Слайд 2Задание № 24 (39). 2015 год.
При выполнении задания 39 экзаменуемые
из года в год повторяют две ошибки:
первая ошибка состоит в
том, что приводятся общие рассуждения, лишенные опоры на конкретные факты;
вторая ошибка – в том, что в необобщенном виде приводятся только конкретные факты.
Задание 39 на аргументацию оказалось одним из самых трудных.
Слайд 3Задание № 24. 2016 год.
Традиционно трудным для выпускников является задание
на аргументацию (24).
В 2016 г. это задание выполнено со средним
результатом 21,3%, что почти соответствует уровню 2015 г.
Проблемы при выполнении данного задания сохраняются прежние:
первая состоит в том, что выпускники приводят положения, лишённые опоры на конкретные факты;
вторая – в том, что они приводят только факты, не пытаясь на их основе сформулировать аргументы.
Слайд 4Задание № 24. Пример.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по
которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна
из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Слайд 5 при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества
(снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
при Александре III
постепенно меняется устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);
в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;
в период правления Александра III начинает формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);
протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот; в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);
в период правления Александра III отмечен рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали.
Аргументы в подтверждение
Слайд 6Аргументы в опровержение
законодательство Александра III в отношении земств резко
снизило долю недворян в их составе, сузив, таким образом, социальную
базу земств;
по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены трудящиеся массы города и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации;
изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.) резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий;
при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;
законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.
Слайд 7Аргументы в подтверждение
№1)
4 балла
Аргументы в опровержение
№2)
№2)
№1)
Аргументы в подтверждение
Аргументы в опровержение
№1)
№2)
№1)
№2)
3
балла
Задание № 24
Слайд 8Аргументы в подтверждение
№1)
2 балла
Аргументы в опровержение
№2)
№2)
№1)
Аргументы в подтверждение
Аргументы в опровержение
№1)
№2)
№1)
№2)
1
балл
Задание № 24
Слайд 9Задание № 24. Типичные ошибки.
Приводятся положения, лишенные опоры на конкретные
факты.
«отпуск цен привёл к их росту в сфере потребительского рынка,
к росту тарифов на коммунальные и другие услуги, что способствовало снижению уровня жизни».
«Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как "шоковая терапия", способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».
«жизнь людей стала значительно хуже»
Слайд 10Задание № 24. Типичные ошибки.
По моему мнению
Хотелось бы согласиться/
не согласиться
с
данной точкой зрения
На мой взгляд
Я считаю
Слайд 11 «Проводя свои реформы, Петр I заимствовал
сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации
армии и государственные институты (органы управления и властные структуры)».
Задание № 24.
1. в Россию приехало много иностранных мастеров
2. иностранные специалисты помогли организовать производство кораблей на верфях по европейскому образцу
3. иностранные специалисты активно участвовали в создании мануфактур, которые также были заимствованы из Европы.
Слайд 12В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные,
часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек
зрения, существующих в исторической науке
Время правления Николая I было временем «торжества реакции» и беспощадного подавления всякого инакомыслия, благодаря чему развитие страны было приостановлено на 30 лет.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
Слайд 13Аргументы в подтверждение:
- привлечены к следствию и понесли различные виды
наказания все причастные к движению декабристов
- учреждено III Отделение канцелярии
е. и. о. и создан Корпус жандармов, в задачу которых входила организация политического и идеологического контроля над обществом
- провозглашение и поддержание государством архаичной идеологической доктрины «Православие-Самодержавие-Народность» (автором теории стал С. С. Уваров).
Аргументы в опровержение:
- была кодифицирована правовая база Российского государства, выпущено в 1832 г. «Полное собрание законов Российской империи»
- была проведена реформа государственных крестьян Киселева (1837-1841 гг.), результатом которой стало введение крестьянского самоуправления в деревнях
Слайд 14В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные,
часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек
зрения, существующих в исторической науке.
«В результате судебной реформы в России сформировалась полноценная система всесословного суда, во многом соответствующая наиболее передовым европейским образцам».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Слайд 151) в подтверждение, например:
- была введена обязательная состязательность судебного процесса;
-
был введён суд присяжных;
- была декларирована независимость суда от администрации
(что гарантировалось несменяемостью судей);
- декларировалась гласность судебных процессов.
2) в опровержение, например:
- в реальности на суд могли оказывать давление органы власти и управления;
- продолжалась практика внесудебных наказаний и неофициальной отмены судебных решений;
- сохранился волостной крестьянский суд, который судил на основании существующих в данной местности обычаев;
- в некоторых районах страны судебная реформа не была проведена в полной мере.
Слайд 16В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные,
часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек
зрения, существующих в исторической науке:
«Результаты русско-турецкой войны 1877-1878 гг. устраивали Россию».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Слайд 17Аргументы в подтверждение:
1. Ослабление позиций Османской империи.
2. Получение автономии Болгарией.
3.
Расширение территории России, присоединение Южной Бессарабии.
Аргументы в опровержение:
1. По Берлинскому
конгрессу Россия теряла часть завоеванных земель в Закавказье.
2. Результатами нашей победы воспользовались Англия, получившая Кипр, и Австро-Венгрия, Боснию и Герцоговину.
Слайд 18В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные,
часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек
зрения, существующих в исторической
науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Слайд 191) в подтверждение, например:
– при Александре III в деревне постепенно
изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);
–
постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);
– в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;
– в период правления Александра III начинало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве);
– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали.
2) в опровержение, например:
– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;
– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия;
– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах.
Слайд 20В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные,
часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек
зрения, существующих в исторической науке.
«"Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19 февраля 1861 г. соответствовало интересам помещиков, а не крестьян».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Слайд 21Возможные аргументы в подтверждение:
1) За пользование помещичьей землей крестьяне
обязаны были отбывать барщину или платить оброк. Они не имели
права отказаться от полевого надела, по крайней мере в первые девять лет.
2) Размеры полевого надела и повинности должны были быть зафиксированы в уставных грамотах. Составление уставных грамот поручалось самим помещикам, а проверка их – так называемым мировым посредникам, которые назначались из числа местных дворян-помещиков.
3) Установление временнообязанных отношений сохраняло на неопределенный срок феодальную систему эксплуатации.
Возможные аргументы против:
1) помещики теряли свою собственность в лице крестьян и никто им этого не компенсировал;
2) в «Положении» говорилось, что крестьяне не обязаны нести в пользу помещика какие-либо дополнительные повинности, а также уплачивать ему натуральную дань (птицей, яйцами, ягодами, грибами и т. д.).
3) та часть выкупа, которую получал помещик от государства, выплачивалась помещикам не полностью, если у них были долги.