Разделы презентаций


Три функциональных блока мозга: теоретическая модель А.Р.Лурия

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИИЭто теория уровневого строения психологических систем: законодательно-регуляторный (1 и 3 ФБМ) и операционально-исполнительный (2 ФБМ) уровни;Это основа нейропсихологической квалификации разнообразных феноменов поведения человека;Центральный постулат ‒ всякая психическая функция (деятельность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Осмина Елена Викторовна
доктор психологических наук,
профессор кафедры «Социология, психология и культурология»


Ижевского государственного технического университета
имени М.Т. Калашникова

 Е.В. Осмина, 2017

Три функциональных блока мозга: теоретическая модель А.Р.Лурия

Осмина Елена Викторовнадоктор психологических наук,профессор кафедры «Социология, психология и культурология» Ижевского государственного технического университетаимени М.Т. Калашникова

Слайд 2КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Это теория уровневого строения психологических систем: законодательно-регуляторный (1

и 3 ФБМ) и операционально-исполнительный (2 ФБМ) уровни;
Это основа нейропсихологической

квалификации разнообразных феноменов поведения человека;
Центральный постулат ‒ всякая психическая функция (деятельность и поведение в целом) является «вертикально» организованной системой, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков с собственной мозговой организацией и набором факторов.

Основная идея ‒ иерархический принцип моговой организации любой психической функции и деятельности (в целом) человека

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИИЭто теория уровневого строения психологических систем: законодательно-регуляторный (1 и 3 ФБМ) и операционально-исполнительный (2 ФБМ)

Слайд 3БЛОК РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА И КОНТРОЛЯ, или с чем приходим в мир…


Базальный, фоновый пласт, энергетика, тонус и пластичность протекания любого психического

процесса. «Я хочу» (А.В.Семенович)
Вертикальная ось нейросоматической организации человека: подчинение запросов и требований организма императиву внешних условий
Модулирует соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии
Уровень непроизвольной регуляции как основа экстраполяционного поведения
Обеспечивает базовые механизмы развития: импринтинг, ритмология, триггерные пусковые механизмы поведения, коадаптация.

Блок регуляции неспецифической активации мозга:
Ствол мозга
Средний и диэнцефальный мозг
Базальные ганглии
Лимбическая система
Медиобазальные лобные и височные

БЛОК РЕГУЛЯЦИИ ТОНУСА И КОНТРОЛЯ, или с чем приходим в мир… Базальный, фоновый пласт, энергетика, тонус и

Слайд 4БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (2 ФБМ)
Обеспечение операционального

функционирования организма («Я могу», по А.В.Семенович);
Реализация заложенных и приобретенных

в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия;


Формируются постепенно в ходе прижизненного обучения и воспитания;
Активно задействуют механизмы памяти и эмоций;
Отчетливо проявляется функциональная асимметрия (вектор «справа - налево»)

БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (2 ФБМ) Обеспечение операционального функционирования организма («Я могу», по А.В.Семенович); Реализация

Слайд 5БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ (3 ФБМ)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Самостоятельное программирование и

прогнозирование;
Постановка целей и задач;
Выбор способов и условий реализации;
Упорядочивание

этапов реализации;
Контроль за реализацией и оперативное реагирование;
Определение ошибок и своевременная коррекция;
Сопоставление полученного результата с желаемым, удовлетворенность/неудовлетворенность и соответствующие программы реагирования.

Уровень произвольной саморегуляции ‒ «я должен» ‒ обеспечиваемый когнитивными (речевыми) процессами

БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ (3 ФБМ)РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:Самостоятельное программирование и прогнозирование;Постановка целей и задач; Выбор способов и

Слайд 6ПРЕФРОНТАЛЬНАЯ КОРА: «НЕМАЯ» ЗОНА МОЗГА
По-прежнему, при описании субъективной реальности имеет

место «провал в объяснении»…. Параллельное описание нейрофизиологических процессов и ментальных

состояний никак не помогает ответить на вопрос, как поведение нейронной сети порождает субъективные состояния….
Т.В.Черниговская

Некоторые обычные функции ПФК
(Баарс Б., Гейдж Н. , 2014)
Планирование, постановка целей и инициация действия
Контроль результатов и адаптация к ошибкам
Умственное усилие для достижения трудных целей
Взаимодействие с другими областями (базальные ганглии, ядра таламуса, мозжечок, моторная кора)
Мотивация к действию
Инициация речи и зрительных образов
Признание целей других людей, участие в общественном сотрудничестве и соревновании
Регуляция эмоциональных импульсов
Переживание эмоций
Сохранение и обновление рабочей памяти
Активное мышление
Облегчает осознание произошедшего опыта
Непрерывное внимание при наличии постоянных дистракторов
Принятие решения, перемещение внимания и изменение стратегии
Планирование и составление последовательности выполнения действий
Объединение звуков, синтаксиса и значений в речь

ПРЕФРОНТАЛЬНАЯ КОРА: «НЕМАЯ» ЗОНА МОЗГАПо-прежнему, при описании субъективной реальности имеет место «провал в объяснении»…. Параллельное описание нейрофизиологических

Слайд 7ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:
Доминантность полушарий (по отношению к

определенному фактору, к конкретным социокультурным условиям, к возрасту);
Функциональная асимметрия мозга

(специализация левого и правого полушарий в процессе обеспечения любой психической функции или стратегий поведения);
Парная работа левого и правого полушария (специфическое участие каждого полушария в актуализации различных аспектов/этапов психической деятельности или отдельного процесса);
Система комиссуральных связей


Асимметрия «обеспечивает человеческой психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность…. И вместе с тем, предполагает наличие степеней свободы для создания новых интеграций»
А.В.Семенович

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:Доминантность полушарий (по отношению к определенному фактору, к конкретным социокультурным условиям,

Слайд 8РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О СОДЕРЖАНИИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ДИХОТОМИЙ (по А.В.Семенович)

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О СОДЕРЖАНИИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ДИХОТОМИЙ (по А.В.Семенович)

Слайд 9СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ОСНОВНЫХ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ДИХОТОМИЯХ (по А.В.Семенович)

СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ОБ ОСНОВНЫХ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ДИХОТОМИЯХ (по А.В.Семенович)

Слайд 10ВЕКТОР НОРМАЛЬНОГО ОТНОГЕНЕЗА
СОЗРЕВАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СТАБИЛИЗАЦИЯ:
отдельных психологических факторов и соответствующих

функциональных систем (функциогенез);
полушарных локусов контроля (специализация полушарий – форм,

уровней и способов взаимодействия с внешней и внутренней информацией);
ведущего по руке и речи полушария;
уровней саморегуляции.
ВЕКТОР НОРМАЛЬНОГО ОТНОГЕНЕЗАСОЗРЕВАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СТАБИЛИЗАЦИЯ:отдельных психологических факторов и соответствующих функциональных систем (функциогенез); полушарных локусов контроля (специализация

Слайд 11СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика