Слайд 1Трудом ковалась победа
Презентацию подготовила Васильева Маргарита
ИФОМК, ПО_АЯРЯИ 31-17
Слайд 2ТРУЖЕНИК - тот, кто трудится, трудолюбивый человек
Тыл - задняя сторона
чего-либо
Слайд 4Школьники Москвы
«Сегодня четвёртый день, как я работаю на заводе у
станка. Мне 13 лет, отца практически сразу же забрали на
фронт, поэтому я и ещё примерно 2 тысячи таких же московских школьников решили заменить рабочих на их местах. Мы должны любой ценой помочь своей Родине преодолеть то, что случилось»
Слайд 6Кадкина Надежда Митрофановна
«О причинах войны мы думали, что это всё
в целях захвата территорий нашей страны и её богатств. Чтобы
помочь нашей стране и нашей армии мы много работали. С утра учились в школе, после обеда шли работать в колхоз на поля: сажали картошку, капусту, пололи траву, осенью работали на уборке урожая, весной – заготовляли дикий чеснок, который отправляли на фронт, чтобы у солдат не было цинги. Выращивали табак и отправляли на фронт солдатам. А также я много писала писем, помогала неграмотным старикам и старушкам писать на фронт письма»
Слайд 8Птичий батальон
«Весной 1942 года я и ещё 59 моих товарищей,
мурманских школьников, собрались в экспедицию. Мы погрузили снаряжение, продовольствие и
в начале июня судно «Исследовать» отчалило от Мурманского порта. В конце июня суда пришли в губу Безымянную. Птичьи базары растянулись на семь километров. Мы разбились на бригады. Начался сбор яиц. Занятие это трудное и опасное. По скользким скалам, на которых кайры откладывают свои яйца, карабкались ребята: одно неосторожное движение – и полетишь с кручи в пропасть. В августе за нами вернулись суда «Исследователь» и «Осетр». «Птичий батальон» возвратился в Мурманск с богатой добычей: 35 тысяч птиц и около 160 тысяч яиц. Эти ценнейшие по тому времени продукты мы сами развозили по госпиталям...»
Слайд 10Якупова Зинаида Фахрисламовна
«Когда мне исполнилось одиннадцать лет, у мамы были
тяжелые роды и мне пришлось идти работать за маму в
поле, полоть пшеницу. Осенью ходила на зерноток, перелопачивали вручную зерно, грузили в мешки и отправляли в Кандры. Зимой работали на полях, делали снегозадержание лопатой. Приходилось ездить по деревням, собирать золу и потом вручную рассыпать на полях. В весеннее время раскидывали вручную удобрения на полях, а летом на лошадях сгребали солому. Трудности в годы войны заключались только в одном - было очень голодно. Ели ячмень, из лебеды пекли хлеб. Хлеб давали по нормам: детям по 200 грамм, а взрослым по 300 грамм. А в 1942 году в совхоз привезли немцев-трудармейцев и нормы хлеба убавили и стали давать совсем мало. А конфеты и сахар в годы войны были большой редкостью»
Слайд 12Швырков Егор Иванович
«В то трудное время мы, дети, не знали,
что такое летний отдых. Каникул не было, так как нужно
было помогать взрослым. Возили сено с полей, пилили дрова, сажали и копали картофель, жали серпами хлеб и собирали на полях колосья. Одежды и обуви не было, плели лапти. Сеяли коноплю. Из нее женщины пряли, ткали и шили из нее одежду. В доме у нас была одна фуфайка и одни валенки, и все одевали их по очереди. Было очень голодно. Ели все, что придется: траву, из коневника суп варили, хлеба не видели»
Слайд 14Свердловская бригад
«Значительный вклад в производство продукции для фронта внесли выпускники
ремесленных училищ и школ, в которых с июля 1942 по
1945 год различные производственные специальности получили более 2 миллионов юношей и девушек. На один из заводов Свердловска в начале 1942 года пришло более 100 выпускников ремесленных училищ, 54 из них были объединены в одну бригаду во главе с мастером М. Бондиным. Ребята быстро освоили производство оборонных изделий и в том же году дали 1,5 тысячи тонн проката. Бригаде было присвоено звание «Лучшая комсомольско-молодежная смена Свердловской области»
Слайд 16Сталевар
«В конце 1941 года заводу нужно было срочно выполнить задание
по выплавке определенного количества стали. А рабочих нет. Начальник цеха
привел мне 12 ребятишек-подростков и сказал, что я должен научить их работать возле мартеновских печей. Так постепенно началось их обучение. Сначала они помогали по мелочам-подай-принеси. Потом начал учить их работать с печью. Многие подставляли табуретки, чтобы дотянуться до заслонки печи. Начальник цеха увидел это и заругал меня. А что я могу поделать-дети совсем маленькие и ручки у них слабые. Постепенно дети освоили профессию сталевара и даже о молодежном цехе писали в газетах»
Слайд 18Швейная фабрик
«В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства
без отрыва от учебы помогать предприятиям легкой промышленности в быстрейшем
выполнении заказов для фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготавливали ложки, вязали варежки, носки, шарфы, шили подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования»
Слайд 20Вася Барановский
«В первые дни не все ладилось, – вспоминал, рассказывая,
Барановский. – Ведь это было не училище, а огромный завод.
В цехах работало много молодежи. Я видел, что каждый рабочий день старались не терять ни минуты. Это на меня накладывало огромную ответственность перед коллективом. Я понимал, что только такой труд может удовлетворить все нужды фронта, и дал себе слово работать так же, как и мои товарищи, работать так, чтобы отец мог гордиться своим сыном»
Слайд 22Спасибо вам!
Ваш вклад не забыт!