Слайд 1 Выполнение заданий № 26-31 часть 2
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Бибулатова
Гульсара Асылхановна
Слайд 2Характеристика структуры КИМ (часть 2)
Ответы на задания части 2 самостоятельно
формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме.
В число заданий с
развернутым ответом входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.
Слайд 3Распределение заданий по частям работы
Слайд 4Система оценивания выполнения заданий
Задания части 2 оцениваются в зависимости
от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий
№ 26-28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания № 29 выставляется 3 балла.
Слайд 5Общие правила, рекомендованные для успешного выполнения заданий 2 части
Прежде всего,
необходимо прочитать условие задания и четко уяснить требование, в котором
указаны оцениваемые элементы ответа.
ВАЖНО!!! Обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, черты, аргументы, примеры и т.п., но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.)
Слайд 6Общие правила, рекомендованные для успешного выполнения заданий 2 части
Это позволит получить максимальный балл, не совершая при этом лишней
работы (когда вместо 3 элементов участник экзамена приводит 5-6).
Прочтите текст и выполните задания
№ 26-31
См. Приложение №1 (Рабочий лист)
Слайд 7Первое задание к тексту (№ 26)
В данном задании
необходимо составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и
озаглавив каждый из них.
План может быть простым, т. е. включающим названия значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов.
Слайд 8
ПАМЯТКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ТЕКСТА.
1. Внимательно прочитай текст, уяснив его содержание,
и выяви основные идеи.
2. Помни!!! Названия пунктов плана не должны
полностью воспроизводить отдельные фразы текста, так как требуется самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. 3. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 4. В дробление текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – на основе её понимания эксперт делает вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.
Слайд 9Первое задание к тексту (№ 26)
В
нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:
Устремленность человека
в будущее.
Сторонние влияния на человека.
Самостоятельность как освобождение от влияния семьи.
Хорошие и плохие влияния.
Данный план составлен в назывной форме. План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросной или тезисной форме.
Слайд 11Второе и третье задания к тексту
(№ 27 и 28)
Данные задания требуют извлечения из текста информации.
Это задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме,
Слайд 12Второе и третье задания к тексту
(№ 27 и 28)
Задание 27 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Информация
может быть:
- приведена в форме прямой цитаты из текста, при этом могут быть опущены подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы.
- дана в форме близкого к тексту пересказа. В тексте можно найти большее, чем требуется в задании, количество единиц информации по конкретной проблеме. В этом случае экзаменуемый может выбрать любые из них.
Слайд 13Второе задание к тексту
(№ 27 )
В нашем примере должны быть даны ответы на два вопроса:
Ответ
на первый вопрос: в детстве и юности для человека наиболее важна учеба;
Ответ на второй вопрос: в зрелости – применение знаний, получение желаемого положения в жизни.
Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Слайд 15Второе и третье задания к тексту
(№ 27 и 28)
Задание 28 предполагает извлечение и некоторую интерпретацию
информации, содержащейся в тексте.
Требования, связанных с анализом текста:
определить, что является фактом, определить его причины;
установить последствия описанного социального явления;
объяснить позицию (мнение, точку зрения и т. п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т. п.);
оценить роль тех или иных факторов и т. п.
Слайд 16Третье задание к тексту (№28)
Задание 28 В нашем
примере могут быть высказаны такие даны предположения:
В переломные моменты жизни
человек выбирает направление дальнейшего развития, поэтому он нередко обращается к окружающим за необходимой информацией, помощью, т.е. человек открыт для стороннего влияния;
В переломные моменты жизни человеку нужна бывает эмоциональная поддержка, что также создает возможность стороннего влияния на его поступки.
Слайд 18Четвертое задание к тексту (№ 29)
Это задание предполагает
выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого
курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.
Слайд 19Четвертое задание к тексту (№ 29)
Требования, предъявляемые к выполнению подобных
заданий:
1) точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей
социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.
2) наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.
3) корректность отражения в рассуждениях ии фактах связей различного типа
Слайд 20Четвертое задание к тексту (№ 29)
Задание 29. Могут
быть приведены такие примеры:
Родители учат ребенка правилам вежливости, чтобы впоследствии
он мог легко взаимодействовать с окружающими, снискал репутацию воспитанного человека;
Молодой человек поступил в престижный вуз и усердно учится, чтобы впоследствии найти востребованную и высокооплачиваемую работу;
Ученый работает над лекарством, которое впоследствии сможет спасти от смертельной болезни миллионы людей;
Человек работает на нескольких работах, чтобы скопить деньги и приобрести собственное жилье.
Слайд 21Четвертое задание к тексту (№ 29)
Могут быть приведены иные примеры:
Слайд 22Пятое задание к тексту (№ 30)
Пятое задание -
задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие. Подобные задачи, имеют
два уровня требований:
первое относится непосредственно к ситуации, сформулированной в условии;
второе – ориентирует на поиск информации для решения проблемы в предложенном источнике.
В вариантах используются разные модели условия: проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т. п.
Слайд 23Пятое задание к тексту (№ 30)
Задание 30. Могут
быть сформулированы такие советы:
Цени свою уникальность, не старайся «быть, как
все»;
Не бойся остаться в одиночестве, выступить против коллектива;
Всегда пытайся представить возможные последствия действий, совершенных под влиянием другого человека.
Могут быть сформированы иные советы.
Слайд 25Шестое задание к тексту (№ 31)
Данное задание предполагает формулирование и
аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.
Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.
В своем ответе выпускник может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее.
Объектом оценивания является не мнение (позиция) обучающегося, а приведенные им аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.
Слайд 26Шестое задание к тексту (№ 31)
Могут быть приведены такие объяснения:
влияние
семьи проявляется в характере, привычках, жизненных ориентирах человека, которые в
целом невозможно полностью изменить;
Человек в той или иной мере находится в системе семейных связей, нравственных обязательств, освободиться от которых он не может.
Могут быть приведены иные объяснения.
Слайд 281. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./ под
редакцией Боголюбова Л.Н. Обществознание учебник для 9 класса. М., «Просвещение»
2013.
2. А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова, Т. Е. Лискова Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. ГИА выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2015 г. Москва: Федеральный институт педагогических измерений 2015.
3. О.А. Котова, Т.Е. Лискова Основной государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2016. - 192 с.
4. http://pocahontas.otvet-learning.ru/topics/bd1e7
5.http://easyen.ru/load/obshhestvoznanie/9_klass/obshhestvoznanie_zadanija_v1_chasti_2_podgotovka_k_gia_s_otvetami/101-1-0-11645
6. http://pwpt.ru/presentation/obschestvoznanie/izbiratelnoe_pravo/
7. http://reg.newopenschool.ru/image/cache/data/social_science_oge-500x500.jpg
Информационные источники: