Слайд 1Трудности преподавания/ усвоения русских глаголов
семантический и системно-организующий центр предложения
(царь предложения)
Слайд 2А.М. Пешковский
«Главное достоинство глагола – это способность выстраивать вокруг себя
длинную шеренгу разнообразных и зависящих друг от друга слов и
предложений, словом, создавать то, что Потебня называл «синтаксической перспективой»
Слайд 3Особенности грамматической системы РЯ
1) флективный характер;
2) сложное предложно-падежное управление;
3)
видо-временная система глагольных форм;
4) наличие группы глаголов движения;
5) специфика структуры
словосочетаний и предложений;
6) особенности ритмико-интонационного оформления предложений.
Слайд 4Проблемы:
1) глагольные классы;
2) глагольное управление;
3) категория вида;
4) особые случаи употребления времен и наклонений глагола;
5) глаголы
движения;
6) причастия и деепричастия.
Слайд 6Т. Шустикова. М.: Флинта, 2011. 391 с.
Пособие обеспечивает овладение глагольной
системой русского языка на начальном и среднем этапах обучения. Содержит
приблизительно 530 пар глаголов, использующихся в общелитературном, разговорном, официальном и социально-публицистическом стилях речи. Глаголы даны с переводом на французский, английский, испанский и немецкий языки, что позволяет использовать пособие и в качестве самоучителя. С этой же целью в книгу включены разделы для самостоятельной работы "Проверьте себя".
Для широкого круга лиц, изучающих и преподающих русский язык как иностранный на начальном и среднем этапах обучения.
Слайд 71. Глагольные классы (от 5 до 10 продуктивных классов)
I читать:
а- //аj-
II уметь: е- // еj-
III отдохнуть: у- // t-
IV
рисовать: ова- // уj-
V говорить: и- // tʼ-
Непродуктивные: брать – взять, дать, жить, начать, пить, есть, понять, писать, умереть
Слайд 8В учебниках РКИ
Ia (думать, ехать, читать)
IIa (красить, ставить, видеть);
Ib
(начать, жить, понять)
IIb (сидеть, говорить, спать, стоять);
Ic (показать,
писать, поднять)
IIc (ходить, смотреть, дышать).
Слайд 9Ia (думать) и IIa (ставить) – это глаголы с постоянным
ударением на основе;
Ib (начать) и IIb (стоять) – с постоянным
ударением на окончании;
Ic (показать) и IIc (дышать) – с подвижным ударением, 1-го и 2-го спряжения – соответственно.
Слайд 10Определите тип глаголов
Слушать, смотреть, класть, держать, писать, благодарить, лечь, стоить,
закрыть, петь, готовиться, ходить
Слайд 11Ударение (ритмический импульс модели)
Вы- (выдать, выскочить) //выдавать, выскакивать
вынести, выйти //
выносить, выходить (! вЫходить)
Стричь, беречь, стеречь, превозмочь: стригУ, стрижёшь, берегУ,
бережёте
-Ирова-, -изИрова- (кроме формировАть): асфальтИровать, препарИровать, военизИровать
Слайд 12чередования
д // ж // жд: ходить, судить, (суждение)
з // ж:
морозить, лазить, изобразить
с // ш: носить, пригласить, красить
т //ч //
Щ: платить, светить, превратить
б // бл: бомбить, губить, любить
п // пл: купить, торопить, укрепить
в // вл: давить, править, осчастливить
м // мл: кормить, экономить, выпрямить
ск, ст // щ: таскать, простить, свистеть
Слайд 14Чередования в основах глаголов
1) хожу – ходишь, куплю – купишь
2) лечь – лягу – ляжешь (мочь – могу –
можешь, жечь – жгу – жжёшь) // лёг, мог…
3) вести – веду (вёл), плести – плету (плёл)
4) умереть – умрёт – умирать (умер – умерла)
5) жевать – жую, рисовать – рисую //! оде-ва-ть – одеваю (напевать, созревать) и осматр-ива-ть, отказ-ыва-ть
Слайд 16Самые частотные глаголы РЯ
Мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть,
пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать,
сделать, делать, значить.
Слайд 18-ну-: Глазунова, для ПЭО, с.266-269.
1): -н- может быть корневым! (гнуть,
тянуть, уснуть): гну – гнул;
2) –ну- в приставочных глаг. отсутствует
в прош., в бесприст. – возможны 2 формы, предпочтительно-а – без –НУ-: промок – мок и мокнул;
3) ! Привык, достиг, засох (достижение результата) – крикнул, мяукнул, вспыхнул (мгновенное или однократное действие)
Слайд 19-СЯ
Акт./пасс. //Дом быстро строят (строится)
Мыть – мыться: радовать –
радоваться, брать – браться, заговорить – заговориться, договорить – договориться
…
Улыбаться, ошибаться, нуждаться, соглашаться…
Слайд 20В чем методическая ошибка объединения глаголов на НЭО? Когда и
с какой целью можно давать их вместе?
Советовать, давать, звать, воспитывать
Бежать,
лежать, держать
Обедать, слышать, читать, писать
Просить, писать, сказать, возить
Слайд 21Как сообщить о действии? // Хавронина, Харламова. РЯ: Лексико-грамматический курс
Слайд 22упражнения
… читаем текст; … читаете рассказ.
Мы … текст, вы …
книгу
Читаю, работаем, знаешь // я, ты, он….
Как изменяется глагол
ЧИТАТЬ? – Я знаю, как изменяется глагол ЧИТАТЬ: читаю…
Составьте диалог: читать текст – отдыхать, слушать радио – обедать
Восстановить предл. Это фирма «Интерло». Здесь … Джек и Анна.
НЕ работаю…
Слайд 23купить п > пл IIc // ходить
писать с > ш
// идти
! НЕ *писáю, *рисоваю (//делать)
НЕ
*купю (//говорить)
Парешнев Е.Ю. Употребление императива в русском языке. Учебное пособие для иностранцев. СПб., 2006. - 56 с. http://www.twirpx.com/file/398957/
Слайд 24Прошедшее / будущее
Понимать – понять, брать – взять
Ел –
пёк – высох
Он здесь / Его нет: он отошёл
– отходил; ушёл – уходил
Любить – нравиться, слушать – слышать, учиться – заниматься, разговаривать – рассказывать
Слайд 252. Глагольное управление
(судить кого? - о чем?, изменить кого?
что? – кому? чему?)
//(узнать от друга, у прохожего, из
газет)
Идти в деканат к секретарю с заявлением
За обедом разговаривали; за обедом следует отдых; зашел за обедом
Сделано кем – чем: by, mit
// синонимичные глаголы (любить что?, увлекаться чем? нравиться что? – кому?)
! Предложно-падежное управление
Слайд 26Виды работ
Учить глаголы с управлением (вопросами). Разбор предложений (с вопросами)Ведущее
управление
Я получил открытку (красивую поздравительную) от (своего старого) друга из
Франции…
Слайд 27Систематическое обобщение
1. Общее управление:
бояться, стыдиться, хотеть, касаться, добиваться –
кого? чего?;
руководить, рисковать, жертвовать – кем? чем?
резать, пилить,
красить, писать - что? чем?,
Надеяться, рассчитывать, полагаться на кого-что?
Слайд 28Полисемия (омонимия) форм
За обедом (время / место, объект д-ия)
Ехать летом,
полем, шагом, трамваем, зайцем
Радоваться, волноваться, болеть, опасаться +1. за кого-
что;
2. радоваться кому-чему; волноваться о ком-чём; опасаться кого-чего; болеть чем
Слайд 292. глаголы-синонимы
// учить, учиться, заниматься, изучать;
говорить, разговаривать, советовать, рассказывать,
отвечать, спрашивать (+ просить, повторять, беседовать, болтать);
Звать, называть, называться
Обращать внимание
на кого-что?, уделять внимание кому-чему?, принимать во внимание что?
Слайд 311.- Какая погода на улице? - …………………….. Олег Ивана. Тот
……………………: Ни то ни сё, непонятно какая. 2.- Профессор, что
вы ………………….. о моей последней контрольной работе? – К сожалению, не хочу вас обижать, но не могу …………………… ничего хорошего. Работа так себе. - ……………….., пожалуйста, свою оценку (свои слова). – Хорошо. Я уже …………………., что у вас проблемы с грамматикой, и …………………………. вам …………………………. две последние темы. Но вы не слушали меня, а сейчас ………………………., почему получили тройку.
3.- Ты записал мой номер телефона? – Извини, прослушал, …………………. ещё раз, если нетрудно. 4.- Мне надо …………………… с тобой с глазу на глаз. – Почему не здесь? – Ну, я …………………. тебя: давай выйдем. 5. - ……………………………, как ты провёл лето. – Да нечего ………………………., всё было как всегда. 6. – С кем ты сейчас …………………………по телефону? – Сам не знаю. Кто-то …………………… какую-то Машу. Я …………………….ему, что он ошибся номером, у нас нет Маши. 7. Моя бабушка знает очень много сказок. В детстве она ………………………..их мне каждый вечер перед сном. В выходные дни я уже с утра начинал её ……………………: «Бабуля, ……………………… сказку».
Слайд 32Разговорчивый – неразговорчивый (С ним трудно: он всё время молчит
– такой неразговорчивый)
Рассказчик – рассказчица (Антон Павлович Чехов – не
только драматург, автор знаменитых пьес «Чайка», «Три сестры», «Иванов», «Вишневый сад», но в первую очередь он писатель-рассказчик – мастер коротких рассказов. Бабушка была отличной рассказчицей, и я часто вспоминаю истории, которые слышал от неё в детстве)
Сказочник – сказочница (Ганс Христиан Андерсен – знаменитый сказочник, во всём мире знают его сказку «Гадкий утёнок» )
Говорить на разных языках – найти общий язык
Говорит сам(-а, -о) за себя, говорят сами за себя
Ответить головой за что, за кого (перед кем, перед чем)
+ заговор, заговаривать(ся), заговорить(ся)
Слайд 34Упр.
Как вас … ? Меня … (имя). Его
… Джон. На работе его всегда … по фамилии. Как
… этот фильм? Эта большая страна … Россия. Этот город … Новосибирск. Река … Томь. Площадь в центре города … Новособорной. Эта улица … проспект Ленина. Город … в честь его основателя – Ярославль. Писатель … рассказ “Сон”. Роман Л. Н. Толстого … “Война и мир”. Третье по размерам государство … Китай. Село, в котором родился и вырос Сергей Есенин, … Константиново.
Сейчас этот город … Санкт-Петербург, а раньше он … Ленинград. Меня … Татьяна, но вы можете … меня просто Таня. Я не знаю его имени, при знакомстве он не … . Дома ее … Леной, а на работе … Еленой Сергеевной. Я думал, что его … Игорь, но он … Славой.
Слайд 35Методическая мастерская. с. 67 – 87 (для В2, лексико-грамматич. тема).
Слайд 363. Работа с синонимичными конструкциями
Из-за, благодаря, по (неосторожности), из любопытства,
по причине…
От друга, у прохожего, из газет (источник инф.)
На год
– за год; через год – после года; на неделю – на следующей неделе
Слайд 40Причастие и деепричастие
Причастие: после наст. и прош.: пишут – пишущий,
видят – видящий; писал – писавший, нёс – нёсший
-е-ть – е-н(н)-ый
-а-ть – а-н(н)-ый
-я-ть – я-н(н)ый
-и-ть – ен(н)-ый
//прилагат. и определительные придаточные
Слайд 41деепричастие
После вида.
Дела-я, крич-а, дыш-а
Сдела-в, крикну-в, улыбну-вши-сь
= делая упражнение, смотрел телевизор
/когда делал упражнение…; сделав домашнее задание, поехал на тренировку /
когда сделал…
Слайд 42Выполняя сложную работу,
(кто?) всегда был внимателен.
будьте (вы) внимательны
(не) нужно, (не)
следует быть внимательным
*Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа
Слайд 43Тесты
Радоваться А покупкой
Б покупке
В покупку
Он
с удовольствием … на вопросы туристов
А отвечает
Б говорит
В рассказывает
Слайд 44Саша …. Марине и начал заниматься
А звонит Б
звонил В позвонил
Прич. и дееприч. в тесте элементарного уровня
нет
Слайд 45Оптимизация работы
Постоянство работы
Систематичность - в подаче, изучении глаголов, в обобщении
Глагол
в действии – распространение основы: а)объектными распространителями; б)обстоятельственными:
лексико-грамматические свойства
глаголов / слабая валентность (где? когда?)
Слайд 47Учебные словари
1) алфавитные со всеми связями и значениями;
2) глагольные группы
по признаку одинакового управления
Слайд 48Гадалина И.И. Глаголы в речевых ситуациях. Элементарный и базовый уровни.
Учебное пособие для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2008. – 218
с.
Щербакова О.М. Лёгкий путь к изучению русских глаголов Quick guide to Russian verbs. Учебное пособие. — 3-е изд., М: ФЛИНТА, Наука, 2014. — 432 с.
Токина А.И. Учебные материалы по грамматике (русский глагол и его формы) Пб: СПбГУ, 2003. - 220 с.
Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы. Пособие для курсов русского языка Пб.: Златоуст, 2000. - 88 c.
Куринина Г.П. Учим русские глаголы! М.: Изд-во РУДН, 2000. - 67 с.