Слайд 1Центральная Азия: этническая миграция и политические субъекты воздействия на миграционную
ситуацию
Выполнил студент пятого курса группы ант-д-5 Шаров Константин
Слайд 2Центральная Азия на карте мира
Слайд 4Постсоветская миграция из Центральной Азии русских и примыкающих к русским
русифицированных меньшинств представляет собой специфический способ поиска этнокультурной безопасности и
должна поэтому считаться этнической миграцией по преимуществу.
Слайд 5Есть два взгляда на природу постсоветских миграционных перемещений из Центральной
Азии
Мнение первое: наряду с "обычной" миграцией — трудовой, учебной, брачной
и т. д. — возник и широко распространился феномен миграции совсем иного рода. Участвующие в ней люди принимают решение о переезде в первую очередь потому, что подвергаются определенной дискриминации по этническому признаку.
Слайд 6Мнение второе: природа миграции после СССР осталась той же, что
и в СССР, — преимущественно экономической. Так что никакой этнической
миграции нет, а есть некий пропагандистский фантом, и вызывают его к жизни российские "неоимпериалисты", дабы использовать как предлог для вмешательства в дела новых государств.
Слайд 7Кто участвует в миграции?
В процессе миграции взаимодействуют три стороны: отпускающее
общество, мигранты и принимающее общество. Природа миграции во многом определяется
тем, какие признаки этих сторон доминируют в процессе взаимодействия.
Слайд 8Человеческая безопасность (human security)
При любом виде миграции решения о
том, уезжать или оставаться, принимаются под давлением окружающих человека жизненных
обстоятельств. Трезво размышляя о них или эмоционально реагируя на них, любой человек сверяет эти обстоятельства с глубоко им усвоенными представлениями о человеческой безопасности.
Слайд 9Человеческая безопасность (human security)-определение
Человеческая безопасность (human security) может быть
определена как единство природных и социальных условий существования человека, обеспечивающих
ему выживание, благосостояние и свободу.
Слайд 10Как достичь человеческой безопасности?
Для достижения безопасности человек нуждается в социальной
защите со стороны общности любого ранга. Защита предполагает признание индивида
членом этой общности. Условием признания является демонстрация им своей лояльности по отношению к общности.
Слайд 11Такая демонстрация может быть рассчитанным актом; однако гораздо чаще люди
неосознанно следуют тем образцам поведения, которые для данной группы играют
роль опознавательных знаков — всем известных признаков ее особости. Это означает, что человек испытывает также потребность в безопасности идентичности.
Слайд 12Важность этнической идентичности
Этническая идентичность действительно существует и важна для человека;
соответственно, обеспечивающая ее сохранение этнокультурная безопасность входит в минимальный набор
достаточных аспектов безопасности, а угрозы ей провоцируют всплеск первичных (primordial) лояльностей, конкурирующих с гражданской лояльностью .
Другое дело, что потребность в этнокультурной безопасности остро ощущается не везде, а главным образом в тех блоках мирового пространства, где процессы национально-государственного строительства, формирования нации и становления гражданского общества далеки от завершающей стадии. К числу таких пространственных блоков относится и постсоветская Центральная Азия.
Слайд 13Центральная Азия
В странах региона проблема безопасности этнокультурной идентичности в
той или иной мере не решена и для титульного большинства.
Но наиболее остро проблема безопасности этнокультурной идентичности стоит перед этническими меньшинствами.
Слайд 14Угроза их идентичности проявляется по-разному: в виде угрозы прямого устранения
меньшинств (путем их физического истребления, открытого насильственного изгнания или скрытого,
но активного выдавливания за пределы национальной территории), как угроза их ассимиляции (вследствие принудительного сокращения возможностей для воспроизводства их культуры) и как угроза социального принижения меньшинств (из-за затруднения доступа к престижным видам деятельности, отрицания, замалчивания или искажения их вклада в историю и культуру титульных этноареалов).
Слайд 15Характеристика этнической миграции из Центральной Азии
Этническая миграция из Центральной Азии
— это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно
преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, отчуждающиеся от отпускающего общества и отчуждаемые им, ощущающие угрозу своей этнокультурной безопасности и вынужденные перемещаться из одного государства в другое, чтобы избегнуть этой угрозы.
Слайд 16Субъекты воздействия на миграцию в Центральной Азии
Первый из них —
это критерий всеобщности политических интересов субъекта.
Следующий тип — это люди
частичных интересов, люди группы.
Особый тип образуют люди коммуникации — работники СМИ.
Слайд 17Список использованной литературы
Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах /
Отв. ред. В. А. Тишков. — М., 1996. — С.
26-35; Абдыгалиев Б. Русские в Казахстане: проблемы, мифы и реальность // Казахстан и мировое сообщество. — 1995. — #1 (2). — С. 73-80.
Среди них выделяется своим высоким методическим уровнем (а значит, и высоким уровнем доказательности) работа, написанная как раз по центрально-азиатским материалам: Витковская Г. Миграционное поведение нетитульного населения в странах Центральной Азии // Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии / Под ред. Г. Витковской. — М., 1996. — С. 83-130. — (Науч. докл. / Моск. Центр Карнеги; Вып. 11).
Дятлов В. И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тропической Африки. — М., 1996.