Разделы презентаций


Централизация и культура России в Удельный период 1. Управление в Московском

Содержание

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.1.1. Возвышение великокняжеской власти.Создание единого государства с центром в Москве.Один правитель – великий князь, представитель московской династии Рюриковичей.В официальных документах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Централизация и культура России в Удельный период 1. Управление в Московском

государстве в конце XV – начале XVI вв. 2. Социальная структура

в конце XV — начале XVI века. 3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века. 4.Особенности русской культуры в XIV- начала XVI вв..
Централизация и культура России в Удельный период 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

Слайд 21. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.
1.1. Возвышение великокняжеской власти.
Создание единого государства с центром в

Москве.
Один правитель – великий князь, представитель московской династии Рюриковичей.
В официальных документах того времени Русь стала именоваться – Россия.
В 1497 г. на печати появляется изображение двуглавого орла с коронами на головах. На другой стороне печати был вырезан всадник, поражающий копьем змея.




1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.1.1. Возвышение великокняжеской власти.Создание единого государства

Слайд 31. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.

Иван III принял новый титул — государь всея Руси.


1. Он называл себя самодержцем, подчёркивая тем самым, что он держит землю сам, т. е. не подчиняется никакой другой власти (имелась в виду прежде всего власть ордынских ханов).
2. На торжественных приёмах Иван III стал появляться со скипетром и державой.
3. Его голову венчала великокняжеская корона — шапка Мономаха.
____________________________________________
Князья - бояре, подчиненные князя.

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.Иван III принял новый титул —

Слайд 4Управление в Московском государстве.
Великий князь = Государь Всея Руси
Боярская дума
Государев

двор
Казна
Приказы
Наместник и волостель (управление на местах)

Управление в Московском государстве.Великий князь = Государь Всея РусиБоярская думаГосударев дворКазнаПриказыНаместник и волостель (управление на местах)

Слайд 51. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.
Великий князь = Государь всея Руси.
Функции:
Только он издавал

законы;
Вел переговоры с другими странами;
Объявлял войну;
Заключал мир;
Чеканил монету.
Лично возглавлял русское войско во время наиболее значительных походов;
В остальное время воеводы;
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.Великий князь = Государь всея Руси.

Слайд 61. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.
Боярская дума – законосовещательный орган, в которой государь заседал

и с которой совещался.
Кто входил?
5-10 самых знатных бояр и 2-5 окольничих;
Функции:
обсуждение важнейших вопросов жизни страны;
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.Боярская дума – законосовещательный орган, в

Слайд 71. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.
Государев двор – правящая верхушка Московского общества;
Кто входил?
Представители старых

боярских родов;
Функции:
Из членов государева двора назначались наместники, воеводы, дворецкие, послы;
Составляли свиту правителя при его выездах;

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.Государев двор – правящая верхушка Московского

Слайд 81. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.
Казна – сбор государственных налогов и ведала архивом;
При казне

служили дьяки и подьячие.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.Казна – сбор государственных налогов и

Слайд 91. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.
1.2. Территориальное деление и местное управление:
Вся территория России делилась

на уезды
(границы совпадали с удельными княжествами)
В них великий князь отправлял своих управителей – наместников.
Наместники не получали от государства платы за свою работу, оставляя себе часть налогов – КОРМЛЕНИЕ.
Установился порядок, когда люди назначались на должности в зависимости от знатности рода и от того, какую должность занимали их предки - МЕСТНИЧЕСТВО.
Суть местничества заключалась в следующем: если некогда один человек был подчинён по службе другому, то и их дети, и племянники, и внуки должны были находиться в таком же отношении.

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.1.2. Территориальное деление и местное управление:Вся

Слайд 101. Управление в Московском государстве в конце XV – начале

XVI вв.
Преобразования в армии:
На смену системе княжеских дружин пришла единая

армия – дворянское поместное ополчение.
Помещик – воин, который получил землю (поместье) за службу.
Отличия от вотчины:
Условное держание
Нельзя подарить, продать
Небольшой размер
________________________________________________
Московское войско – помещики – на коне +вооруженные люди (холопы, крестьяне);

1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.Преобразования в армии:На смену системе княжеских

Слайд 11Судебник Ивана III (1497 г.)

Судебник Ивана III (1497 г.)

Слайд 122. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.
Крестьяне:
Перешли

на пашенное земледелие с трехпольным севооборотом (яровые, озимы, отдыхал);
Рожь
овес
Появился плуг;
__________________________________________
Юрьев

день – первое ограничение кретьянской свободы;
Пожилое – плата за проживание на земле – 1 рубль;
2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.Крестьяне:Перешли на пашенное земледелие с трехпольным севооборотом (яровые,

Слайд 132. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.
Черносошные

крестьяне – лично свободные крестьяне ( Поморье);
Дворцовые крестьяне – жившие

на землях принадлежавших великому князю;
Владельческие крестьяне – проживающие на землях вотчинников и помещиков
Казаки – беглые крестьяне – «вольные люди» – Дон, Днепр, Волга, Яик, Терек.
Выборные атаманы
старшины
2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.Черносошные крестьяне – лично свободные крестьяне ( Поморье);Дворцовые

Слайд 143.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
1448

г. – автокефалия русской православной церкви – первый русский самостоятельный

митрополит ИОНА.
НО в подборе митрополита великие князья играли огромную роль
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.1448 г. – автокефалия русской православной церкви –

Слайд 153.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
Монастыри:
Троице-Сергиев

монастырь – 1337 г. – Сергий Радонежский
Соловецкий монастырь – 1479

г. – Герман, Савватий, Зосима;
Иосифо-Волоколамский монастырь – 1479 г. – Иосиф Волоцкий;
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.Монастыри:Троице-Сергиев монастырь – 1337 г. – Сергий РадонежскийСоловецкий

Слайд 163.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
Ереси:
В

основном из Новгорода (ПОЧЕМУ???)
Дьякон Карп – против мзды за посвящение

в духовный сан – стригольники;
Жидовствующие – использовали Ветхий Завет и сочинения иудейских авторов;
Христос – пророк;
Против поклонения инокам и крестам;
Храмы – бесполезно.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.Ереси:В основном из Новгорода (ПОЧЕМУ???)Дьякон Карп – против

Слайд 173.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
Разногласия

внутри церкви:

3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.Разногласия внутри церкви:

Слайд 183.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
«МОСКВА

– ТРЕТИЙ РИМ» - монах Фелофей в послании Василию III
Мировой

центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» – Константинополь, а оттуда в Москву. А четвертому не бывать.
____________________________________________
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» - монах Фелофей в

Слайд 193.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
Вывод:
РПЦ

с одной сторон избавилась от византийской зависимости, однако постепенно начинает

попадать в зависимость от великокняжеской власти.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.Вывод:РПЦ с одной сторон избавилась от византийской зависимости,

Слайд 204.Особенности русской культуры в XIV- начала XVI вв..
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И

ТЕМА:
После победы на Куликовом поле – единство Русской земли
Борьба с

ордынским владычеством
Возрождение единой русской культуры;
Центр политической и культурной жизни переместился в Москву;
Лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях;
Освобождение от византийского влияния;
ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА НАЛАЖИВАЮТСЯ КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ В ОСОБЕННОСТИ С ИТАЛИЕЙ;

4.Особенности русской культуры в XIV- начала XVI вв..ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И ТЕМА:После победы на Куликовом поле – единство

Слайд 21УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былинный эпос:
Князь Владимир Красное Солнышко
Купец Василий Буслаевич и

богатый гость Садко (новгородские былины)
Исторические песни:
Авдотья Рязаночка
О Щелкане Дудентьевиче
Об Иване

Грозном и взятие Казани
О Ермаке
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВОБылинный эпос:Князь Владимир Красное СолнышкоКупец Василий Буслаевич и богатый гость Садко (новгородские былины)Исторические песни:Авдотья РязаночкаО

Слайд 22Ведущие темы в литературе XIV-XV вв.
Одержанная победа на Куликовом поле

явилась громадным стимулом к творческому подъему в стране

Ведущие темы в литературе XIV-XV вв.Одержанная победа на Куликовом поле явилась громадным стимулом к творческому подъему в

Слайд 23Борьба против иноземных захватчиков
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
О семье княжеской;
Герое-богатыре

Евпатии Коловрате

Борьба против иноземных захватчиков«Повесть о разорении Рязани Батыем»О семье княжеской;Герое-богатыре Евпатии Коловрате

Слайд 25Необходимость государственного объединения – тема литературных произведений
«Сказание о Мамаевом побоище»

- наполнено множеством легендарных подробностей, идеологически ориентировано на утверждение московского

князя с церковью.

«Сказание о невидимом граде Китеже» - город вместе со своими жителями, не сдавшимися врагу, ушел на дно озера и стал невидимым, что является подлинным символом непокоренного русского народа.




Необходимость государственного объединения – тема литературных произведений«Сказание о Мамаевом побоище» - наполнено множеством легендарных подробностей, идеологически ориентировано

Слайд 26Хождения:
Афанасий Никитин, купец из Твери «Хождение за три моря» -

рассказал о своем путешествии в далекие страны Персию, Индию, Турцию.

Произведение насыщено наблюдениями в сфере политики, экономики и культуры этих стран.

Хождения:Афанасий Никитин, купец из Твери «Хождение за три моря» - рассказал о своем путешествии в далекие страны

Слайд 27Летопись
В XVI веке возрождается общерусское летописание:
Троицкая летопись
Московская летопись 1479 г.

ЛетописьВ XVI веке возрождается общерусское летописание:Троицкая летописьМосковская летопись 1479 г.

Слайд 28Архитектура:

Архитектура:

Слайд 29Масштабное строительство осуществлялось в Москве:
В 1367 году, при великом князе

Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля* заменяются стенами и башнями из

местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная».
Во второй половине XV века, при Иване III Великом, Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475—79), Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91), Архангельским собором (1505—08) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями.

* До XIV века Кремль назывался «детинец»

Масштабное строительство осуществлялось в Москве:В 1367 году, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля* заменяются стенами

Слайд 30Успенский собор 1475-79 гг.
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством

итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью

сохранившееся здание Москвы.
Успенский собор 1475-79 гг. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского

Слайд 31Благовещенский собор (1484 -1489)
Собор был построен в 1489 году псковскими

мастерами на белокаменном конца XIV — начала XV веков (оставшегося

от старого собора) и изначально был трёхкупольным.
Благовещенский собор (1484 -1489)Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном конца XIV — начала

Слайд 32Грановитая палата (1487-1491)
Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле,

одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 —

1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Грановитая палата (1487-1491)Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена

Слайд 33Архангельский собор (1505-1508)
Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под

руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV

века
Архангельский собор (1505-1508)Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте

Слайд 34Колокольня «Иван Великий»
церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля

Колокольня «Иван Великий» церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля

Слайд 35Русская живопись в XIV-XV вв.
Преобладала иконопись. Т.к. возводились деревянные храмы,

не приспособленные к стенной росписи.

Фресковая живопись. В XIV в. искусство

совершенствуется – фрески получают новые черты: композиция, пространственный охват, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.
Русская живопись в XIV-XV вв.Преобладала иконопись. Т.к. возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи.Фресковая живопись. В

Слайд 37Творчество Феофана Грека
Росписи в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильиной

улице

Творчество Феофана ГрекаРосписи в новгородской церкви Спаса Преображения на Ильиной улице

Слайд 38Творчество Феофана Грека
Преображение 1408
Успение 1392

Творчество Феофана ГрекаПреображение 1408Успение 1392

Слайд 39Андрей Рублев (около 1360 – 1428 гг.)
Возвышенная одухотворенность образов. Его

работы отличаются совершенством художественной формы.


Андрей Рублев (около 1360 – 1428 гг.)Возвышенная одухотворенность образов. Его работы отличаются совершенством художественной формы.

Слайд 40Страшный суд
Эта фреска сохранилась во
Владимире. Если традиционные
изображения этого сюжета
Отмечаются

суровостью, то у
Рублева, изображение полно
человечности

Страшный судЭта фреска сохранилась воВладимире. Если традиционные изображения этого сюжетаОтмечаются суровостью, то у Рублева, изображение полно человечности

Слайд 41«Троица» (ок. 1412 г.)
В этой иконе выражена гуманистическая
Идея

согласия и человеколюбия. Художник
выразил обобщенный идеал нравственного
совершенства и чистоты.


Великое искусство иконописца
Оказало воздействие на всю
Русскую культуру в целом. Благодаря
творчеству Андрея Рублева XV век
На Руси золотой век русской живописи.

«Троица» (ок. 1412 г.) В этой иконе выражена гуманистическая Идея согласия и человеколюбия. Художниквыразил обобщенный идеал нравственного

Слайд 42Дионисий
Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца

XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

«Сошествие

во ад» 1495—1504 гг.
Дионисий Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем

Слайд 43Быт
Города:
Опорные военные пункты – в основном земляные или деревянные укрепления;
Административные

здания
Приказная изба
Двор воеводы
Пушечный амбар
Государева житница
За городом – тюрьма;
Посад – торгово-ремесленное

население. Илицы по именам церквей или по занятиям;
БытГорода:Опорные военные пункты – в основном земляные или деревянные укрепления;Административные зданияПриказная избаДвор воеводыПушечный амбарГосударева житницаЗа городом –

Слайд 44В XV – XVI вв. стало резче проявляться имущественное расслоение

людей, но основы жизни еще были общие.
Общие праздники
Говорили на одном

языке
Носили сходную по фасону одежду
В XV – XVI вв. стало резче проявляться имущественное расслоение людей, но основы жизни еще были общие.Общие

Слайд 45Личности:
Нил Сорский –
Иосиф Волоцкий -
Феофан Грек -
Дионисий –


Андрей Рублев -
Аристотель Фиораванти –
Алевиз Новый –
Митрополит

Иона –
Филофей –
Афанасий Никитин -

Личности:Нил Сорский –Иосиф Волоцкий - Феофан Грек - Дионисий – Андрей Рублев - Аристотель Фиораванти – Алевиз

Слайд 46Термины:
Судебник –
Государь всея Руси –
Окольничий –
Дворянин –
Дворецкий

XV в. -
Воевода XV в. -
Кормление -
Посол –
Приказы


Государев двор –
Боярская дума –
Дьяк –
Подьячие –
Уезд –
Дворянское ополчение –
Юрьев день -
Волость –
Приказы –
Стан –
Ересь –
Жидовствующие –
Автокефалия -

Термины:Судебник – Государь всея Руси – Окольничий –Дворянин – Дворецкий XV в. - Воевода XV в. -Кормление

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика