересуют
дела молодых.
Наверное, и им с Вами есть
о чём поговорить.
49 – 36 баллов – Интересы
молодёжи – не Ваша стезя…
Интересны ли молодым Вы?;
35 и менее – молодёжь
и Вы живёте в разных мирах.
Слайд 3010 трендов от NMC Horizon (перевод Центра образовательных разработок бизнес-школы
СКОЛКОВО)
Культурная трансформация педагогов через внедрение прогрессивных методов обучения.
Обучение реальным практическим
навыкам.
Сотрудничество науки и образования, в т.ч. учреждениями.
Распространение технологий и материалов для онлайн-обучения.
Оценка навыков на индивидуальном уровне.
Владение стратегиями поведения в цифровом мире.
Онлайн-обучение, мобильное и смешанное обучение.
Образовательные экосистемы.
Высшее образование —среда для разработки интуитивных компьютеров.
Непрерывное обучение.
Слайд 316 трендов от ISTE. Новости с выставки 2019г.
Искусственный интеллект
идёт в образование. Особо: как научить учителей учить детей учить
машины.
«Цифровая грамотность». Особо: цифровое гражданство.
Критическое мышление и умение решать проблемы. Особо: девочки и женщины в IT-сфере.
«Залипать» в экраны с пользой. Особо: тематические проекты, где смешиваются история, исследования, искусство и программирование.
Цифровое обучение. Особо: Визуализация схемы решения учебной задачи через ошибки в электронных учебниках и офлайновой среде.
Космос и STEM в образовании. Особо: наборы экспериментов для проведения в классе и дома.
URL: https://mel.fm/shkola/7934861-iste
Слайд 32«Социальный институт образования становится ведущим механизмом развития российского общества в
XXI веке, условием устойчивого развития России
и ее национальной безопасности».
Субетто
А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Ч. 4 // Академия Тринитаризма. М., Эл № 77-6567, публ. 11628, 10.11.2004. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120196.htm.
Слайд 33Тренды российского образования
Россия на перекрёстке социокультурной модернизации. Модели:
1) глобально
ориентированная ?;
2) национально ориентированная ?.
Сохранение российского национального культурно-генетического
кода, фундаментальная основа которого – патриотизм.
Персонализация образования.
Формирование синергетического взгляда на окружающий мир (с дошкольного возраста).
Метакомпетентностное образование.
Борьба за таланты.
Smart-общество и Smart-обучение (Smart – умный, интеллектуальный).
Геймификация. Введение в обучение образовательных игр.
Ранний интеллектуальный труд.
Поиски модели оценки качества образования.
Формирование педагога будущего.
Слайд 34Непрерывное образование. Lifelong learning = обучение в течение всей жизни
Слайд 35Мобильное обучение
Мобильное обучение (м-обучение) mobile learning (m-learning) – обучение в
нескольких контекстах: как социальное взаимодействие (дистанционное обучение)
и как самостоятельное
обучение с использованием персональных электронных устройств.
Пикассо :
«Проблема компьютеров в том,
что они обеспечивают ответы».
Слайд 36Диджитализация – перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной) в цифровую
форму.
Слайд 37Микрообучение (англ. microlearning) = Порционное обучение
представляет собой обучение небольшому
объёму материала за короткий промежуток времени.
микрохарактер обучения может быть
обусловлен небольшим объёмом материала (микроконтентом) (Mosel 2005);
микрообучение может возникать в ситуациях, когда усвоение материала ограничено во времени (Masie 2006):
микрообучением может считаться последовательность учебных процедур, в отдельности протекающих достаточно быстро;
в широком смысле микрообучение — формат неформального обучения, когда учащийся приобретает знание небольшими приращениями.
Микрообучение — это новый формат образования, предлагающий разбить процесс получения знаний на очень короткие интервальные занятия.
Они могут длиться от одной до пяти минут, в течение которых ученик получает новую информацию, отвечает на контрольные вопросы или повторяет пройденный материал.
Слайд 38Традиционное обучение и микрообучение
Слайд 39STEM или STEAM - образование (Science, Technique, Engineering, Art and
Math)
STEAM подход:
образование, которое не преподает отдельные предметы, а позволяет усваивать
их в связке друг с другом в рамках выполнения комплексных учебных проектов учит комбинировать приобретенные знания с реальными навыками;
в образовательной среде STEAM учащиеся получают знания и сразу же учатся их использовать;
обучение в STEM/STEAM классе — это всегда попытка решить какую-то реальную проблему. Ученики работают в командах, исследуют, ставят эксперименты, придумывают конструкции, продвигают свои продукты в соцсетях, создают сайты и мультфильмы…
STEAM подход – это не только метод обучения, но и способ мышления.
Слайд 40Персонализация. Индивидуальные траектории развития
Слайд 41Геймификация образования = Игрофикация
Слайд 42Образ педагога будущего
Навигатор знаний.
Проектировщик изменений.
Антрополог профессий.
Диагност-корректировщик.
Прогностик-девелопер.
Полилог.
Коуч.
Ментор стартапов.
Игромастер.
Координатор образовательной
онлайн платформы.
Разработчик образовательных траекторий.
Антрополог – человек, занимающийся антропологией, комплексом дисциплин,
занимающихся изучением человека и человеческого общества.
Девелопер (от англ. develop—развивать, разрабатывать, создавать, совершенствовать).
Ментор – наставник молодых.
Коуч – наставник, который подводит ученика к тому, чтобы он САМ сделал верный вывод и САМ нашел правильный метод решения задачи.
Слайд 43Что ждут учителя? Результаты опроса учителей «Имидж учителя 00»
Статус учителя.
Подушевое
финансирование.
«Образовательные услуги».
Оборудование.
Документация, бумаги.
Бюрократизация и формализм.
Зарплата = нагрузка.
Слайд 44Паси Сальберг: Причины успешности реформирования образования Финляндии:
• неспешность – 30
лет преобразований на основе сохранения лучших традиций финской школы и
отбора лучшего из мировой педагогической науки и практики ;
• равноправие – система, которая «позволяет учащимся добиваться сравнимых успехов в разных школах по всей стране»;
• доверие – «финский путь есть путь доверия, профессионализма и общей ответственности».
Слайд 45Благодарю за внимание
Советую почитать:
Сальберг Паси. Финские уроки. История успеха
реформ школьного образования в Финляндии. – Москва: Классика XXI, Арт
транзит, 2015.
Уокер Тимоти. Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире / Уокер Тимоти. – Москва: Альпина Паблишер, 2018.
Харари Юваль Ной. 21 урок для 21 века. —Издательство: «Синдбад», 2018.
Цирульников А.М. В учениках у реальности. Книга-комментарий к серии книг Неопознанная педагогика» / ред. А. Русаков. – СПб: Образовательные проекты, 2018.
З.Б. Ефлова, к.п.н., зав. лабораторией теории
и практики развития сельской школы ПетрГУ