Разделы презентаций


ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1

Содержание

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИСоциальная революцияфеодализм капитализм(1609, Нидерланды);ослабление влияния церкви(секуляризация)Научная революциягеоцентризм гелиоцентризм.Накопление большого объема фактических

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
1. Рационализм, эмпиризм

и сенсуализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон,

Д. Локк).
2. Связь онтологии и гносеологии в философии рационализма и эмпиризма Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм).
3. Основные направления и идеи философии французского Просвещения.
4. Особенности немецкой классической философии. Проблема априорного в теории познания и этике И. Канта; развитие диалектических идей в учении И.Г. Фихте.
5. Диалектика природы  Ф. Шеллинга.  Система и метод Г. Гегеля.
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический и исторический материализм марксизма.
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ1. Рационализм, эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени (Р.

Слайд 2ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1
ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ
Социальная революция
феодализм

капитализм
(1609, Нидерланды);
ослабление влияния церкви
(секуляризация)

Научная

революция
геоцентризм гелиоцентризм.
Накопление большого объема фактических данных, прорыв в фундаментальных науках, появление Академий

Наукоцентризм:
ориентация философии на идеалы и методы научного познания как в формальном (аксиоматический метод), так и в содержательном аспектах (поиск универсальных законов и методов)

РАЦИОНАЛИЗМ, ЭМПИРИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ (Р. ДЕКАРТ, Ф. БЭКОН, Д. ЛОКК)

Новое время: 1) капитализм, 2) секуляризация (термин появляется в 1646 г.:
отчуждение в пользу светского государства земель и другой церковной
собственности), 3) наука как доминирующая форма духовной культуры

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИСоциальная революцияфеодализм         капитализм(1609,

Слайд 3
События, произошедшие в ВЕНЕЦИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В НАЧАЛЕ XVII В., могут

служить наглядным примером СЕКУЛЯРИЗАЦИИ, установления светского контроля в делах, которые

ранее считались прерогативой церкви.
1. Венецианские власти сочли полезным для республики ограничить размеры допустимых церковных вкладов граждан.
2. Поставили под контроль светской власти строительство церковных зданий.
3. Ввели порядок, согласно которому лица духовного звания, обвинявшиеся в уголовных преступлениях, должны были привлекаться к ответственности обычными судами, как и миряне.
4. Духовенство и клерикально настроенные члены знатных семейств были выведены из состава правительственных советов.
5. Венеция упорно отказывалась участвовать в крестовых походах против "неверных", стремилась сохранить дипломатические и торговые отношения с некатолическим и даже нехристианским миром.

События, произошедшие в ВЕНЕЦИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В НАЧАЛЕ XVII В., могут служить наглядным примером СЕКУЛЯРИЗАЦИИ, установления светского контроля

Слайд 4О БОГЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Под причиною самого себя (causa sui) я разумею

то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то,

чья природа может быть представляема не иначе, как существующею.
2. Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называется конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом.
АКСИОМЫ
1. Все, что существует, существует или само в себе, или в чем-либо другом.
2. Что не может быть представляемо через другое, должно быть представляемо само через себя.
3. Из данной определенной причины необходимо вытекает действие, и наоборот — если нет никакой определенной причины, невозможно, чтобы последовало действие.
ТЕОРЕМА 1
Субстанция по природе первое своих состояний.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Это ясно из определений 3 и 5.
О БОГЕОПРЕДЕЛЕНИЯ1. Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование,

Слайд 5Основная проблема философии Нового времени –

проблема метода познания.
Источник проблемы: средневековый спор об универсалиях

Номиналисты Реалисты

Эмпиризм Рационализм
(сенсуализм)

Ф. Бэкон

Д. Локк

Т. Гоббс

Р. Декарт

Б. Спиноза

Г. Лейбниц

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1

Основная проблема философии Нового времени –

Слайд 6ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1
РЕНЕ де КАРТ
(латинизированное
имя

Картезий)
(1596 - 1650)
Французский философ, математик, физик и физиолог, создатель

аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

ТРУДЫ
«Правила для руководства ума».
«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках».
«Первоначала философии».
«Страсти души».
«Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом».

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1РЕНЕ де КАРТ (латинизированное имя Картезий) (1596 - 1650)Французский философ, математик, физик

Слайд 7ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1
1. «КАРТЕЗИАНСКОЕ СОМНЕНИЕ»: поиск несомненного

основания познания: можно усомниться в существовании ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ; можно усомниться

в существовании ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ; можно усомниться в существовании ОБЪЕКТОВ ВЕРЫ, но нельзя усомниться в существовании себя сомневающегося. Поэтому - СOGITO, ERGO SUM.

2. СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ И ВИДЫ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ
Согласно Декарту, мышление человека включает в себя три части:
А) На нижней ступени – «здравый смысл».
Б) Далее следует рассудок − специальная деятельность, направленную на построение и применение суждений, умозаключений, доказательств, нахождение доводов, аргументов или опровержений.
В) Высший уровень мышления представляет собой интеллект. Он снабжает нас врожденными идеями, столь ясными и отчетливыми, что мы "усматриваем умом" их истинность непосредственно, интуитивно.
Декарт называет три вида подобных идей:
- ИДЕЯ БОГА;
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ;
- БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ НАУКИ



ТЕМА № 3. ВОПРОС № 11. «КАРТЕЗИАНСКОЕ СОМНЕНИЕ»: поиск несомненного основания познания: можно усомниться в существовании ФИЗИЧЕСКИХ

Слайд 8ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1
3. УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ. Положения

метода Декарта сводятся к четырем правилам:
А) Принимать

за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;
Б) Разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы;
В) Выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность в направлении от простого к сложному;
Г) Составлять полные, без всяких пропусков, перечни этих элементов.


РАЦИОНАЛИЗМ – это направление в гносеологии, основанное на убеждении, что в сознании человека существуют идеи, которые нельзя вывести из опыта. Эти идеи носят врожденный характер, они безусловно истинны, универсальны, необходимы и выступают в качестве фундамента всякого познания, которое по своей сути есть дедуцирование (извлечение) знаний из врожденных идей.

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 13. УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ. Положения метода Декарта сводятся к четырем правилам:

Слайд 9ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1
Фрэ́нсис Бэ́кон (1561 — 1626)

— английский философ, историк, политический деятель.
Труды:
«Нравственные и политические

очерки», 1597г.
«О мудрости древних», 1609 г.
«О достоинстве и приумножении наук», 1623 г.
«Новый Органон», 1620 г.
«Новая Атлантида» 1627 г.

КАК СДЕЛАТЬ НАУКУ ПЛОДОНОСНОЙ?

субъект познания

метод

познания

объект познания

природа, а не тексты

путь паука

путь муравья

путь пчелы

идолы

рода пещеры рынка театра

индуктивный метод

ЭМПИРИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ XVII В.

«ЗНАНИЕ – СИЛА»

ЭМПИРИЗМ

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1Фрэ́нсис Бэ́кон (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель.Труды:

Слайд 10ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1
ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД Ф. Бэкон:

«Извлечение аксиом из опыта и
выведение новых экспериментов из аксиом»
Этапы

применения метода
ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД  Ф. Бэкон: «Извлечение аксиом из опыта и выведение новых

Слайд 12


ДЖОН ЛОКК (1632–1704)
«Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).

СЕНСУАЛИЗМ

1. ИДЕИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ВРОЖДЕНЫ (КРИТИКА ДЕКАРТА)
базовые положения научного знания неизвестны детям, умственно отсталым и тем, кто не имеет научного образования;
основные моральные принципы могут быть различными и даже противоположными;
идея Бога некоторым народам неизвестна; различны представления о Боге у политеистов и монотеистов.
ВЫВОД: «ДУША» (ИЛИ РАЗУМ) ЧЕЛОВЕКА ПРИ РОЖДЕНИИ ЕСТЬ «TABULA RASA» («ЧИСТАЯ ДОЩЕЧКА»).
2. ИДЕИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИДУМАНЫ.
3. ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИДЕЙ – ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ
ВЕЩИ

первичные (объективные) качества вторичные (субъективные) качества
(плотность, протяженность, (вкус, цвет, запах)
форма, количество, движение, покой)


простые идеи составные идеи
- суммирование идей («человек»)
- сравнение идей («больше»); сложные
- обобщение идей («животное») идеи
НЕТ НИЧЕГО В РАЗУМЕ, ЧЕГО НЕ БЫЛО БЫ ПРЕЖДЕ В ЧУВСТВАХ

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 1


Слайд 13Нетварная субстанция (Бог)
тварные субстанции
материальную
атрибут
протяженность
(делима до бесконечности)
форма
движение
состояние тела
модусы
идеальную
атрибут
мышление
(неделима)
чувства
мысли
состояния
души
модусы
нет
связи
дуализм
ТЕМА № 3. ВОПРОС

№ 2
СВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ РАЦИОНАЛИЗМА И ЭМПИРИЗМА

НОВОГО ВРЕМЕНИ (Р. ДЕКАРТ, Б. СПИНОЗА, Г.В. ЛЕЙБНИЦ, Д. ЛОКК, Д. БЕРКЛИ, Д. ЮМ)
ОНТОЛОГИЯ ДЕКАРТА: ДУАЛИЗМ
Нетварная субстанция (Бог)тварные субстанцииматериальнуюатрибутпротяженность(делима до бесконечности)формадвижениесостояние теламодусыидеальнуюатрибутмышление(неделима)чувствамыслисостояниядушимодусынетсвязидуализмТЕМА № 3. ВОПРОС № 2СВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ

Слайд 14Р. Декарт
Гносеология
объект познания

протяженность

количество

система координат
субъект познания
мышление
эмоции
цели
душа
абсолютно противопоставлены
ТЕМА № 3. ВОПРОС

№ 2
СЛЕДСТВИЕ ДУАЛИЗМА ДЕКАРТА В ГНОСЕОЛОГИИ – ЧЕТКОЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ СУБЪЕКТА

И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ КАК ПРОИЗВОДНЫХ ОТ ДВУХ РАЗНЫХ СУБСТАНЦИЙ
Р. ДекартГносеологияобъект познанияпротяженностьколичествосистема координатсубъект познания мышлениеэмоциицелидушаабсолютно противопоставленыТЕМА № 3. ВОПРОС № 2СЛЕДСТВИЕ ДУАЛИЗМА ДЕКАРТА В ГНОСЕОЛОГИИ –

Слайд 15Р. Декарт
Метод познания: математический
Самоочевидные аксиомы (врожденные идеи)
логическая дедукция следствий
алгебра как

mathesis universalis
арифметика

+ геометрия
(аналитическая)

уравнения

Всеобщая математика – дедуктивная наука о порядке и мере.
(а не только о числах и фигурах)
Порядок и мера всеобщи, поэтому и математика – всеобща.

