Слайд 2Когнитивные трудности
Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой
работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков:
Слайд 3умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их
от второстепенных;
умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
Слайд 4Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности
ученику необходимо определить для
себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять.
Слайд 5На ЕГЭ определение какой – то рекомендуемой, а не индивидуальной,
эффективной для себя стратегии работы может привести к тому, что
человек делает не то, что ему удобно, а то, как ему сказали, что, в конечном счёте, приводит к снижению результата
Слайд 6Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика.
На
этот выбор оказывает влияние множество факторов:
Слайд 7Например:
уровень притязания учащихся (неумение адекватно оценивать свои возможности, завышенный или
заниженный уровень притязаний;
неумение выпускника планировать время, как следствие возникновения страха
не успеть выполнить задание.
Слайд 8Для преодоления когнитивных трудностей необходимо:
осваивать навыки работы с тестами;
вырабатывать
индивидуальную стратегию деятельности.
Слайд 9Индивидуальная стратегия деятельности – это совокупность приёмов и способов, которые
в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые
позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене
Слайд 10Личностные трудности
Это затруднения обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации
экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.
Слайд 11Основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги учащихся
на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания
и работоспособности. Чем больше ребёнок тревожиться, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность.
Слайд 12Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется
страх
«не успеть».
Слайд 13Дефицит информации повышает тревогу
Слайд 14 При сдаче экзамена выпускники лишены эмоциональной поддержки (там
всё чужое: люди, учащиеся, помещение). Принимают и оценивают результаты экзамена
незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
Слайд 15ЕГЭ – это сразу два экзамена – выпускной и вступительный,
что повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги
учащихся.
Слайд 16Процессуальные трудности
Это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого
Государственного экзамена.
Слайд 17 Трудности , связанные со спецификой фиксирования ответов.
У выпускников может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка. Возможны
трудности с кодированием – раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).
Слайд 18 Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене
педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и
оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги – это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.
Слайд 19 Трудности , связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с
привычными проверочными процедурами действительно велик (обычно – личный контакт с
экзаменатором, здесь – отсутствие такового, обычно – развёрнутый цветистый ответ, здесь – лаконичный).
Слайд 20Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей