Слайд 1 ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Практические вопросы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Соловьев
Юрий Анатольевич,
руководитель Центра,
кандидат экономических наук
centrzakupki@mail.ru
8–915–756–26-01
Слайд 2
Статья 30 ФЗ-44.
Заказчик
обязан осуществлять закупки у СМП в объеме не
годового объема закупок
Закупки конкурентными способами
Н(М)ЦК не должна превышать 20 млн.руб.;
перечень ТРУ не предусмотрен.
Слайд 3Субъекты малого предпринимательства, социально
ориентированные некоммерческие организации (ст.30)
ПОРЯДОК
В этом случае
Заказчик устанавливает в извещении о закупке и в документации о
закупке ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП.
Участник закупки декларирует свою принадлежность к СМП в заявке.
Слайд 4Этапы участия в закупке
Регистрация в ЕИС
Поиск процедур
Формирование и подача заявки
Участие
в аукционе или подаче окончательных предложений в конкурсе или запросе
предложений
Заключение и исполнение контракта (договора)
Слайд 5Статья 242 ФЗ-44.
Регистрация участников
закупок в единой
информационной системе
и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок
Слайд 6Основные положения
Участники закупок (УЗ) в течение 2019 года должны
пройти регистрацию в ЕИС в электронной форме (регистрация в единой
системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале «Госуслуги»).
ВСЕ операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации УЗ в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на ЭП.
регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на ЭП осуществляются сроком на три года.
Слайд 7Основные положения
- Порядок и сроки регистрации устанавливает Правительство РФ;
Сформирован
Единый реестр участников закупок.
Но если аккредитация
на ЭП не закончилась, можно продолжать подавать заявки без регистрации в ЕИС (но до 31 декабря!)
Слайд 8 П О С Т А Н О В Л
Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
от 30 декабря 2018 г.
№ 1752
«О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО РЕЕСТРА УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК
И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 ИЮНЯ 2018 Г. N 656»
_____________________________________________
Слайд 9Особенности с 1 июля т.г.
В случае если установлены дополнительные требования
к участникам закупок, подача заявок на участие в электронной процедуре
осуществляется только теми участниками, чьи электронные документы, подтверждающие их соответствие этим требованиям, ранее направлены оператору электронной площадки и размещены в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке.
Слайд 10Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и
их аккредитация на электронных площадках.
Дополнена частями 12-15:
12. В целях
обеспечения доступа к участию в проводимых на ЭП закупках отдельных видов ТРУ, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с …..статьй 31 ФЗ-44,
Слайд 11
участник закупки, аккредитованный на ЭП, направляет оператору этой ЭП в
отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные
перечнем, установленным Правительством РФ….(постановление от 04.02.15 №99 – прим.)
ЗАКАЗЧИК
Закупка
питания конкурсом с ограниченным участием
(НМЦК > 500 тыс.руб.) предъявление дополнительных требований (опыт работы)
Участник закупки направляет документ об опыте исполнения подобных контрактов (копия ранее исполненного контракта)
Участник закупки
подача заявки
Электронная Площадка
(для размещения в аккредитационных документах УЗ)
Слайд 13
Или стройка ценой более 10 млн.руб. (электронный аукцион).
То есть, если установлены дополнительные требования к
участникам закупок (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31),
подача заявок осуществляется только теми участниками, которые включены оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников по итогам регистрации в ЕИС.
И в составе заявки такие документы представлять уже не надо! (удобно, один раз).
Слайд 14Поиск процедур
ЕИС или электронные площадки
поисковые системы
https://is-zakupki.ru
мобильное приложение
ЕИС
Слайд 15
Формирование и подача заявки
С 1 января 2019 года
конкурентные закупки
по
ФЗ-44
в электронной форме
Слайд 16Конкурентные процедуры в электронной форме
(электронные процедуры):
- открытый конкурс
(ОКЭФ);
- конкурс с ограниченным участием(КОУЭФ);
- двухэтапный конкурс (ДКЭФ);
- электронный аукцион
(ЭА);
- закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (закрытые электронные процедуры – ЗЭП);
- запрос котировок (ЗКЭФ);
запрос предложений (ЗПЭФ).
Слайд 17Перечень электронных площадок
1. ЗАО Сбербанк - Автоматизированная система торгов (Сбербанк-АСТ)
(sberbank-ast.ru)
2. Акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг) (roseltorg.ru)
3. Общество
с ограниченной ответственностью "РТС - тендер"(rts-tender.ru)
4. Акционерное общество "Электронные торговые системы"(etp-ets.ru)
5. Акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (zakazrf.ru)
6. Акционерное общество "Российский аукционный дом"(lot-online.ru.)
Слайд 18Электронный аукцион (продолжение)
7. Акционерное общество "ТЭК – Торг»
8.
Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ»
Оператор специализированной электронной
площадки (Закон № 44-ФЗ) и площадки для закрытых конкурентных закупок (Закон № 223-ФЗ)
Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа"
Слайд 19ЗАКАЗЧИК
РАЗРАБОТКА
ИЗВЕЩЕНИЕ
ПРОЕКТ КОНТРАКТА
ДОКУМЕНТАЦИЯ
(за исключением ЗКЭФ)
УТВЕРЖДЕНИЕ
Слайд 20Электронные закупки
РАЗМЕЩЕНИЕ ИЗВЕЩЕНИЯ В ЕИС
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН (УЧРЕЖДЕНИЕ)
ЗАКАЗЧИК
ОДНОВРЕМЕННО С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ И
ПРОЕКТОМ КОНТРАКТА
Слайд 21Электронные закупки
ПОДАЧА ЗАЯВОК УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА
Слайд 22Сроки для подачи заявок
(часть 2 статьи 63)
(Часть 3 статьи 63)
Не
ранее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи
заявок
1) Н(М)ЦК < 300 млн.руб.
Размещение извещения в ЕИС
За исключением случаев, предусмотренных ч.2
Размещение извещения в ЕИС
Не ранее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
2) Н(М)ЦК < 2 млрд.руб. (строительство, реконструкция, капремонт, снос)
Слайд 23ПОДАЧА ЗАЯВОК
ОСОБЕННОСТИ
сроки окончания подачи заявок для каждой процедуры уникальные;
заявки
подаются в форме электронного документа (ФЭД);
заявки на участие в ЭА
состоят из двух частей, которые подаются одновременно;
заявки на участие в ОКЭФ состоят из двух частей и ценового предложения (3 файла), которые подаются одновременно;
Слайд 24ПОДАЧА ЗАЯВОК
ОСОБЕННОСТИ
заказчик может отменить процедуру определения ППИ в порядке
ст. 36 (за исключением запроса предложений);
заказчик может вносить изменения в
извещение и документацию в порядке, установленном нормами закона для конкретных процедур (за исключением запроса предложений). В этом случае заказчик обязан продлить срок окончания подачи заявок
участник закупки вправе направить запрос на разъяснение положений документации в установленные законом сроки. Заказчик обязан подготовить и разместить соответствующую информацию (разъяснения).
Слайд 25ПОДАЧА ЗАЯВОК
ОСОБЕННОСТИ
В извещении и в документации
1. Требования к
участникам закупок.
2. Техническое задание, описание предмета закупки.
3. Обеспечение
заявки.
Слайд 26ПОДАЧА ЗАЯВОК
Требования к участникам закупок
лицензия;
выписка из реестра членов
СРО (стройка, реконструкция, капитальный ремонт);
декларативные требования - декларация;
дополнительные
требования (постановление правительства РФ от 04.02.15 №99) – опыт работы.
Слайд 27ПОДАЧА ЗАЯВОК
Описание предмета закупки
основные ошибки в первых частях заявок
(аукционы, конкурсы);
изучать документацию с приложениями;
что требует Закон?
Слайд 28
Порядок подачи заявок на участие в ЭА (ст.66)
Заявка на участие в ЭА направляется его участником оператору
ЭП в форме двух электронных документов, содержащих 1-ю и 2-ю части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Часть 3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
Слайд 29
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги,
для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара
(в случае установления заказчиком в извещении о проведении ЭА, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
(национальный режим – прим.)
Слайд 30
НАИМЕНОВАНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА
УСЛОВИЯ ДОПУСКА,
ЗАПРЕТ НА ДОПУСК,
ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА
(национальный
режим)
УСТАНОВЛЕНЫ
УКАЗАНИЕ
НЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНО
УКАЗАНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНО
НЕ УСТАНОВЛЕНЫ
Слайд 31
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в
документации об
электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае
отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак
или
если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Слайд 32
Первый вариант
ЗАКАЗЧИК
Холодильник
(товарный знак не указан)
УЧАСТНИК
Конкретные показатели и указание на
товарный знак (при наличии)
Слайд 33
Второй вариант
ЗАКАЗЧИК
Холодильник «ОКА»
или «эквивалент»
УЧАСТНИК
Конкретные показатели и указание на
товарный знак (при наличии)
при предложении холодильника с другим товарным
знаком («Саратов», «эквивалент»)
Слайд 34Основания для отказа в допуске (ч.4 ст.67)
1) непредоставление информации, предусмотренной
частью 3 статьи 66 ФЗ-44, или предоставление недостоверной информации;
2) несоответствие
информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ-44, требованиям документации о таком аукционе.
Слайд 35Электронный аукцион (продолжение)
Порядок рассмотрения первых частей заявок (ст.67)
Основания для отказа
в допуске к участию в ЭА:
Требования ТЗ Предложения участников закупки
(линолеум)
НЕСООТВЕТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ
(НЕКОНКРЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ)
Толщина -
от 1 до 5 мм
Группа горючести Г1, Г2; однослойный
«ISOVER»
Толщина - от 1 до 3 мм
Группа горючести Г1, Г2; однослойный
«ISOVER»
Толщина - 3 мм
Группа горючести Г1, Г2; однослойный
ДОПУСК
Отказ в допуске
Слайд 36Электронный аукцион (продолжение)
Порядок рассмотрения первых частей заявок (ст.67)
Основания для отказа
в допуске к участию в ЭА:
Требования ТЗ Предложения участников закупки
(линолеум)
НЕСООТВЕТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ
(НЕСООТВЕТСТВИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ)
Толщина -
от 1 до 5 мм
Группа горючести Г1, Г2; однослойный
«ISOVER»
Толщина - 6 мм
Группа горючести Г1, Г2; однослойный
«ISOVER»
Толщина - 3 мм
Группа горючести Г1, Г2; однослойный
ДОПУСК
Отказ в допуске
Слайд 37Электронный аукцион (продолжение)
Порядок рассмотрения первых частей заявок (ст.67)
Основания для отказа
в допуске к участию в ЭА:
Требования ТЗ
(автомобиль) Фактические х-ки Предложение УЗ
НЕДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Мощность ≥ 100 л.с.
Клиренс ≥ 15 см.
Расход топлива ≤
10 л/100 км
«Нива-Шевроле»
Мощность - 100 л.с.
Клиренс - 15 см.
Расход топлива -
8 л/100 км
«Нива-Шевроле»
Мощность - 65 л.с.
Клиренс - 15 см.
Расход топлива -
8 л/100 км
Отказ в допуске
Слайд 38ПОДАЧА ЗАЯВОК
Описание предмета закупки
Петушинская райСББЖ (пример описания);
Примеры ошибок
описания и действия участников закупок
Слайд 39ПРИМЕР 1
Комиссия Владимирского УФАС России рассмотрела жалобу ООО
«МАРТИ» на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку
медицинского расходного материала (шприцы) для Кольчугинской центральной районной больницы.
Заявитель обжаловал решение аукционной комиссии об отказе ООО «МАРТИ» в допуске к участию в аукционе.
Основание отклонения заявки: несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе - по позиции № 5 показатели товара (диаметр иглы) не соответствуют.
По мнению заявителя, заявка Общества полностью соответствует требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе в сфере закупок. При этом заказчик в аукционной документации формулировкой «н более 0,55 мм» в характеристиках товара по позиции № 5 указывает характеристику, которая ввела участников закупки и комиссию в заблуждение.
Слайд 40Заказчик пояснил, что им была допущена опечатка – в слове
«не» опущена буква «е», то есть требование заказчика следует читать
как «игла диаметром не более 0,55 мм».
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия Владимирского УФАС России решила признать жалобу ООО «МАРТИ» по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Однако, в связи с тем, что рассматриваемая аукционная документация требует внесения изменений в целях приведения требований заказчика в соответствие с положениями частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Слайд 41ПРИМЕР 2
Комиссия Владимирского УФАС России рассмотрела жалобу ООО
«ПрофМед» на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку
расходного материала (катетеры) для Центральной городской больницы города Коврова.
Заявитель обжаловал решение аукционной комиссии об отказе ООО «ПрофМед» в допуске к участию в аукционе.
Основание отклонения заявки: – в заявке участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе (по позиции 29 показатели товара не соответствуют).
По мнению ООО «ПрофМед», заявка Общества соответствует требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит объективные характеристики предлагаемых товаров, в том числе длину комплектации магистрали для подачи кислорода канюли носовой по позиции № 29 – 213 см.
Представитель аукционной комиссии пояснил, что заявитель указал длину по позиции 29 «213 см», в то время как в требованиях документации об аукционе указано «длиной не 213 см».
Слайд 42
Заказчик пояснил, что в аукционной документации была допущена техническая ошибка,
и требование к длине по позиции 29 следует читать как
«не менее 213 см».
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия Владимирского УФАС России решила признать жалобу ООО «ПрофМед» необоснованной.
Однако, в связи с тем, что рассматриваемая аукционная документация требует внесения изменений в целях приведения требований заказчика в соответствие с положениями частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Слайд 43ПРИМЕР
Комиссия отклонила заявку участника закупки, так
как по ряду показателей он указал в ней диапазонные значения,
не соответствующие документации:
- по показателю "пористость" участник предложил диапазон "от 15 до 18%" вместо "от 14 до 22 процентов";
- по показателю "рабочая температура" - диапазон "от -20 до + 50 °С" вместо "от -30 до + 50 °С".
Контрольный орган и суды признали решение комиссии неправомерным. Заказчик не установил в документации, что рассматриваемые показатели предполагают неизменность при указании в заявке. Показатели товара участника входят в диапазоны, указанные в документации, поэтому заявку нужно было допустить.
Слайд 44ПРИМЕР 3
Заместитель руководителя Владимирского УФАС России рассмотрел дело возбужденное в
отношении должностного лица заказчика – главного врача ГБУЗ ВО «Нововязниковская
районная больница» (на момент совершения правонарушения) по признакам нарушения ФЗ-44, выразившегося в утверждении документации об электронном аукционе на закупку каменного угля сортового для нужд больницы с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
В указанной документации заказчиком установлено требование о том, что уголь каменный сортовой должен соответствовать ГОСТу Р 51586-2000, который согласно приказу Росстандарта № 12-ст от 26.01.2015 отменен (дата завершения срока действия 01.01.2016). Действующим является ГОСТ 32347-2013. Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что требование о соответствии угля каменного сортового ГОСТу Р 51586-2000 являются неправомерным.
Рассмотрев материалы дела, заместитель руководителя Владимирского УФАС России признал должностное лицо заказчика – главного врача ГБУЗ ВО «Нововязниковская районная больница» виновной в совершении административного правонарушения и привлек к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3000 рублей в доход бюджета.
Слайд 45ПРИМЕР 4
Заместитель руководителя Владимирского УФАС России рассмотрел дело возбужденное
в отношении должностного лица заказчика – директора ГКУ ВО «Покровский
детский дом» по признакам нарушения ФЗ-44, выразившегося в утверждении документации об электронном аукционе на закупку овощей с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
В указанной документации заказчиком по позиции 4 «Морковь» установлено требование о соответствии ее ГОСТ 26767-85, срок действия которого истек 01.07.2002 (!!!) и заменен на ГОСТ 32284-2013. Таким образом, требование о соответствии ГОСТу 26767-85 являются неправомерным.
Рассмотрев материалы дела, заместитель руководителя Владимирского УФАС России признал должностное лицо заказчика – директора ГКУ ВО «Покровский детский дом» виновной в совершении административного правонарушения и привлек к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3000 рублей в доход бюджета.
Слайд 46Статья 33. Правила описания объекта закупки
Добавлено новое правило:
8)
документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется,
Слайд 47Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
Дополнена
частью 3.1:
3.1. Первая часть заявки на участие в ЭА
в случае включения в документацию о закупке проектной документации
должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об ЭА (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Слайд 48Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
Дополнена
частью 8.1:
8.1. Заявка на участие в электронном аукционе, в
описание объекта закупки которого…. включается проектная документация, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 (согласие – прим.) и 5 (2-я часть – прим.) настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Слайд 49Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в
электронном аукционе
Установлен новый порядок рассмотрения первых частей заявок
в случае включения в документацию о закупке проектной документации (достаточно согласия УЗ)
10. Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 ФЗ-44 содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе,
Слайд 50и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии
с частью 11 статьи 66 ФЗ-44 (основания для возврата –
прим.), считается допущенным к участию в электронном аукционе.
Оформление протокола, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, не требуется.
Слайд 51Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона
Установлены новые
сроки для проведения аукциона
3. Днем проведения электронного аукциона является
рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок… (+)При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке….. проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Слайд 52
Порядок подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме
(ст.54.4)
Заявка на участие в ОКЭФ состоит
ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ЦЕНЕ КОНТРАКТА, СУММЕ
ЦЕН ЕДИНИЦ ТРУ
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
ЗАЯВКИ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
ЗАЯВКИ
ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА
Слайд 53Подача окончательных предложений
о цене контракта
1. Участники закупки, допущенные
к участию в ОКЭФ, вправе подавать окончательные предложения о цене
контракта (на снижение и только одно!).
2. Продолжительность приема окончательных предложений о цене контракта составляет три часа.
3. Днем подачи окончательных предложений о цене контракта (устанавливается в извещении) является рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в ОКЭФ.
Слайд 54 Обеспечение заявки
При проведении
электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками
закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ (банк управляет спецсчетом на основании информации от оператора ЭП)
Слайд 55Схема взаимодействия участника закупки с электронной площадкой и банком по
предоставлению обеспечения заявки в денежной форме
Участник закупки
Электронная площадка
Заявка
Обеспечение заявки
БАНК
(спецсчет)
Слайд 56
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
от 29 июня 2018 г. N 748
«О требованиях
к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых
участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Слайд 57
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
от 29 июня 2018 г. N 748
Утвержден перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для
обеспечения заявок денежные средства участников электронных процедур, закрытых электронных процедур по Закону № 44-ФЗ.
В перечень включено 18 банков. Минфину России поручено готовить и вносить в Правительство РФ изменения в указанный перечень с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 748.
Слайд 58С 1 июля 2019 г. альтернативой обеспечения заявки путем внесения
денежных средств является предоставление участником закупки банковской гарантии.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
от
30 мая 2018 г. N 626
«О …..правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие….в электронных процедурах»
Слайд 59Схема взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадкой и заказчика по
предоставлению обеспечения заявки банковской гарантией
Участник закупки
Электронная площадка
Заявка + информация
о реестровом номере БГ в реестре БГ
Заказчик
(информация о БГ для ее проверки при рассмотрении вторых частей заявки)
Слайд 60Статья 44 (часть 15)
Как можно вернуть обеспечение заявки?
Участник закупки (победитель)
уклонился от заключения контракта
Информация в
РНП размещена
Направление информации в ФАС
для размещения информации в РНП
Информация в РНП не размещена
Обеспечение заявки не возвращается
Обеспечение заявки возвращается
Слайд 61
Отключение электричества не всегда уважительная причина
для пропуска
срока заключения контракта.
Общество своевременно не разместило в
ЕИС проект контракта и не представило обеспечение его исполнения. Заказчик признал участника уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в УФАС для включения участника в РНП.
Участник не согласился с этим решением и обратился в суд. Он утверждал, что пропустил срок из-за аварийного отключения электричества и выхода из строя компьютера, на котором было установлено необходимое ПО. После устранения аварии и ремонта компьютера было сделано все необходимое для заключения контракта. Суд первой и апелляционной инстанции поддержали эти доводы.
Однако кассация отметила: авария произошла по вине участника, скорость ее устранения зависела от него. При этом участник в необходимый срок даже не перечислил обеспечение исполнения контракта. Кроме того, доказательства неисправности компьютера не были представлены в УФАС. Решение антимонопольного органа о включении участника в РНП оставили в силе.
Слайд 62
Верховный суд отказался пересматривать дело.
В практике есть примеры, когда в похожих обстоятельствах участника
не включили в РНП. Однако для такого исхода дела препятствия должны носить объективный характер (например, авария в сетях энергоснабжающей организации).
Участнику в подобной ситуации следует предпринять активные действия:
- немедленно сообщить заказчику о препятствиях;
- перечислить обеспечение или передать заказчику банковскую гарантию на бумажном носителе;
- подыскать временное помещение для офиса.
Все действия нужно задокументировать.
Слайд 63
Условия банковской гарантии.
Реестры банковских гарантий (статья 45)
1. Заказчики
в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские
гарантии (БГ), выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенных в специальный перечень банков.
Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется Минфином РФ.
Слайд 64
Условия банковской гарантии.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
от 12 апреля 2018 г. N
440
О ТРЕБОВАНИЯХ
К БАНКАМ, КОТОРЫЕ ВПРАВЕ ВЫДАВАТЬ БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВОК
И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ
Слайд 65
Указанным постановлением определено, что банки, осуществляющие
выдачу участникам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контракта,
должны одновременно соответствовать двум требованиям:
о размере собственных средств (капитала);
об уровне кредитного рейтинга, размер и уровень которых установлены в постановлении. При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 1 января 2020 г.
Слайд 67Заключение, исполнение контракта (договора)
В контракт включаются обязательные условия:
1)
о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, (+)о
порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований о предоставлении ОГО.
Слайд 68Статья 94. Особенности исполнения контракта
Новшество! Дополнена частью 7.1:
7.1. В
случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа
о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии
с ФЗ-44 в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (смотреть проект контракта).
Слайд 69Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
При проведении аукционов и конкурсов
заказчик в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте
контракта должен установить требование:
обеспечения исполнения контракта (ОИК),
обеспечения гарантийных обязательств (ОГО) в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 ФЗ-44 (заказчик вправе устанавливать при необходимости – прим.).
Слайд 70Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
1. Обеспечение исполнения контракта
Предоставляется при заключении
контракта
2. Обеспечение гарантийных обязательств
Предоставляется перед подписанием приемо-передаточного
документа
Слайд 71Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут
обеспечиваться
предоставлением банковской гарантии,
внесением денежных средств на указанный заказчиком
счет….
Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями ФЗ-44 участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Слайд 72ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
РАЗМЕР
от 5 до
30 процентов Н(М)ЦК
В размере аванса, если аванс превышает 30% Н(М)ЦК
ДРУГИЕ
СЛУЧАИ
От 10% до 30% Н(М)ЦК, но не менее размера аванса, если Н(М)ЦК > 50 млн.руб.
В размере в 1,5 раза больше первоначального обеспечения, но не менее размера аванса – если цена, сумма цен единиц ТРУ, предлагаемые победителем снижены на 25% и более от первоначальных (см.ст.37 ФЗ-44)
Слайд 73ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
Размер обеспечения гарантийных обязательств
не может превышать десять процентов Н(М)ЦК.
НОВЫЕ СЛУЧАИ
Размер ОИК устанавливается от
цены, по которой заключается контракт с победителем, но не менее аванса, в случае осуществления закупки у СМП, СОНО
Слайд 74Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
Изменение способа и возможность
уменьшения ОИК
В ходе исполнения контракта ППИ вправе
изменить способ ОИК
и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного… новое ОИК, размер которого может быть уменьшен..;
ППИ вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств (ОГО) и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Слайд 75Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
7.1. В случае, если контрактом предусмотрены
отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта,
в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены ФЗ-44.
Слайд 76Технология уменьшения размера ОИК
7.2. Размер ОИК уменьшается посредством направления заказчиком
информации об исполнении ППИ обязательств по поставке товара, выполнению работы
(её результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, (документы о приемке – прим.).
Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приёмка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.
Слайд 77Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
В случае, если обеспечение
исполнения контракта осуществляется путём внесения денежных средств на счёт, указанный
заказчиком,
по заявлению ППИ ему возвращаются заказчиком в установленный в контрактом срок (не >30 дней или не>15 дней для СМП, СОНО –прим.) денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещённой в соответствующем реестре контрактов.
Слайд 78Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
7.3. Предусмотренное частями 7
и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера ОИК осуществляется
при условии
отсутствия неисполненных ППИ требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с ФЗ-44, а также приёмки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объёме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Слайд 79Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
Еще одно новшество:
(вместо ОИК добросовестность)
8.1. При осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства
участник закупки (победитель) освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 ФЗ-44 (снижение цены на 25% и более – прим.),
в случае предоставления им информации, содержащейся в реестре контрактов и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Слайд 80Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
Такая информация представляется участником
закупки до заключения контракта в случаях, установленных ФЗ-44 для предоставления
обеспечения исполнения контракта.
При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее Н(М)ЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Слайд 81Статья 95. Изменение, расторжение контракта
Увеличилось количество случаев, при которых
заказчик может вносить изменения в контракт.
Для «стройки»
ввели новый случай:
при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10% цены контракта.
Слайд 82Статья 95. Изменение, расторжение контракта
если контракт, предметом которого
является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта
капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия,
по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию,
либо по вине подрядчика
не исполнен в установленный в контракте срок,
Слайд 83
допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок,
не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Слайд 84Статья 95. Особенности исполнения контракта
Дополнена частью 17.1:
17.1.
В случае расторжения контракта (любой случай – прим.), заказчик вправе
заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с ФЗ-44 заключается контракт при уклонении от заключения контракта…. победителя электронной процедуры.
То есть теперь после расторжения заказчик может предложить заключить контракт «второму номеру».
«Второй номер» должен дать согласие (обязать нельзя!).
Слайд 86Где и как можно еще зарабатывать в ФЗ-44?
Преимущества при осуществлении
закупок предоставляются (ст.28-30):
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2)
организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммер- ческим организациям.
Слайд 87Преимущества участникам закупок при
определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
(статьи 28 и
29)
Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы
Организации инвалидов
Заказчик обязан:
Предоставлять таким участникам
закупки преимущества (в извещении и документации) в отношении предлагаемой ими
цены контракта в размере до 15%
Правительство РФ устанавливает порядок и утверждает соответствующие перечни Т, Р, У.
Слайд 88Преимущества участникам закупок при
определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
Предложения участников
Н(М)ЦК =
100 руб.
УА1 = 95 руб.
(любой)
УА2 = 90 руб.
(УИС или ОИ)
Цена
К = Цпр. + преимуще-ство до 15% (но не > Н(М)ЦК)
Слайд 89
П О С Т А Н О В Л Е
Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
от 14 июля 2014 г. №
649
О ПОРЯДКЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ПРЕДПРИЯТИЯМ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕИМУЩЕСТВ В ОТНОШЕНИИ
ПРЕДЛАГАЕМОЙ ИМИ ЦЕНЫ КОНТРАКТА
Слайд 90
П О С Т А Н О В Л Е
Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
от 15 апреля 2014 г. №
341
О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта
Слайд 91Как «аккуратно» уйти от заключения контракта?
Особенности антидемпинговых мер (снижение цены
на 25% и более) при проведении конкурсов или аукционов на
поставку средств жизнеобеспечения ((ч.,ч. 9,10 ст.37)
(продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неот- ложной форме, лекарственные средства, топливо)
Обоснование предлагаемой цены контракта
Документы, под-
тверждающие наличие товара у участника закупки
Иные документы и расчеты, подтверж-
дающие возмож-
ность УЗ поставить Т
Гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества предлагаемого товара
Слайд 92Работа с «обоснованием»
при проведении аукциона и всех видов КЭФ
(п.2 ч.10)
Обоснование должно быть представлено при направлении проекта контракта заказчику
Цена
контракта необоснованна
(комиссия по осуществлению закупок ?)
Обоснование не представлено
Доводится до сведения всех УА
Решение комиссии оформляется протоколом и не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его подписания
УЗ признается уклонившимся от заключения контракта
Размещается в ЕИС
Контракт переходит к участнику, предложившему такую же цену или следующую за победителем
Слайд 93
УСН и НДС
Оплата контракта на проведение ремонтных работ исполнителю, применяющему
УСН
Письма Минфина России
от 21.09.2018 N 02-09-09/67738
от 11.10.2018 № 02-09-09/72965
от
15.05.2019 № 24-01-07/34829
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок ТРУ, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.
Слайд 94
Внимание!!!
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Как часто можно заключать контракты до 300 (600)
тыс. руб. при осуществлении закупок одних и тех же ТРУ?
Ограничений в ФЗ-44 нет.
Слайд 95 Но!!!
Необходимо учитывать позицию контрольных
органов, а также судебную практику, касающуюся так называемого дробления закупок
с целью ухода от конкурентных способов определения ППИ.
При рассмотрении дел по таким закупкам контрольные органы обращают внимание на следующие положения:
– тождественность предмета закупки;
– временной интервал, в течение которого заключены контракты;
– наличие единой цели у всех заключенных контрактов;
– наличие либо отсутствие препятствий для своевременного проведения конкурентных процедур.
Слайд 96 Существует большое количество решений контрольных органов, в
которых такие действия заказчиков квалифицируются как «незаконное дробление единой сделки
на несколько контрактов до 100 (400) тыс. рублей в целях обхода конкурентных процедур»,
либо как «признание заключения таких контрактов намеренно разбитыми на несколько контрактов с целью обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным ППИ, так как фактически рассматриваемые контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных ФЗ-44.
Наказывают и заказчика и участника закупки (ППИ)!!!
Слайд 98Срок рассмотрения ФАС документов и информации при внесении участников в
реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 до 5 рабочих дней
(часть 7 статьи 104);
Срок для обжалования действий (бездействия) заказчика (подачи жалобы) также сокращен с 10 до 5 дней (часть 4 статьи 105);