Слайд 1Третий открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих
работ
«В мире искусства 2013»
Номинация « Популярная энциклопедия»
Пишинская Валерия Александровна
7 класс
МБОУ ДОД
«Нижнеодесская детская школа искусств»
Преподаватель: Кириленко Галина Валентиновна
Тел.: 89129481622
МБОУ ДОД «Нижнеодесская детская школа искусств»
L.I.Sobolevskaya@mail.ru, Тел/факс (82149) 2-24-15, 2-12-00
Республика Коми гп Нижний Одес
2013 г.
Тема: История создания и развития фортепиано
Слайд 2ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
И РАЗВИТИЯ
ФОРТЕПИАНО
Слайд 3 У каждой вещи есть своя история, есть
она и у фортепиано. Знать ее, несомненно, не только интересно,
но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения.
Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.
Слайд 4 Первый клавишный инструмент, у которого были струны,
- клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не
знает, когда именно.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн.
Слайд 5КЛАВИКОРД
Клавикорд был очень выразительным инструментом потому, что здесь существовала
прямя связь между пальцами исполнителя и струнами. Однако клавикорд имел
существенный недостаток – это слабое звучание.
Слайд 7 Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее
всего, был изобретен в Италии в XV веке. В данном
случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино.
Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.
Слайд 9В свое время клавесины получили большое распространение, для них была
написана замечательная музыка великими композиторами XVII –XVIII веков: Рамо, Купереном,
Генделем, Бахом.
Слайд 10Главный недостаток клавесина - монотонность звучания. Это явление происходило из
за того, что кожаные язычки всегда дергали за струны с
одинаковой силой и исполнитель не мог выделять отдельные звуки, играть тише или громче.
В свое время клавесины получили большое распространение, для них была написана замечательная музыка великими композиторами XVII –XVIII веков: Рамо, Купереном, Генделем, Бахом.
Слайд 11 Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли
в XV-XVII веках, - это спинет. По сути, спинет -
это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он, как правило, был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.
Слайд 13ОРГАН – духовой клавишный инструмент
Слайд 15И все на рубеже XVII- XVIII веков музыканты остро нуждались
в клавишном инструменте с высокой степенью выразительности, способном быстро изменять
оттенки звучания. Поставленную задачу решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Взяв за основу принцип игры колотушками по струнам, как на цимбалах, Кристофори реконструировал клавесин, вынув из него кожаные язычки. Он приделал над каждой клавишей рычажок, который толкал свободно закрепленный в петле молоточек.
Эффект от применения молоточков оказался огромным – молоточковый механизм оказался способным воспроизводить любые оттенки музыки от тончайшего пианиссимо до мощного форте.
Это и дало повод назвать новый инструмент – фортепиано, т.е. звучащий громко и тихо. Интересно что на Руси этот новый инструмент некоторое время называли тихогромом. Так 1709 г. Стал датой начала эпохи струнных молоточковых инструментов, которая продолжается и поныне.
Бартоломео Кристофори
Слайд 17 Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно
состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого
фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны.
Фортепиано Кристофори (1722)
Слайд 18в переводе с французского –
«королевский»
РОЯЛЬ
Слайд 19 Самое замечательное в фортепиано - это способность
резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама, изобретенная
позднее в XIX веке (рама у фортепиано Кристофори была деревянной), позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте (громко, в полную силу звука).
Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.
Слайд 21 Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей
и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр,
ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.
На роялях фирмы "Эрард" (1854) любил играть Ф.Лист.
Слайд 23Steinway & Sons
(Стейнвей энд Санс)
В 1857 г. известный
конструктор Стейнвей (Steinway) выпустил концертный рояль в котором басовые и
гладкие струны располагались перекрестно на двух уровнях. Таким образом, удалось увеличить излучающие возможности резонансной деки, получить мощное продолжительное звучание.
Слайд 26стальная рама современного рояля
Применение упругой марганцевой стали для изготовления
струн расширило диапазон рояля и дало возможность получить более сильный
и певучий тон.
Слайд 27ФОРТЕПИАНО– солирующий инструмент
Слайд 29фортепиано - аккомпанирующий инструмент
Слайд 31Молоточковый механизм многократно усовершенствовался и сегодня отвечает самым взыскательным требованиям
пианистов играющих музыку различных жанров от классической до джазовой.
Слайд 32Последние серьезные изменения вносились в конструкцию фортепиано в начале XX
века. На сегодняшний день только один инструмент способен полностью со
всеми красками воспроизвести музыкальное произведение любой сложности, от детской песни до симфонии или оперы, требующих участия многих голосов сразу – это рояль или его разновидность – пианино.
Слайд 33 Сегодня нельзя найти музыканта - будь то
певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в
доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката.
Слайд 34Клятва
Рояль я преданно люблю,
Играть я научусь,
Я трудностям не уступлю,-
Клянусь, клянусь,
клянусь
Когда меня поманит лень,
Я ей не покорюсь,
Работать буду каждый день
-
Клянусь, клянусь, клянусь
Душа светлей и мысли чисты,
К гармонии стремлюсь,
Кредо и статус пианиста
Не запятнать клянусь!
Слайд 35Список используемых материалов:
Зимин П. История фортепиано и его предшественников. —
М.: 1968
http://www.music-instrument.ru/
http://musicalka.narod.ru/Pianohistory.htm
http://pianinotrade.ru/istoriya-fortepiano/