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2

Р. ДекартМетод познания: математическийСамоочевидные аксиомы (врожденные идеи)логическая дедукция следствийалгебра как mathesis universalis арифметика

Слайд 16Учение Бенедикта Спинозы: МОНИЗМ
«Порядок и связь идей те же, что

порядок и связь вещей»
ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2

Учение Бенедикта Спинозы: МОНИЗМ«Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»ТЕМА № 3. ВОПРОС

Слайд 17Критика дуализма Декарта (субстанции) и Спинозы (модусы)
Критика материи как субстанции

(материя пассивна и делима до бесконечности)

идеальны (духовны)
неделимы примитивные монады (перцепция)
не имеют «окон» монады–души (стремление)
2. Онтология: учение о монадах различны монады–духи (апперцепция)
перцептивны Бог – высшая монада
энергийны
3. Принципы метода (онтология+гносеология)

универсальной непрерывности индивидуации достаточного лучшего из
взаимосвязи (эволюционизм) основания миров

эмпиризм
4. Гносеология: 1. истины факта (в чувствах) закон достаточного основания
+
2. истины разума остальные законы логики рационализм

5. Мир как организм, а не механизм (физика+метафизика)


ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2
ПЛЮРАЛИЗМ Г.В. фон ЛЕЙБНИЦА

Всякое знание проверяется по законам логики

(мир - это система)

Истина открывается как чувствам, так и разуму

Критика дуализма Декарта (субстанции) и Спинозы (модусы)Критика материи как субстанции (материя пассивна и делима до бесконечности)

Слайд 18ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2

СВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ В

ЭМПИРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII-XVIII ВВ.
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: КРИТИКА СУБСТАНЦИОНАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ
ДЖОН

ЛОКК: критика материальной субстанции
субстанцию нельзя зафиксировать чувствами, она постигается только умом как идея;
истинной является только ясная и отчетливая идея;
идея духовной субстанции ясная и отчетливая: в каждом отдельном человеке она представлена бессмертной душой (мы ее «чувствуем» в себе), а в мироздании – Богом, «подателем душ» (т.к. душа сверхъестественна);
идея материальной субстанции смутная и неотчетливая, это воображаемый крючок, на который люди по привычке навешивают разнообразные качества вещи.
Таким образом, материальный мир в учении Локка лишен субстанционального единства. Он рассыпается на тела и явления, по поводу которых с достоверностью можно говорить лишь об их отдельных свойствах, а не единстве.
ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2СВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ В ЭМПИРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII-XVIII ВВ. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: КРИТИКА

Слайд 19ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2
ЕПИСКОП
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685 –

1753)
СОЛИПСИЗМ Дж. Беркли: критика материальной субстанции
1. Все качества вещей,

данные нам в опыте, являются вторичными только от субъекта зависит, в каком виде предстает перед ним мир.
2. Есть только два рода существующего:
А) Идеи (а не вещи!) и их различные объединения;
Б) Тот, кто воспринимает данные идеи
«СУЩЕСТВОВАТЬ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ»
(ESSE EST PERCIPI).
3. Отрицание материи как не данной в ощущениях.
4. ПОЛАГАНИЕ В КАЧЕСТВЕ ЕДИНСТВЕННОЙ СУБСТАНЦИИ БОГА: он воспринимает то, что не фиксируют люди.



ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2ЕПИСКОП ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685 – 1753) СОЛИПСИЗМ Дж. Беркли: критика материальной субстанции1.

Слайд 20 ТЕМА № 3. ВОПРОС

№ 2

ДЭВИД ЮМ
(1711–1776)
СКЕПТИЦИЗМ Д. ЮМА: КРИТИКА И

МАТЕРИАЛЬНОЙ, И ДУХОВНОЙ СУБСТАНЦИИ
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
вещи впечатления идеи
(в душе) (в мышлении)
2. Между идеями существуют два вида отношений:
- логическое следование: одни идеи полностью выводятся из других (например, теоремы из аксиом) ─ это основано на логическом законе непротиворечия;
- заключения о «фактах»: на основании восприятий (например, мы видим дым и делаем заключение: «где-то есть огонь») ─ основаны на отношении причины и следствия.
3. ОДНАКО СЛЕДСТВИЕ:
• не содержится в том, что считается причиной;
• не похоже на то, что считается причиной;
• логически невыводимо из того, что считается причиной.







А ПОСКОЛЬКУ ЛЮБАЯ СУБСТАНЦИЯ ЕСТЬ ПРИЧИНА ВСЕХ ПРИЧИН, ТО И
ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ СОМНИТЕЛЬНО! ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАУКА (основанная на причинах и вытекающих из них законах) НЕ ВОЗМОЖНА!!!

Причинно-следственная связь сомнительна, она базируется на
психологическом обосновании (привычке).

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 2ДЭВИД ЮМ (1711–1776) СКЕПТИЦИЗМ  Д.

Слайд 21ТЕМА № 3. ВОПРОС № 3
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ

ПРОСВЕЩЕНИЯ
В XVIII столетии происходит расширение понятия «рациональность» до идейно-теоретического течения,

в котором научное знание становится достоянием широкой общественности, предметом обсуждения в светских салонах, художественных кругах, печати.
ЭПОХОЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ НАЗЫВАЮТ ПЕРИОД МЕЖДУ
ВТОРОЙ (СЛАВНОЙ) АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ (1688-1689) И
ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ (1789-1794).

ДЕВИЗ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ:
SAPERE AUDE!
(Имей мужество пользоваться своим собственным умом!)

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 3ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯВ XVIII столетии происходит расширение понятия «рациональность»

Слайд 22ТЕМА № 3. ВОПРОС № 3

ДЕИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ВОЛЬТЕ́Р
(1694 —1778)
МОНТЕСКЬЁ (1689

– 1755)
РУССО
(1712 – 1778)

КОНДИЛЬЯК
(1715–1780)
Деизм (от лат. deus –

Бог), религиозно-философская доктрина, которая признает Бога в качестве мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Деизм признает: 1) существование Бога; 2) творение Богом мира (божественный первотолчок) и управление им; 3) будущую жизнь, в которой каждому воздается за добро и зло. Обрядность, священные истории, «чудеса» представляет собой только суеверия – плод страха, лжи и невежества.
"РАЗДАВИТЕ ГАДИНУ!"

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 3ДЕИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕВОЛЬТЕ́Р (1694 —1778)МОНТЕСКЬЁ (1689 – 1755)РУССО (1712 – 1778)КОНДИЛЬЯК (1715–1780)Деизм (от

Слайд 23


АТЕИСТИЧЕСКО - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ЛАМЕТРИ (1709–1751)

ГОЛЬБАХ
(1723-1789)

ДИДРО
(1713–1784)

ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715–1771)

«БИБЛИЯ АТЕИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА»

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 3


Слайд 241. ОНТОЛОГИЯ. «… материя вообще есть все то, что

воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» (Гольбах). Атрибутом материи выступает

движение, источник которого в ней самой. Онтологическую позицию французских материалистов определяют как механицизм, они сводят все к механическим процессам.
2. АНТРОПОЛОГИЯ. Французские материалисты ставили перед собой задачу преодоления дуалистической трактовки человека. Человек – целостное материальное существо; несостоятельны попытки рассматривать сознание, душу как особую субстанцию. Человека в целом французские материалисты рассматривают как произведение природы, обусловленное ее законами. По мнению Гольбаха, человеческую волю, поведение определяют природные факторы, воздействующие на человеческий организм.
3. ГНОСЕОЛОГИЯ. Французские материалисты продолжают концепцию сенсуализма, выступая сторонниками теории отражения. Ощущения – источник познания, на их базе с помощью памяти формируются мысли. На основе чувств, отражающих объективную связь вещей, образуются связи понятий, мыслей. Совокупность связанных между собою мыслей составляет науку. Цель научного познания – истина. Истина заключается в соответствии между представлениями о вещах и самими вещами. Это соответствие проверяется опытом. Стимулом познания являются желания, потребности, страсти и интересы. Французские материалисты верят в беспредельное могущество человеческого разума, они убеждены в неограниченных познавательных способностях человека.
4. АТЕИЗМ. Французские материалисты вели бескомпромиссную борьбу с религией, отстаивали независимость морали от религии. Философы указывали на вред религии, на бедствия, которые несли с собой фанатизм, религиозный террор, религиозные войны. Они видели в религии орудие политического гнета. Основной источник религии усматривали В НЕВЕЖЕСТВЕ И В ЗАБЛУЖДЕНИЯХ. Отсюда следовало, что с религией нужно бороться с помощью просвещения.

1. ОНТОЛОГИЯ.  «… материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» (Гольбах).

Слайд 25УТОПИЧЕСКО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СЕН-СИМОН (1760-1825)

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858)
БАБЕФ (1760-1797)
1) Современное буржуазное общество переживает системный

кризис, что является следствием накопившихся в нем противоречий, к которым относятся, например, противоречия между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические противоречия (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производство), моральные противоречия (буржуазный брак и т. д.).
2) Причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на имущественно неравные классы.
3) Лучшим и практически осуществимым признавался такой тип общества, в котором нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами.
4) Подобное (коммунистическое) общество можно построить путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.


ТЕМА № 3. ВОПРОС № 3

УТОПИЧЕСКО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СЕН-СИМОН (1760-1825)        РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858)БАБЕФ (1760-1797)1) Современное буржуазное

Слайд 26ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Полагание разума

в качестве основной движущей силы социального прогресса.
2. Концепция естественного

права.
3. Отстаивание теории общественного договора.
4. Либерализм.
5. В этике просветители придерживались теории разумного эгоизма.
6. Утилитарный взгляд на искусство.
7. Активная просветительская деятельность: академии, масонские ложи, салоны, "Энциклопедия", письма, очерки.

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 3

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ1. Полагание разума в качестве основной движущей силы социального прогресса.

Слайд 27 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4
ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ПРОБЛЕМА АПРИОРНОГО В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА;
РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В

УЧЕНИИ И.Г. ФИХТЕ
1. Главное философское достижение эпохи – диалектика: рассмотрение мира в динамике и взаимосвязях.  
2. Было радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта − переход от созерцательности к конструктивности: сознание субъекта не только отражает мир, но и творит его.
3. Открытие бессознательного (т.е. духа в природе).  
4. Обоснована идея общественной закономерности, была предпринята попытка увидеть в истории человечества закономерные этапы развития.
5. Фундаментальная проработка всех разделов философского знания.  
6. Философия становится преобразующей социальное бытие силой. Как отмечал Маркс в "Тезисах о Фейербахе", "философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" .
ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ПРОБЛЕМА АПРИОРНОГО В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА; РАЗВИТИЕ

Слайд 28

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4

ИММАНУИЛ КАНТ
(1724 – 1804)

ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(ДО 1770 г. )

Согласно гипотезе Канта, холодные пылевые частицы, рассеянные по всему космосу под действием сил притяжения и отталкивания, образуют нагревающиеся шарообразные сгустки. В результате усиливающегося уплотнения пылевого облака его отдельные части отрываются, порождая планеты с Солнцем в центре. Скорость движения небесных тел около центра тяготения уменьшается, и со временем они падают на центральные тела, приводя к появлению новых туманностей. Таков вечный процесс созидания новых космических миров.

1755


Слайд 29

ТЕМА № 3. ВОПРОС №

4

КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
ПРОБЛЕМА АПРИОРНОГО В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
ПОЗНАНИЕ
результат
ЗНАНИЕ


АПОСТЕРИОРНОЕ АПРИОРНОЕ
(опытное) (внеопытное)
выражается

суждения


аналитические синтетические
Все холостяки неженаты Все атомы делимы
S P S + P

КАК ВОЗМОЖНЫ АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ?

ТЕМА №

Слайд 30 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4
АНАЛИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4АНАЛИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Слайд 31I. Категории количества:
- Единство 
- Множество 
- Цельность (в некоторых

переводах –  «всеполнота» или «всеобщность»)
II. Категории качества:
Реальность 
Отрицание 


Ограничение
III. Категории отношения:
- Субстанция и принадлежность (в некоторых переводах – «Субстанция и акциденция») 
- Причина и действие / следствие
- Взаимодействие
IV. Категории модальности:
Возможность и невозможность 
Существование и несуществование 
Необходимость и случайность.
I. Категории количества:- Единство  - Множество  - Цельность (в некоторых переводах –  «всеполнота» или «всеобщность») II. Категории

Слайд 32 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4
ВЫВОДЫ ИЗ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

КАНТА
Кант субъективный идеалист: первичны априорные формы познания.
Кант дуалист: противопоставление «вещей-в-себе»

и «вещей-для-нас».
Кант агностик: «вещи-в-себе» непознаваемы, трансцендентны.
Кант антидиалектик: антиномии разума указывают на пределы познания, а на его развитие.
Кант преодолел крайности эмпиризма и рационализма: «мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы».
Кант новатор в гносеологии, совершивший «коперниканский переворот»: «предметы должны сообразовываться с нашим познанием» − познание – это конструирование, а не отражение.
ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4ВЫВОДЫ ИЗ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ КАНТАКант субъективный идеалист: первичны априорные формы познания.Кант

Слайд 33

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4

ПРОБЛЕМА АПРИОРНОГО В ЭТИКЕ

ЭТИКА – УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ, О ДОЛЖНОМ ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

ЭТИКА


РЕЛИГИОЗНАЯ СВЕТСКАЯ
(ОСНОВАНА НА СТРАХЕ) (ОСНОВАНА НА ДОЛГЕ)


КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
(безусловный приказ)



НЕ СВЯЗАН СО СПЕЦИФИКОЙ СИТУАЦИИ (СВОБОДА ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ);
НЕ СВЯЗАН С ИДЕЕЙ БОГА (СВОБОДА ОТ АБСОЛЮТА);
НЕ СВЯЗАН С УДОВОЛЬСТВИЕМ (СВОБОДА ОТ ПРИРОДНОГО В СЕБЕ)
ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ – САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ, «ВНУТРЕННЯЯ» НЕОБХОДИМОСТЬ СЛЕДОВАТЬ ДОЛГУ


Слайд 34«Сомнение совести.
Ближним охотно служу, но - увы! - имею к

ним склонность.
Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?
Решение.
Нет другого

пути: стараясь питать к ним презренье
И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг!»

Фри́дрих Ши́ллер 
(1759 —1805)

«Сомнение совести.Ближним охотно служу, но - увы! - имею к ним склонность.Вот и гложет вопрос: вправду ли

Слайд 35ШЕСТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
Опровергнув пять доказательств Фомы Аквинского, Кант сформулировал

свое доказательство − НРАВСТВЕННОЕ. Немецкий философ считал, что в людях

изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. И вот это внутреннее требование Кант назвал категорическим императивом.
Именно он требует броситься, например, в горящий дом, чтобы вытащить оттуда незнакомого человека, хотя разум говорит, что делать этого не надо − опасно, и можно погибнуть самому. Логика выступает против, но нравственный закон внутри нас требует поступать "по-человечески". То есть нравственно, повинуясь долгу морали, исходя из чувства добра, справедливости, сострадания, альтруизма. Откуда в людях это? Иммануил Кант считал, что это (как и наша способность мыслить о всеобщем и понимать красоту) просто заложено в человеческую природу. То есть это от Бога.
ШЕСТОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГАОпровергнув пять доказательств Фомы Аквинского, Кант сформулировал свое доказательство − НРАВСТВЕННОЕ. Немецкий философ считал,

Слайд 36 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4
ФОРМУЛИРОВКИ КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА
1. ВСЕГДА

ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ ТВОЙ ПОСТУПОК МОГ СТАТЬ НРАВСТВЕННЫМ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ

ВСЕХ.
 
2. НЕ ДЕЛАТЬ ДРУГИМ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО ТЫ САМ НЕ ХОТЕЛ БЫ ПРЕТЕРПЕТЬ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ.
 
3. ВСЕГДА ОТНОСИСЬ К ЧЕЛОВЕКУ КАК К ЦЕЛИ, НО НИКОГДА КАК К СРЕДСТВУ.

«Две вещи наполняют душу всегда новым  и  все более сильным удивлением  и  благоговением, чем чаще  и  продолжительнее  я  размышляю о них, - это  звездное   небо   надо   мной   и   моральный   закон   во   мне».

"Две вещи наполняют душу всегда новым  и  все более сильным удивлением  и  благоговением, чем чаще  и  продолжительнее  я  размышляю о них, - это  звездное   небо   надо   мной   и   
моральный   закон   во   мне ".

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4ФОРМУЛИРОВКИ КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА1. ВСЕГДА ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ ТВОЙ ПОСТУПОК МОГ СТАТЬ

Слайд 37«Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ни­чего приятного,

что льстило бы людям, ты требуешь под­чинения … ты ….

устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может сни­скать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); пе­ред тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали, − где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения <…> ? <…> Это не что иное, как ЛИЧНОСТЬ, т. е. свобода и независимость от механизма всей природы <…>

«Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ни­чего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь под­чинения

Слайд 38 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И. КАНТА

ЧУВСТВА

РАССУДОК РАЗУМ

СУЖДЕНИЯ ВОЛЯ ПОЗНАНИЕ

1. Кант выделяет два вида суждения – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ. Кантовская «Критика способности суждения» помещает в центр анализа понятие цели. Цель может быть субъективной, и тогда способность суждения выступает как эстетическая способность. Цель может быть и объективной, и тогда способность суждения становится телеологической (это прекрасное в природе).

2. Предмет исследования в случае ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ — ПРЕКРАСНОЕ И ВОЗВЫШЕННОЕ. Главное свойство прекрасного – вызывать чувственное наслаждение. При этом прекрасное может существовать в действительности ли быть воображаемым.











ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И. КАНТА      ЧУВСТВА

Слайд 39 2А. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕКРАСНОГО

1. ВНЕ ВЫГОДЫ. Прекрасное свободно

от практического интереса, оно не приносит выгоды.

*2. ВНЕ СМЫСЛА. «Красота

есть форма целесообразности предмета , поскольку она воспринимается в нем без представления о цели»: цветы благодаря гармонии своих частей воспринимаются как красота дикой природы даже без всякого раздумья о цели их существования.

3. ВНЕ ИСТИНЫ. Прекрасное свободно от понятий «истина-ложь», эстетическое суждение никогда не может быть обосновано логически. Искусство – это мир свободной игры воображения.

4. АПРИОРНО ВСЕОБЩЕ. Чувство прекрасного носит всеобщий априорный характер (все люди рождаются со способностью чувствовать прекрасное, но не все в себе развивают эту способность). Чем сложнее предмет, тем сложнее, тем специфичнее его эстетическая оценка. Научная красота − только для специалиста. Чтобы понять красоту математической формулы, нужно обладать художественной культурой, но прежде всего − знать математику. Всеобщность эстетического суждения состоит не в непосредственной общедоступности, а в том, что, затратив силы и время, любой человек может до него добраться. И сама художественная культура не всегда дается от рождения, чаще воспитывается.


Прекрасное – это категория, характеризующая объект в отношении к субъекту восприятия, именно в соответствии с неутилитарным созерцательным суждением вкуса на основе чувства удовольствия; другими словами, это то, что нравится ради себя самого всем спонтанно и необходимо.

2А. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕКРАСНОГО 1. ВНЕ ВЫГОДЫ. Прекрасное свободно от практического интереса, оно не приносит выгоды.*2.

Слайд 402б. ВОЗВЫШЕННОЕ
1. Возвышенное Кант определял как то, «что безусловно велико»,

или то, «в сравнении с чем все другое мало».
2.

Различия между прекрасным и возвышенным:
прекрасное нравится благодаря своим определенным формам. Но неопределенное и бесформенное также, по Канту, может воздействовать эстетически;
в прекрасном удовольствие связано с представлением качества, в возвышенном – количества;
в прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство жизнедеятельности, возвышенное же вначале на некоторое время вызывает торможение жизненных сил и лишь, потом способствует их сильному проявлению.
3. Кант различал два вида возвышенного: МАТЕМАТИЧЕСКИ ВОЗВЫШЕННОЕ и ДИНАМИЧЕСКИ ВОЗВЫШЕННОЕ. Первое охватывает экстенсивные величины, имеющие протяженность в пространстве и времени, второе — величины силы и могущества. Примером первого являются звездное небо, океан, второго — страшные силы природы, пожар, наводнение, землетрясение, ураган, гроза. Возвышенное в обоих случаях превосходит силу нашего чувственного представления, подавляет наше воображение. Вследствие этого мы чувствуем неспособность объять его нашим чувственным взором. Но это только на первых порах. Затем впечатление угнетенности сменяется оживлением нашей деятельности, поскольку здесь подавляется лишь наша чувственность, зато возвышается духовная сторона. В «возвышенном» как бы фокусируется основное философское представление Канта — о преобладании этического (долг) над миром явлений (чувство).
2б. ВОЗВЫШЕННОЕ1. Возвышенное Кант определял как то, «что безусловно велико», или то, «в сравнении с чем все

Слайд 42

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 4

РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА
В УЧЕНИИ И.ФИХТЕ


ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814)

1. КРИТИКА КАНТА: за дуализм (разъединение бытия и мышления: «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас») и непоследовательный идеализм (априорные формы из сознания, а содержание этих форм – из опыта).
2. ЦЕЛЬ ФИХТЕ: создание науки о науке – «наукоучения». В его основе – идеализм (учение о самосознающем Я), монизм (из Я выводится все), активизм (Я деятельно).
3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ:
Тезис: Я полагает само себя.
Антитезис: Я противопоставляет себя не-Я.
Ситез: объединение положений Я есть Я и Я есть не-Я.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, отстаиваемые Фихте: разум, свобода, деятельность.



«Опыт критики всяческого откровения», «Основы общего наукоучения», «Основы естественного права», «Система учения о нравственности», «Назначение человека», «Основные черты настоящей эпохи», «Путь к жизни блаженной», «Речи к немецкой нации».


