Слайд 1 Ценности в национальной культуре
Доктор филологических наук,
профессор
Анатолий Прокопьевич Чудинов
Слайд 2Множество классификаций
Много дискуссий
Все весьма относительно
Границы диффузны
Чрезвычайно интересно, особенно:
Соотношение ценностей и
культур?
Соотношений ценностей и культуры?
Социальное развитие…
Богатые и бедные…
Князья Юсуповы
Разные исторические судьбы
(болгары, США)
Слайд 3Ценности в МКК
Люди по-разному решают, что для них ценнее:
жизнь, любовь, свобода или деньги.
Сознание отдельного человека,
коллектива или нации определяется системой ценностей и антиценностей.
Ценность – то, что люди считают для себя важным, к чему они стремятся, за что готовы бороться. Антиценности – это…
Ценности и антиценности имеют градуальный характер, это шкала: без этого не могу – очень хочу – надо бы…
Слайд 4У разных людей, социумов и наций ценности и антиценности часто
не совпадают.
Эти совпадения и несовпадения определяют восприятие мира и
модели поведения.
Минитест: Путешествует большая семья: дети, родители, бабушка с дедом, а также собака. Все устали, давно не ели… Приближается скудный ужин… Кого накормить первым??
Слайд 5 Китайцы: надо начинать со старших…
Французы: сначала накормить женщин,
мужчины могут подождать
Итальянцы: Нечего обсуждать - сначала накормим детей.
Англичане:
Люди потерпят, сначала надо покормить собаку…
Представители архаичных культур: Первым всегда ест мужчина. Без него все погибнем.
Русские: Кто отвечает за питание? Вот пусть решает… Я жене не могу приказывать…
Слайд 6Знаменитый рассказ Джека Лондона: муж и жена много дней идут
по ледяной пустыне…
Н.В.Гоголь: Андрий, Остап, Тарас.
Лозунг Французской революции: Свобода,
равенство, братство!
Наполеон: Свобода, равенство, собственность!
Почему французы пошли за Наполеоном?
А что выбрали бы русские?
Слайд 7Ознакомьтесь с предложениями по обмену. Насколько они реалистичны?
1. Я мало
жил и жил в плену, таких две жизни за одну,
но только полную тревог Я променял бы, если б мог…
2. За один поцелуй рад полжизни отдать,
А за ласку и жизни не жалко.
3. Хас-Булат удалой, Бедна сакля твоя,
Золотою казной я осыплю тебя.
Дам коня, дам кинжал, золотую казну,
а за это за все ты отдай мне жену.
Ты уж стар, ты уж сед…
Так что дороже для человека: жизнь, деньги, жена или любовь. На этот вопрос пытался ответить Абрахам Маслоу. Пирамида Маслоу!
Слайд 9Пирамида Маслоу основана на том, что пока человек не удовлетворит
потребности первого уровня, для него мало актуален следующий уровень
Маслоу много
критиковали, пытались усовершенствовать. Но это классика.
Жизнь сложнее Маслоу:
«Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».
Слайд 10Проблема национального характера
Национальный характер – совокупность специфических психологических черт и
компонентов культуры, свойственных людям определенной национальности.
Учитываем когнитивный принцип «семейного сходства»
(Людвиг Витгенштейн).
Учитываем когнитивный принцип выделения «типичных представителей» и «лучших представителей» (Элеонора Рош).
Слайд 11Русский характер
Лингвокультурологическая характеристика
Соборность, коллективизм. Меньше, чем у китайцев и японцев,
но больше, чем у англо-саксов.
Невысокий этноцентризм, этническая терпимость. Не склонны
общаться только со своими.
Любовь к просторам, лесам, рекам. В отличие от «морских» и «горных» наций.
Гостеприимство. Больше, чем у англичан, но меньше, чему кавказцев.
Слайд 125. Пренебрежение к законам. «Dura lex, sed lex» – это
не про нас. «Закон, что дышло…»,
6. Суровость, долготерпение.
7. Бунтарство.
«Русский бунт: бессмысленный и беспощадный». Поэтизация «блатного мира»
8. Жалость, сочувствие , готовность помочь
9. Устойчивость дружбы и некоторое пренебрежение семейными связями. Киргизия: семья с «троюродными» и далее, предки – 40 поколений, но по мужской линии.
А у нас? Кто знает, имена прадеда и троюродных?
Слайд 13
10. Непунктуальность. Нам далеко до немцев и англичан, но если
сравнивать с испанцами или греками…
11. Общительность, в том числе искренность,
эмоциональность, многообразие тем… Мало запретных тем… Излишняя откровенность…
12. Патриотизм. «Люблю отчизну я, но странною любовью…».
С учетом когнитивных принципов: типичный образец, лучший образец, фамильное сходство.
Слайд 14Межкультурное сопоставление
Особенности национального характера ярко проявляются при сопоставлении.
О.А.Леонтович: Русских
и американцев сближает открытость, общительность.
На этом фоне особенно заметны различия.
Слайд 15
Русские Американцы
Коллективизм
индивидуализм
Эмоциональность
рациональность
Сотрудничество соперничество
Пессимизм оптимизм
Терпение (смирение Толерантность (ува-
с обстоятельствами) жение к индивиду)
Духовные ценности? Материальные
ценности
Слайд 16Высшие авторитеты
Русские:
Пушкин, Александр Невский, Петр Первый, Достоевский, Сахаров, Солженицын, Гоголь, Путин
Американцы: Мартин Лютер, Буш-старший, Дж.Вашингтон, Кеннеди, Линкольн.
Источники цитат: Писатели, философы, политики
Источники цитат: Библия, президенты
Слайд 17Литература
Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент. СПб, 20..
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная
коммуникация. М., 20..
Леонтович О.А. Россия и США. Введение в МКК.
М., 20..
Слайд 18Задания для креативных: в каком произведении?
1. Сюжет:
коммунистка полюбила белого офицера. Всем хорош, но не читал Маркса..
Что важнее: любовь или идеология? Выбор сделан: Марютка застрелила офицера.
2. Женщина полюбила. Все бы хорошо, но у нее муж и ребенок. Что важнее семья или любовь? Выбор сделан: Сын остался у мужа, она родила дочь от любимого. Но счастья нет …
3. Два сына возвращаются домой после завершения образования, их встречают счастливые родители. Но каждый по-своему видит будущее. Мать мечтает о внуках, отец – о подвигах и славе, младший сын – о любви, старший вообще не склонен мечтать.
Никто не посмел перечить отцу. .. Мужчины отправились воевать… Домой никто из них не вернулся…
Слайд 19Задания для креативных
1. О каких ценностях пишет
В.В. Маяковский:
«Я хотел бы жить и умереть в Париже.
Если б не было такой земли - Москва».
2. О каких ценностях пишет И. Бродский:
«Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать».
Слайд 20Контрольные вопросы и задания
Закончите фразы:
1. Я согласен (не согласен), что
для русских коллективные ценности важнее индивидуальных достижений. В действительности…
2. Ценности
китайской культуры похожи (не похожи) на российские… Отношение к старшим, к детям, к власти…
3. Ценности британской культуры значительно отличаются от американских: например, …
4 Я согласен с Маслоу в том, что…
5. Я не согласен с Маслоу в том, что…
6. Героиня Б.Лавренева, считала что высшая ценность…
Слайд 21Определите причины коммуникативной неудачи
1. Молодой американец на официальном приеме дружески
похлопал по плечу президента японской фирмы. Японец побледнел, немедленно покинул
прием и прекратил всякое сотрудничество с этой американской фирмой.
2. Американский менеджер пожаловался на испанского чиновника, который пообещал «Завтра подготовить документы», однако не только не сделал этого, но и не счел нужным извиниться. После этого все чиновники стали затягивать оформление документов и искать в них недочеты.
3. Американский менеджер, беседуя я с арабским партнером, вежливо пожелал удачи и благополучия жене и детям коллеги. Араб проигнорировал эти слова, чему американец крайне удивился.
Слайд 22Характер Штирлица и иные характеры
1. У Штирлица «Характер нордический».
Как вы
понимаете это выражение?
2. А возможны ли выражения: характер славянский, британский,
японский, уральский, петербургский?
3. Встречаются ли русские женщины с нордическим или британским характером?
4. Почему в Германии, США и Сингапуре мало коррупции?
5. Можно ли классифицировать национальные культуры по таким признакам, как употребление алкоголя, наркотиков и/или курение?
6. Какие национальные характеры представляют главные герои романа Гончарова: Штольц и Обломов?