Слайд 43

ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ  Ф. ШЕЛЛИНГА.   СИСТЕМА И МЕТОД Г. ГЕГЕЛЯ

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ
(1775 – 1854)

«Философские письма о догматизме и критицизме» (1798), «Первый набросок системы натурфилософии» (1799), «Всеобщая дедукция динамического процесса» (1800), «Система трансцендентального идеализма» (1800)

1. КРИТИКА ФИХТЕ
а) бытие едино (т.е. это Я), а у Фихте разделено на Я (дух) и не-Я (природа);
б) бытие активно, а у Фихте природа (не-Я) пассивна.
2. ЦЕЛЬ ШЕЛЛИНГА
Обосновать наличие духа (как бессознательного разума) и развития у природы, т.е. разработать диалектику природы.
3. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ПРИРОДЫ
Источник развития – это противоречие:
- между «слепым механизмом» частей и целесообразностью природы как целого;
- между ставшим и становлением (все движется и покоится одновременно).


Слайд 44 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 5
СХЕМА РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ
(ПЕРЕХОД

РАЗУМА ИЗ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В СОЗНАТЕЛЬНОЕ)
1. НЕЖИВОЕ
МАГНЕТИЗМ - ТЕЗИС
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО -

АНТИТЕЗИС
ХИМИЗМ - СИНТЕЗ

2. ЖИВОЕ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - ТЕЗИС
РАЗДРАЖИМОСТЬ - АНТИТЕЗИС
ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ - СИНТЕЗ

3. ОБЩЕСТВО (рождает индивидуальность, т.е. «Я»)
Я

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗУМ (Т) ВОЛЯ (А/Т)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (С)

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 5СХЕМА РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ (ПЕРЕХОД РАЗУМА ИЗ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В СОЗНАТЕЛЬНОЕ)1. НЕЖИВОЕМАГНЕТИЗМ

Слайд 45 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 5

ФИЛОСОФСКАЯ

СИСТЕМА И МЕТОД ГЕГЕЛЯ

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
(1770 –1831)

«Различия между философскими системами Фихте и Шеллинга» (1801), «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812 -1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1822).

1. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
- реальность есть Дух система Гегеля;
- способ бытия Духа – диалектика метод Гегеля.

2. СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ
А) СВОЙСТВА ДУХА:
- активность – т.е. он Субъект;
- самопознание – т.е. он разумный Субъект;
- бесконечность – т.е. он тотальный Субъект.
БЫТИЕ ЕСТЬ СУБЪЕКТ

Б) ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ ДУХА:
- тождество бытия и мышления (панлогизм);
- «все действительное разумно, а все разумное действительно»


БЫТИЕ ЕСТЬ БЕСКОНЕЧНЫЙ РАЗУМНЫЙ СУБЪЕКТ

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 5

Слайд 46СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

Слайд 47 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 5
ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД ГЕГЕЛЯ


ЗАКОНЫ
РАЗВИТИЯ

ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ: единство и борьба противоположностей

ВНУТРЕННИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ: переход количественных изменений в качественные и наоборот

НАПРАВЛЕНИЕ И ФОРМА РАЗВИТИЯ:
отрицание отрицания

СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ И МЕТОДА ГЕГЕЛЯ ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЗАКОНЧЕННОСТЬЮ СИСТЕМЫ И БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ МЕТОДА

Этот закон – новаторство Гегеля

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 5ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД ГЕГЕЛЯ

Слайд 48


АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСИЗМА

ЛЮДВИГ АНДРЕАС ФЕЙЕРБАХ (1804–1872)

«К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841),
«Основные положения философии будущего» (1843).

1. КРИТИКА ГЕГЕЛЯ. Мировой Дух – это тот же Бог христиан. Однако же философия и религия также противоположны, как вера в догматы и рациональное познание.
2. «Тайна» гегелевской философии заключена в ТЕОЛОГИИ, а «тайна» последней, в свою очередь, коренится в АНТРОПОЛОГИИ.
3. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ПРИДУМАЛ БОГА?
Это вызвано бессилием перед мощью
природы. Человек приписал Богу свои
лучшие свойства и возвел их в абсолют.
4. АНТРОПОЛОГИЯ. Человек – существо
только природное, лучше всего его
исследует медицина. Высшим
естественным влечением человека
выступает стремление к счастью, ЛЮБВИ.
Любовь (НЕ К БОГУ, А К ЛЮДЯМ!)
становится у Фейербаха средством
осуществления гармонического сообщества.

Человек человеку – Бог!

ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ФИЛОСОФИИ ФЕЙЕРБАХА: ОН МАТЕРИАЛИСТ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕКА, НО ИДЕАЛИСТ В ПОНИМАНИИ ОБЩЕСТВА.


Слайд 49

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 6

ИСТОРИЧЕСКИЙ И
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ МАРКСИЗМА

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ МАРКСИЗМА –
КАРЛ ГЕНРИХ МАРКС (1818–1883) И
ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820–1895).

Основные (философские) труды. К. Маркс и Ф. Энгельс: «Святое семейство» (1845), «Манифест коммунистической партии» (1848). К. Маркс: «Нищета философии» (1846), «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1857–1883). Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг» (1876–1878), «Диалектика природы» (1873–1895; не закончена, осталась в виде отдельных статей и набросков), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886).

В истории марксизма прослеживаются два этапа:
1) классический, связанный с деятельностью Маркса и Энгельса: примерно с 1848 г. (год выхода в свет «Манифеста коммунистической партии) и по 1895 г. (год смерти Энгельса);
2) период неомарксизма – с 1895 г. по настоящее время. Наиболее значительными течениями неомарксизма были:
а) марксизм-ленинизм, развиваемый в России в XX в. (Ленин, Сталин, советские философы);
б) франкфуртская школа в Германии, сложившаяся в 1930–1940-е гг. и получившая дальнейшее развитие в Женеве, Париже и в США (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Хабермас).


Слайд 50 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 6
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Диалектический материализм появился,

с одной стороны, как материалистическая переработка гегелевской идеалистической диалектики, а

с другой – как диалектическая переработка прежнего метафизического (и в первую очередь фейербаховского) материализма.
ОНТОЛОГИЯ
• Материя (природа) первична, а человеческое сознание – вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной материи, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных надприродных сущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи, Мирового ума и т.д.
• Материя вечна, несотворима и неуничтожима, важнейшим ее свойством является движение, изменение, развитие. Движение материи осуществляется в пространстве и времени, поэтому их нельзя «отрывать» от материи. Существует ряд форм движения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное), отражающих общий ход эволюции материи.
• Развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики, сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей. Законы диалектики при этом понимаются как универсальные законы бытия, охватывающие сферу природы, общества и человеческого мышления.
ГНОСЕОЛОГИЯ
Обычно характеризуется как теория отражения, суть которой состоит в том, что процесс познания трактуется как отражение в человеческом сознании определенных впечатлений, приходящих в него извне. Особенностью марксистской гносеологии является следующее:
• процесс познания считается подчиняющимся трем законам диалектики;
• проводится качественное различие между познанием теоретическим и эмпирическим (включающим в себя чувственное); показывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому, хотя и строится на базе последнего. Теоретическое познание оперирует идеализированными объектами (не существующими вне сознания), включает в себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспериментов и наблюдений, и т.д.;
• утверждается диалектическая связь между абсолютной и относительной истиной: абсолютная истина недостижима, на каждом этапе развития познания мы имеем дело только с относительными истинами, но накопление относительных истин в процессе познания позволяет нам бесконечно приближаться к абсолютной истине;
• критерием истины является общественная практика человечества, практика же является основой и целью познания.

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 6ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМДиалектический материализм появился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелевской

Слайд 51 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 6
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Марксистское учение

об обществе – исторический материализм – представляет собой результат распространения

на общество законов материалистической диалектики. Тезис о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в социальной философии как тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.
Общественное бытие понимается как совокупность материальных общественных процессов и отношений, существующих независи­мо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом. Общественное сознание трактуется как отражение общественного бытия.
В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в своей совокупности составляющие реальный базис общества, на котором строятся политическая и идеологическая надстройка.
Характер и уровень развития производительных сил в целом определяет тип производственных отношений. Единство производительных сил и производственных отношений задает способ производства, определяющий общественно-экономическую формацию. В истории человечества выделяются пять основных общественно-экономических формаций: 1) первобытная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая, первой фазой которой является социалистическая.
Переход от одной формации к другой есть социальная революция. В основе социальной революции лежит конфликт между развившимися производительными силами и старыми, отжившими производственными отношениями, тормозящими дальнейшее развитие производительных сил.
В целом развитие общества происходит согласно «закону отрицания отрицания»: в первобытной формации– неантагонистической – существовала общественная собственность на средства производства (связанная со всеобщей нищетой), имели место отношения равенства, коллективизма, братства и взаимопомощи. Рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации являются антагонистическими, основаны на частной собственности на средства производства, здесь имеют место борьба классов, отношения конкуренции и вражды. В коммунистической формации восстанавливаются на новом уровне некоторые свойства первобытной: коммунистическая формация является неантагонистической, в ней царит общественная собственность на средства производства (но основанная на всеобщем изобилии), отношения равенства, коллективизма, братства и взаимопомощи.
В антагонистических формациях главной движущей силой социального развития является борьба классов, существующих только в единстве (соответственно: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных крестьян, буржуазии и пролетариата). Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на средства производства.
Государство возникает как оружие имущих классов и служит для защиты их интересов. В коммунистическом обществе, где нет классов, государство постепенно должно отмереть, передавая свои функции общественным организациям.

ТЕМА № 3. ВОПРОС № 6 ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗММарксистское учение об обществе – исторический материализм – представляет

Слайд 52 ТЕМА № 3. ВОПРОС № 6
НОВАТОРСТВО ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
1.

ВПЕРВЫЕ БЫЛО ДОСТИГНУТО ОРГАНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛИЗМА И ДИАЛЕКТИКИ.
2. МАТЕРИАЛИЗМ

БЫЛ РАСПРОСТРАНЕН НА ОБЪЯСНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
3. ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. Маркс и Энгельс впервые вычленили специфические функции философии, характерные только для нее, – мировоззренческую и методологическую. Вместо того, чтобы некомпетентно решать за конкретные науки их проблемы, она оставила за собой право и задачу вооружать человека мировоззрением, а все науки – общим, философским методом исследования.
4. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ВПЕРВЫЕ СТАЛА РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК НЕЧТО НЕЗАВЕРШЕННОЕ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБОГАЩЕНИЮ И КОРРЕКТИРОВКЕ.
5. БЫЛ ПРЕОДОЛЕН СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ВСЕЙ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ФИЛОСОФИИ. Как отмечал Маркс в "Тезисах о Фейербахе", «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
ТЕМА № 3. ВОПРОС № 6 НОВАТОРСТВО ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА1. ВПЕРВЫЕ БЫЛО ДОСТИГНУТО ОРГАНИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛИЗМА И

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика