Слайд 1Корпоративная социальная ответственность
«Помогайте другим, чтобы помочь себе»
Ф. В. Райффайзен
«Никто бы не
помнил доброго самаритянина, если бы у него были только добрые
намерения. У него были еще и деньги.»
М. Тэтчер
Слайд 2Корпоративная социальная ответственность. Понятие
КСО – это система добровольных взаимоотношений
между работником, работодателем и обществом, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений,
поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях.
КСО – это средство частного урегулирования нерыночных отношений между компаниями и стейкхолдерами — лицами и институтами, существующими внутри или вне компании, и оказывающими влияние на то, как компания осуществляет свою деятельность, либо на которых влияет деятельность компании1.
Слайд 3КСО: ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСМЕНА
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
УСТОЙЧИВОЕ
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
КОРПОРАТИВНОЕ ГРАЖДАНСТВО
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОРПОРАТИВНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСТВО
КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
ЭТИКА БИЗНЕСА
Слайд 4СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В формулировке стандарта CSR/КСО — 2008, «социальная ответственность —
обязательства организации, учитывающие принятую ею ответственность за решение социальных проблем
своего персонала, местного населения и общества в целом». Другие стандарты, имеющиеся в области КСО2, дают аналогичные общие определения.
Слайд 5ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
Институциональный:
Общество дает
бизнесу власть, ожидая, что она будет направлена на удовлетворение общественных
ожиданий.
Организационный:
Бизнес несет ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуальный:
Менеджер не только «агент собственника», но и «свободный моральный агент».
Слайд 6ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
Корпоративная социальная деятельность (CSP)
Принципы (Корпоративная социальная ответственность:
CSR-1): экономическая, правовая, этическая, филантропическая
Процессы (Корпоративная социальная восприимчивость: CSR-2)
Результаты
Корпоративное гражданство
Корпоративная социальная устойчивость
Менеджмент заинтересованных сторон
Слайд 7КСО И КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Отраслевая концепция (Porter и др.):
Корпоративная
филантропия - конкурентная среда в рамках отраслевого кластера
Ресурсная концепция (Barney
и др.):
Создание, развитие и комбинирование ресурсов, позволяющих реализовать социальную ответственность
Концепция заинтересованных сторон (Post-Preston-Sachs):
Развитие «организационного богатства» через «отношенческие активы»
Слайд 8СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Интегрирует:
Ресурсная концепция
Развитие и поддержание:
+
+
Отраслевая концепция
Концепция общественных
институтов
Ресурсов, способностей, знаний и отношений
поддерживающих совокупные стратегические возможности фирмы и
связанные с ней процессы генерирования ценности заинтересованными сторонами
Рынок
Рынок
Общество
Ресурсы фирмы
Слайд 9 КСО и заинтересованные лица ( stakeholders)
Слайд 10Все заинтересованные стороны могут влиять на конкурентные позиции фирмы в
отрасли
Все заинтересованные стороны могут вносить вклад в уникальные ресурсы и
способности фирмы – источник ее конкурентных преимуществ
Любая заинтересованная сторона способна выступить в качестве социально-политического субъекта, определяющего легитимность фирмы в обществе
Устойчивость фирмы и успех ее стратегии основывается на способности генерировать организационное богатство в долгосрочной перспективе, опираясь на взаимовыгодные отношения с системой заинтересованных сторон
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Слайд 11Корпоративное
гражданство
(1970-е)
Корпоративная
социальная ответственность
(1990-е)
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
(2000-е)
Слайд 12ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ?
Ответственность компании во взаимоотношениях со «стейкхолдерами»
Экологическую ответственность
Ответственность компании перед
обществом в целом
Соответствие компании потребностям настоящего и будущего
Слайд 13Общая социальная ответственность компании
Слайд 14Реакция компании на социальные дилеммы
Слайд 15Корпорация
Корпорация – это юридическое лицо, представляющее собой объединение ради достижения
общих целей физических и/или юридических лиц с долевой формой собственности,
управление которым осуществляется профессиональными управляющими, работающими по найму.
Такая форма организации бизнеса широко распространена в странах с развитой рыночной экономикой.
Слайд 16Социально-ответственная компания
Социально ответственная компания - это компания, действующая по принципам
социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для
нее направлениях (Ассоциация менеджеров России).
Слайд 17Социальная политика
Социальная политика – заявление организации о своих намерениях и
принципах, связанных с её общей социальной результативностью, и являющееся основанием
для установления целевых и плановых социальных показателей.
Слайд 18Социальная активность
Социальная активность проявляется в осуществлении социальных программ, которые отличаются
системным характером, связаны со стратегией развития предприятия и направлены на
достижение общественно полезных целей.
Слайд 19Социальная программа
Социальная программа – это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение
социальных задач.
Направления социальных программ являются:
развитие персонала,
охрана здоровья
и безопасные условия труда,
социально ответственная реструктуризация, природоохранная деятельность и ресурсосбережение,
развитие местного сообщества,
добросовестная деловая практика.
Слайд 20Средства внутрикорпоративной социальной ответственности
Слайд 21Факторы формирования внутрикорпоративной СО
Объективные факторы:
потребность в конкурентоспособном и лояльном
персонале, которая возникает при решении стратегических задач компании в агрессивной
конкурентной среде;
форма собственности;
экономическое положение организации;
стадия жизненного цикла организации;
тип реструктуризации;
строгость государственного контроля;
зрелость системы социального партнерства.
Субъективные факторы:
характеристики руководителей организации (компетентность и стиль управления);
характеристики персонала (сплоченность, лояльность и конкурентоспособность).
Слайд 22Типы компаний
уровень противоправности/безответственности;
уровень законопослушности;
уровень фрагментарности;
стратегический уровень;
уровень
всемерной поддержки общества.
Слайд 24Континуум корпоративной социальной ответственности
Слайд 25Континуум корпоративной социальной ответственности
Слайд 26Континуум корпоративной социальной ответственности
Слайд 27Методологический подход к пониманию КСО
«shareholder model» - модель КСО, в
которой приоритетными являются интересы акционеров
«stakeholder model» - модель КСО, в
которой учитываются интересы широкого круга заинтересованных лиц)
концепция устойчивого развития (Sustainable Development) и корпоративного гражданства (Corporate Citizenship)
Слайд 28Факторы, определяющие границы КСО
Слайд 29Объекты социальной ответственности
бизнес-структуры (работники предприятий, партнеры, инвесторы, кредиторы, клиенты, конкуренты,
бизнес-сообщество);
органы государственной власти;
сообщество (местное сообщество, различные социальные группы,
общественные организации, НКО);
окружающая среда.
Стейкхолдеры - «группы или индивидуумы, которые могут влиять или на которых влияет достижение организационных целей» (Фримен, 1984).
Слайд 30Классификация стейкхолдеров
По характеру институциональной формы: физические лица, юридические лица, финансово-кредитные
учреждения, органы государственной власти, органы государственного управления, органы местного самоуправления,
некоммерческие организации.
По характеру взаимодействия с предприятием: акционеры, сотрудники, менеджмент, кредиторы, потребители, местное сообщество, органы государственной власти и управления.
По степени влияния социальной деятельности: близкие и дальние.
По степени влияния на осуществление социальной деятельности: основные и второстепенные.
В зависимости от степени личного участия в социальной деятельности: активные и пассивные.
В зависимости от принадлежности: внутренние и внешние.
В зависимости от выполняемых функций при реализации социально-ответственного поведения: финансирующие социальную деятельность; организующие или участвующие в организации КСО; покупатели; поставщики.
Слайд 31Основные интересы стейкхолдеров
Акционеры - размер годового дивиденда; повышение стоимости акций;
рост стоимости компании и ее прибыль; колебания цен на акции
Институциональные
инвесторы - размер инвестиций с высоким уровнем риска; ожидание высокой прибыли; сбалансированность их инвестиционного портфеля
Работники - гарантии занятости; уровень реальной заработной платы; условия найма; возможности продвижения по службе; социально-психологический климат
Потребители - желаемые и качественные продукты; приемлемые цены; разнообразие выбора
Дилеры - распространители - послепродажное обслуживание; своевременность и надежность поставок; качество поставляемого продукта (услуги)
Поставщики - стабильность заказов; оплата в срок и по условиям договора
Слайд 32Основные интересы стейкхолдеров
Представители государственной власти - обеспечение занятости; выплата налогов;
соответствие деятельности требованиям закона; поддержка или совместная реализация проектов
Представители
региональной власти - вклад в экономический рост и устойчивое развитие региона; вклад в местный бюджет; поддержка социальной инфраструктуры региона
Социальные и общественные группы - забота об окружающей среде; поддержка местной общественной деятельности
СМИ - получение правдивой и полной информации о деятельности корпоративного образования
Слайд 34Уровни социальной ответственности бизнеса
Слайд 35Модели позиций бизнеса и власти в контексте социальной ответственности
добровольно-принудительная благотворительность
торг
город-комбинат
социальное
партнерство
Слайд 36Формы участия бизнеса в решении социальных проблем сообщества
денежные гранты
благотворительные пожертвования
и спонсорская помощь
социально значимый маркетинг
эквивалентное финансирование
социальные инвестиции
делегирование сотрудников компании
социальный бюджет
Слайд 37Ценности и принципы социальной ответственности организации
Ценности и принципы корпоративной социальной
ответственности – это ряд экономических, социальных и этических критериев суждения
точно установленные, либо подспудно разделяемые всеми членами организации, которые определяют видение и стратегию организации, а также процессы принятия решений на всех уровнях.
Слайд 38Глобальный договор
Глобальный договор система отношений в форме сети, организованной на
базе Бюро Глобального договора и шести учреждений ООН:
- Бюро Верховного
комиссара по правам человека;
- Программы ООН по охране окружающей среды;
- Международной организации труда;
- Программы развития ООН;
- Организации Объединенных Наций по промышленному развитию;
Бюро ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью.
Запуск Российской сети Глобального договора ООН состоялся в апреле 2008 г. в г. Москве при участии Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна.
Глобальный договор призывает деловые круги интегрировать Десять принципов в основную деятельность компаний.
Слайд 3910 принципов Глобального договора
Права человека
Принцип 1. Деловые круги должны оказывать
поддержку и соблюдение прав человека, провозглашенных международным сообществом;
Принцип 2. Обеспечить
свою непричастность к нарушениям прав человека.
Трудовые отношения
Принцип 3. Деловые круги должны поддерживать свободу ассоциаций и признание на деле права на заключение коллективных договоров;
Принцип 4. Выступать за уничтожение всех форм принудительного труда;
Принцип 5. Выступать за полное искоренение детского труда;
Принцип 6. Выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
Слайд 4010 принципов Глобального договора
Охрана окружающей среды
Принцип 7. Деловые круги должны
способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду;
Принцип 8. Предпринимать инициативы,
направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
Принцип 9. Содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.
Противодействие коррупции
Принцип 10. Противодействовать коррупции во всех ее формах, включая вымогательство и взяточничество.
Слайд 43Оценка эффективности системы ксо
Слайд 44Виды эффективности
Результативность = Р/Ц — отношение полученного результата к поставленной
цели.
Экономичность = Р/З — отношение результатов к затратам ресурсов.
Целесообразность = Ц/П — отношение целей к реальным социальным проблемам.
Слайд 45Направления измерения эффективности
Слайд 46Показатели эффективности социальных инвестиций (СИ)
Слайд 47Внутренние социальные инвестиции, оцениваемые с точки зрения социальной среды
Слайд 48Показатели внутренних социальных инвестиций,
оцениваемые с позиции бизнеса
Слайд 49Показатели эффективности внешних социальных инвестиций, (оцениваемые с точки зрения бизнеса)
Слайд 50Показатели оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия
рентабельность хозяйственной деятельности:
рентабельность имущества или
активов
рентабельность оборотных активов
рентабельность производства
финансовая рентабельность:
рентабельность собственного капитала
рентабельность продукции
рентабельность продаж
Слайд 51Матрица показателей оценки социальных инвестиций
Слайд 52Индикаторы «Заботы»
количество (объем):
социальные инвестиции по направлению/среднесписочной численности (тыс. руб./чел.),
качество:
- количество работников, имеющих медицинскую страховку (чел.);
профилактика профзаболеваний,
диспансеризация (тыс. руб./чел.);
санитарно-гигиенические условия труда (тыс. руб./чел.);
количество работников, охваченных социальными пособиями (чел.);
кол-во работников, охваченных пансионатами, санаториями, лагерями (ч.);
программы пов-я квалификации, переподготовки, стипендии (т. руб./чел.);
интенсивность переподготовки и повышения квалификации (частота/среднесписочная численность);
образовательный уровень работников (в % отношении к среднесп.числ.);
открытие корпоративных кредитных линий (тыс. руб./чел.);
развитие корпоративных коммуникаций (тыс. руб./чел.);
наличие профсоюза,(+/-).
Слайд 53Индикаторы «Добросовестности»
Количество (объем):
- объем социальных инвестиций по этому
направлению/количество охваченных ими (тыс. руб./чел.)
Качество:
гарантийный ремонт от общего годового
оборота (%);
возврат (%);
сертификаты качества (их количество);
победы, награды на отраслевых, профессиональных конкурсах (количество наград);
судебные иски потребителей (количество исков);
судебные иски партнеров, конкурентов (количество исков);
участие в программах развития бизнеса, business-to-business (тыс. руб./меропр.);
мероприятия с конкурентами, совместные инициативы (тыс. руб. /меропр.);
Слайд 54Индикаторы «Сопричастности»
Развитие материальной среды:
Количество (объем):
- Социальные инвестиции по
этому направлению/текущие расходы (тыс. руб./тыс. руб.).
Качество:
экономия потребления природных ресурсов
(%);
повторное использование и утилизация отходов (%);
предотвращение загрязнения окружающей среды (количество случаев);
экологическая безопасность производства и перевозок (количество исков);
экологически безопасная продукция (количество экспертиз);
акции по озеленению и благоустройству (тыс. руб);
отсутствие штрафов, судебных исков;
отсутствие ЧП, аварий;
Слайд 55Индикаторы «Сопричастности»
участие в поддержке и развитии инфраструктуры территории размещения (тыс.
руб./меропр.);
соглашение с органами власти о стратегическом развитии территории (тыс.
руб./меропр.);
сохранение и развитие ЖКХ (тыс. руб./меропр.);
грамоты, благодарности, полученные от органов государственной власти (колич.).
грамоты, благодарности, полученные от общественных организаций (колич.).
частно-государственное партнерство (количество договоров или финансовый объем).
Социальное и гуманитарное развитие:
поддержка социально незащищенных групп населения (тыс. руб./чел.);
поддержка детства и юношества (тыс. руб./чел.);
поддержка сферы культуры и искусств (тыс. руб./чел.).
Слайд 56Индикаторы «Успеха»
Известность и узнаваемость — рост материалов в СМИ —
колич. публикаций, их объем (%);
негативное отношение ( — снижение в
%);
позитивное отношение ( — рост в %);
рост реализации (объема продаж), рентабельность, уровень рентабельности, др. показатели.
Слайд 57Международные стандарты корпоративной социальной ответственности
AA 1000
GRI
SA 8000 ( «Социальная
защита»)
DJSI
Bench Marks
CPI
CRA
CRT
EII
FTSE
EFQM
SI
Слайд 58Российский стандарт корпоративной социальной ответственности ВОК-КСО-2007
Требования стандарта включают: социальные права
персонала, социальные гарантии персонала, качество продукции, услуг и работ, охрана
окружающей среды, экономное расходование ресурсов, поддержка местного сообщества, менеджмент социальной деятельности
Стандарт соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании»
Слайд 59Менеджмент в области социальной ответственности
Миссия– это официально сформулированная позиция компании
в отношении своей социальной политики.
Кодекс поведения – это формальное
изложение ценностей и принципов деловых отношений компании, а иногда и ее поставщиков и бизнес-партнеров.
Слайд 60Менеджмент в области социальной ответственности
формулирование стратегических целей
оперативное управление:
- создание специальной
структуры управления (комитетов по социальной ответственности и/или этике при совете
директоров),
- программы обучения сотрудников и бизнес-партнеров,
- проведение социальных программ,
- проведение оценки социальных программ компаний и доведении достигнутых результатов до широкого круга заинтересованных лиц.
Социальная программа - добровольно осуществляемая компанией деятельность в социальной, экономической и экологической сферах, которая носит системный характер, связана с ее миссией и стратегией развития и направлена на удовлетворение запросов различных заинтересованных в ее деятельности сторон.
Слайд 61Корпоративная социальная отчетность
Корпоративная социальная отчетность – это публичная отчетность, разрабатываемая
компанией для внутренних и внешних стейкхолдеров.
Слайд 62Основные направления социальных программ
• развитие персонала;
• охрана здоровья и безопасные
условия труда;
• социально ответственная реструктуризация;
• природоохранная деятельность и ресурсосбережение;
• развитие
местного сообщества;
• добросовестная деловая практика.
Слайд 63ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ: ПРИМЕР CAUX ROUND TABLE
CRT: Международная организация лидеров бизнеса,
созданная в 1986 г. в Ко (Швейцария) с целью выработки
правил этичного ведения международных операций и развития социально-ответственных отношений между компаниями США, Японии и Западной Европы
ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА (1994)
МОДЕЛЬ САМООЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ “ARCTURUS” (2002)
Слайд 64ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
Общие принципы:
1. От акционеров к заинтересованным сторонам
2. Экономическое
и социальное воздействие бизнеса
3. От буквы закона к духу доверия
4.
Поддержка многосторонней торговли
5. Уважение к правилам
6. Уважение к окружающей среде
7. Отказ от незаконных операций
Слайд 65ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
Принципы отношений с заинтересованными сторонами:
1. Потребители
2. Работники
3. Собственники/Инвесторы
4.
Поставщики
5. Конкуренты
6. Сообщества
http://www.cauxroundtable.org
Слайд 67
(1)Опрос высшего руководства
(49 Вопросов)
(A)CEO и высшие менеджеры
(B)Совет директоров
(2)Вся система (275 Вопросов)
(C)CEO~Работники
CТРУКТУРА ОПРОСА МОДЕЛИ
ARCTURUS
Слайд 68РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ 48 ЯПОНСКИХ И 38 РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Яп/Рос
Яп/Рос Яп/Рос
Яп/Рос Яп/Рос Яп/Рос Яп/Рос Яп/Рос
Слайд 70ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ “ПРИНЦИПОВ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА”/ARCTURUS
Может использоваться в любых компаниях
Сопоставим
с международными и российскими стандартами
Доводит КСО до каждого “рабочего места”
Требует адаптации
Принципы слишком “патетичны”
Отсутствует “государство” (бюрократия) как заинтересованная сторона
Неясна трактовка “сообщества”
Слайд 71Процесс менеджмента корпоративной социальной ответственности
модель систем менеджмента качества «Plan-Do-Check-Act» (План
– Действие – Контроль – Отчет)
Слайд 72Процесс менеджмента корпоративной социальной ответственности
Слайд 74Гарантия (верификация)
Верификация – это внутренняя оценка специфических принципов и стандартов,
качества отчетов и систем, процессов и компетенций, которые представляют общую
информацию и поддерживают отчетность исполнительской работы организации.
Подход к верификации стандарта Q-RES основан на модели по принципу системы менеджмента качества – ISO, которая может быть сертифицирована третьей независимой организацией.
Подход к верификации стандарта VMS основывается на процессе саморегулирования.
Стандарт АА 1000 включает специализированный «стандарт верификации» (Стандарт верификации АА 1000), который касается сути корпоративных ценностей и ориентации.
Слайд 75Механизмы реализации КСО
Социально-корпоративные технологии - система согласованного взаимодействия работодателей и
наемных работников в рамках совместной производственной деятельности, представляющая собой совокупность
методов управления экономическим, профессиональным и общественным поведением участников корпоративных объединений, направленных на достижение совместных общественно значимых целей.
Разработка внутрифирменного механизма мотивации труда,
Разработка внутрифирменного механизма мотивации социальной деятельности работников предприятия,
Обучение сотрудников принципам социальной ответственности бизнеса,
«Экономика участия».
Слайд 76Механизмы реализации КСО
Социальное инвестирование – это стратегия инвестирования, заключающаяся не
только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных
целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм.
непосредственные инвестиции в человека (воспитание, обучение, здравоохранение),
форма социально-ответственного инвестирования (в экологически чистые бизнес-проекты; работа с партнерами, имеющими высокую деловую репутацию и т.п.).
Слайд 77Механизмы реализации КСО
Социальный маркетинг - это изучение и формирование потребностей
покупателей и удовлетворение их более эффективными методами, чем конкуренты, при
условии повышения благосостояния всех членов общества;
Социальный маркетинг -вид маркетинга, заключающийся в разработке, реализации и контроле социальных программ.
Цели:
- достижение согласия между производителями и потребителями по поводу реализации качественной, безопасной продукции;
- повышения уровня продаж и укрепление имиджа предприятия за счет повышения лояльности потребителей к его продукции;
- повышение уровня интеллектуального капитала предприятия путем использования социальных программ развития персонала;
- укрепление трудовой дисциплины, снижение текучести кадров путем предоставления сотрудникам полного «социального пакета».
Слайд 78Разновидности социального маркетинга
образовательный маркетинг
маркетинг в сфере здравоохранения
спортивный маркетинг
религиозный маркетинг
маркетинг социальных
объектов (личностей и организаций)
маркетинг идей и социальных программ
маркетинг стимулирования социальной
активности
маркетинг в сфере культуры
экологический («зеленый») маркетинг
благотворительный маркетинг
Слайд 79Образовательный маркетинг
концепция регулирования рынка образовательных услуг, взаимоотношений
между производителями и потребителям таких услуг, а также государством, регулирующие
условия деятельности ВУЗов, и отраслями народного хозяйства, потребителями услуг системы высшего образования, основанные на изучении спроса на соответствующие услуги и его эффективного удовлетворения в интересах молодежи, отраслей народного хозяйства, государства в целом.
Слайд 80Маркетинг в сфере здравоохранения
это концепция регулирования рынка медицинских
услуг, направленная на изучение спроса в количестве и качестве необходимых
населению услуг и их эффективного удовлетворения.
Слайд 81Спортивный маркетинг
это концепция регулирования спортивного рынка профессионального
рынка и спорта высших достижений, основанная на рыночном подходе формирования
и продвижения на рынке спорта специальных спортивных продуктов (спортивных соревнований, товаров, зрелищных и спонсорских мероприятий и др.), потребителями которых выступают в первую очередь спортсмены и зрители.
Слайд 82Религиозный маркетинг
это концепция регулирования религиозного рынка, основанная
на маркетинговом подходе, использующая разнообразные средства, методы и технологии для
достижения поставленных перед подобной деятельностью целей продвижения религиозных идей, традиций и обрядов.
Слайд 83Маркетинг социальных субъектов (личностей и организаций)
Маркетинг личности – разновидность
маркетинга социальных субъектов, нацеленная на формирование или изменение отношения населения,
потребителей, групп общественности к определенным лицам (личностям).
Маркетинг организации - направлен на создания, поддержания, продвижения «образа» определенной организации. Здесь речь идет, безусловно, о создании и продвижении имиджа, репутации, фирменного стиля соответствующей организации, занимающейся социальным маркетингом (политической партии, общественной организации, благотворительного фонда и пр.)
Слайд 84Маркетинг идей и социальных программ
это эффективный, современный подход
к «продвижению» в обществе идей, ценностей, установок, программ, преодоления сложившихся
негативных стереотипов.
Слайд 85Маркетинг стимулирования социальной активности
Одной из наиболее актуальных
в современных условиях развития России является проблема стимулирования социальной активности
людей, в частности, такой ее важной составляющей, как гражданская активность.
Слайд 86Маркетинг в сфере культуры
это формирование и удовлетворение
спроса в так называемом «пространстве свободного времени» или пространстве досуга.
рынки культуры – это производство и потребление «символов» и «ценностей», удовлетворяющих «высокие» нематериальные потребности.
Слайд 87Примеры маркетинга в сфере культуры
Организационная структура
российского Государственного Эрмитажа состоит из трех отделов:
отдел развития (3
сотрудника)
отдел развития (5 сотрудников)
служба гостеприимства (27 сотрудников)
и пресс-служба (4 сотрудника)
Понятно, что первая из них «зарабатывает» на привлечение благотворительных и спонсорских средств, организации предпринимательской деятельности на территории музея. Служба гостеприимства выполняет функции информационного обслуживания посетителей, организует работу киосков и кафе, предоставляет фото- и видеоуслуги.
Слайд 88Примеры экологического («зеленого») маркетинга
The Body Shop (английская компания, основанная в
1976 году), первая заявившая о том, что товары, производящиеся и
продающиеся этой компанией, не испытываются на животных. Это был не просто удачный маркетинговый ход - провозглашенный принцип лег в основу общей стратегии компании, которая и по сей день использует только натуральные компоненты в своей косметике, не тестирует продукцию на животных, проводит постоянные экологические программы и программы в защиту животных.
Слайд 89БАЙКАЛ - НЕ РАЗМЕННАЯ МОНЕТА!
Международная компания Greenpeace
со своей программой по защите озера Байкал, является антипримером для
целлюлозно-бумажного комбината.
Слайд 90Благотворительный маркетинг
определяется как совокупность мер, направленных на эффективное решение
социально значимых проблем и получение внешней поддержки
Фандрайзинг – привлечение спонсорских
финансовых средств на осуществление конкретной программы, систематическая и направленная деятельность организаций, включающая такие способы привлечения средств, как обращение за грантами, организация благотворительных мероприятий, сбор пожертвований и т.д.
Слайд 91Примеры благотворительного маркетинга
Компания American Express, которая по
собственной инициативе объявила о том, что каждые 10 центов с
любой клиентской операции по картам будут направляться в специальный фонд на реставрацию статуи Свободы. Всего за четыре месяца было набрано 1,7 млн долларов, при этом количество использованных карточек выросло почти на треть, а количество обращений за новыми картами - почти в два раза.
Слайд 92АНО ПМСО «Урал-Сервис»
Шефская (волонтерская) работа на социально-значимых объектах Пермского
края и г.Перми:
Центр «Мост любви» (ЦЭС «Защита»)
Центр «Домик на
Пушкина» (ЦЭС «Защита»)
ГКУ СОН «Центр комплексной реабилитации инвалидов»
ПОБО «Хоспис». Информационный онкологический центр.
ГКОУ «Коррекционный детский дом № 2» г. Перми
ГКУ СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Свердловского района г. Перми»
ГКУ Муниципальный центр помощи детям «Вера»
Социально-культурный центр Пермского регионального отделения Всероссийского общества глухих
Муниципальная общественная организация защиты животных «Доброе сердце»
Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение «Школа-интернат № 1» VIIвида
ГСК ОУ «Школа-интернат для неслышащих детей»
МООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат № 5»
ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа № 3 г . Перми»
МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 387»
Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом Надежды»
ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей»
Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по Пермскому краю
Слайд 93АНО ПМСО «Урал-Сервис»
Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский Бахаревский женский монастырь
Белогорский Свято-Николаевский мужской
православно-миссионерский монастырь (Кунгурский район) – волонтерские лагеря
Музей ГУЛАГа «Пермь-36» (Чусовской
район) – волонтерские лагеря
Работа с домом-музеем Пастернака и музей Хохловка.
Слайд 94
Пермский театр «Театр у Моста»
Финансовая поддержка:
Генеральный партнер:
Лукойл - Пермнефтеоргсинтез
Официальный партнер: Торговый дом «Дедал»
Компания «Д.К.Ф.», «Предприятие В-1336»,
Фирма «Водяной», сеть специализированных магазинов «УРАЛКЕРАМИКА», группа предприятий «АЛЬФА», И.П. Большаков (В.Курья), Промышленная строительная группа «КАМЕННЫЙ ВЕК», Пермский Лакокрасочный завод, ООО «Росинка»
Информационная поддержка:
Генеральный медиа-партнер: Наше радио
Интернет-партнер: Gamburger
радиокомпания: Ностальжи
Телекомпании: «Урал-Информ ТВ», «Рифей-Пермь».
Газеты: «Дело & Ко», «Пермский обозреватель», «Пермские новости», «АиФ – Прикамье», «Нива»
Журналы: «Выбирай»
Сайты: PROperm, Afisha59.ru, Afishi.ru, prm.ru,
Молодежный интернет-портал: Все Свои и пр.
Слайд 95Лидеры корпоративной благотворительности в России
Слайд 96Ranking «Корпоративной несправедливости» (2010 г.)
Слайд 97Ranking«Корпоративной несправедливости» (2010 г.)
Слайд 98Социальная ответственность бизнеса в России
Исторические и географические особенности: огромная территория;
удаленность населенных пунктов друг от друга; концентрация капитала в наиболее
неосвоенных и климатически сложных регионах страны; преобладание моногородов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию; «разваливающаяся» социальная инфраструктура.
Особенности, связанные с менталитетом: высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения; традиции трудовых взаимоотношений – жесткая привязка работника к организации наличием «своих» социальных учреждений при низкой оплате труда; привычка оценивать работника по его лояльности к власти; неадекватное отношение прессы к усилиям компаний по поддержке общества.
Слайд 99Социальная ответственность бизнеса в России
Особенности, связанные с социальной и политической
ситуацией в стране:
высокий уровень бедности в регионах;
огромное количество
и большой разброс социальных проблем на территориях;
отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем (наркомании, бездомности, проблемы СПИДа);
давление местных властей, вынуждающих компании выделять ресурсы не на те программы, которые связаны с нуждами и интересами компании, а на приоритеты (а иногда и причуды) местных властей;
коррупция на всех уровнях государственной власти.
Слайд 100Основные причины внедрения концепции социальной ответственности на предприятии в России
улучшение
имиджа и отношений с властями,
возможность улучшения отношений с местным
общественным мнением,
возможность улучшения взаимодействия с целевыми рынками,
личная симпатия к организациям-объектам поддержки и работающим в них людям.
В России компании выносят на первый план в социальной ответственности разовые проекты (как инструмент управления репутацией).
Слайд 101СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в Росси: ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ
Слайд 102Характеристика социальной активности российского бизнеса
Слайд 103Социальная ответственность и малые предприятия
средние и малые предприятия (СМП) гораздо
менее мобильны,
у СМП больше связей с местной гражданской и культурной
средой, они в большей степени учитывают местные риски.
СМП:
больше внимания уделяют экологическим аспектам своей деятельности, чем социальным или экономическим.
обычно уделяют много внимания какому-то одному аспекту социальной ответственности;
больше внимания уделяют социальным программам, если имеют большую сеть контрагентов;
осуществляют виды экономической деятельности с большими потенциальными экологическими опасностями или с большим использованием интеллектуального капитала.
Слайд 104Особенности социальных отчетов российских компаний
Большинство российских компаний не раскрывают должным
образом информацию по вопросам корпоративного управления.
Число российских компаний, внедряющих
практику подготовки социальных отчетов, ежегодно растет.
Лидеры нефинансовой отчетности - корпорации наиболее успешно развивающихся отраслей, занимающие верхние строчки рейтингов.
В рейтинге стран, пропагандирующих социальную отчетность, Россия занимает предпоследнюю строчку.
Слайд 105Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний, 2010 г.
Слайд 106Примеры внедрения социально-ориентированных технологий
ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» освоила новые методы взаимодействия с
территориями деятельности – это социальное проектирование и социальные инвестиции. Основным
форматом социального проектирования является Конкурс социальных и культурных проектов, проводимый компанией ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на территориях деятельности с 2002 г.
Результатом Конкурса стало интенсивное вовлечение населения в проектную деятельность. Инновационный метод конкурсного финансирования позволил в новых жестких условиях бюджетного финансирования продвигать новые пути развития территории.
Слайд 107Примеры внедрения социально-ориентированных технологий
ОАО «Газпром» проводит программу по переводу корпоративного
транспорта на использование газа в качестве моторного топлива.
Примером инновационных
типов программ стала программа развития системы образования и стимулирования научных разработок.
Активно распространяются программы стипендиальной поддержки талантливых студентов и преподавателей вузов.
Проводятся конкурсы, присуждаются гранты на реализацию научных разработок.
Слайд 108
ОАО «Газпром нефть» в области социализации бизнеса ( 2011г)
Социальные программы
социально
экономическое развитие регионов, внешние социальные инвестиции;
охрана окружающей среды и ресурсосбережение;
корпоративные
коммуникации и социальный маркетинг
социальные программы, адресованные персоналу компании;
762 млн. руб
580,2 млн. руб.
630 млн. руб.
Слайд 109ОАО «Газпром нефть» в области социализации бизнеса
«Газпром — детям»
Программа «Газпром — детям»
является всероссийской. Она охватывает 69 регионов страны. В ее реализации задействованы 40 дочерних обществ
и организаций «Газпрома», а также региональные газовые компании, входящие в структуру «Газпром межрегионгаза».
Слайд 110ОАО «Газпром нефть» в области социализации бизнеса
Поддержка культурных
проектов
1.
Созвездие России
Слайд 111ОАО «Газпром нефть» в области социализации бизнеса
Поддержка спорта
«Газпром» открыл в Санкт-Петербурге
шесть физкультурно-оздоровительных комплексов
Спорт для чемпионок
Слайд 112ОАО «Газпром нефть» в области социализации бизнеса
Газпром — студентам
2010 Томск и Сахалин
2009
Геленджик
2008 Оренбург
2007 Ямбург
Слайд 113Системное взаимодействие со стейкхолдерами –
основа устойчивого развития компании Северсталь
местные
сообщества
конкуренты
некоммерческий
сектор
трудовой
коллектив
экология,
окружающая
среда
акционеры,
инвестиционное
сообщество
Слайд 114Корпоративная социальная ответственность на Северсталь
Приоритеты:
Промышленная безопасность и защита окружающей среды
Развитие
и социальная поддержка персонала
Содействие социально-экономическому развитию регионов присутствия компании
Слайд 115Примеры внедрения социально-ориентированных технологий
В результате взаимодействия Холдинговой компании «ИНТЕРРОС» с
местными, региональными, федеральными органами государственного управления создано партнёрство, целью которого
является реализация проекта «Большой Эрмитаж», предполагающего создание в здании Главного штаба уникального по масштабам культурного центра.
Слайд 116Примеры внедрения социально-ориентированных технологий
ОАО «Татнефть» вкладывает значительные средства в обучение
и развитие работников, обеспечение безопасных условий их труда, поддержание здорового
образа жизни, в сооружения, обеспечивающие высшую степень защиты окружающей среды от вредных воздействий производственных мощностей.
Слайд 117Зарубежный опыт
Shell совместно с ЮНИСЕФ и Коалицией таиландского бизнеса финансирует
профилактические анти-СПИД мероприятия для работников своих бензозаправок в Таиланде.
в Бразилии
концерн Volkswagen, что позволило снизить издержки на ликвидацию последствий СПИДа на 40%, а количество госпитализирующихся сотрудников на 90%.
Компания Placer Dome совместно с Rio Tinto и другими добывающими компаниями сформировала Мировой альянс регионального здравоохранения (World Alliance for Community Helth)
«Канадский королевский банк» еженедельно проводит для начинающих предпринимателей бесплатный бизнес-курс.
Слайд 118Зарубежный опыт компании Unilever:
1. Проведение и спонсорская поддержка локальных,
всероссийских и международных культурных мероприятий.
2. Чествование ветеранов, спонсирование мероприятий, приуроченных
ко Дню Победы.
3. Долгосрочная спонсорская поддержка мероприятий для прессы.
4. Спонсорская поддержка спортивно-оздоровительных мероприятий для детей и взрослых.
5. Программы по улучшению здоровья.
6. Оказание благотворительной помощи.
«Макдоналдс» активно поддерживает различные благотворительные программы в 118 странах, где открыты рестораны компании
Слайд 119Устойчивое развитие
компании
Unilever Sustainability Plan
Слайд 121По итогам 2010 года:
Новый дизайн бутылки шампуня Suave позволил сэкономить
100 МИЛЛИОНОВ пластиковых бутылок за 4 года
В каждой обновленной упаковке
дезодорантов Rexona, Sure и Dove используется на 18% МЕНЬШЕ пластика
Маленькие действия. Большие перемены.
Слайд 122По итогам 2010 года:
Было охвачено
70 чайных плантаций и
38
000 мелких фермеров
Были обеспечены хорошие условия работы для 175 000
чайных плантаторов, что поспособствовало сбережению водных ресурсов и защите дикой природы.
Слайд 123По итогам 2010 года:
Благодаря программе
Lifebuoy’s hygiene
Число острых респираторных заболеваний
сократилось - на 20%, количество пропусков школьных занятий сократилось на
40%.
Маленькие действия. Большие перемены.
Слайд 125По итогам 2010 года:
В период с 1995 по 2010 гг.,
выбросы углекислого газа
сократились на 40%
На 65% снижено потребление
воды
заводами компании
Маленькие действия. Большие перемены.
Слайд 126Toyota и её политика КСО
сфера экологии и природопользования
программы, связанные с безопасностью на автомобильных
дорогах
благотворительная и спонсорская деятельность
Слайд 127Toyota и её политика КСО
сфера экологии и природопользования
«Зелёная» программа Toyota
Эковождение
Не возите в машине
лишний груз
Планируйте свой маршрут заранее и придерживайтесь его
Избегайте поездок на автомобиле на короткие расстояния
Слайд 128Toyota и её политика КСО
программы, связанные с безопасностью на автомобильных дорогах
пропаганда по использованию
ремней безопасности
Слайд 129Toyota и её политика КСО
благотворительная и спонсорская деятельность
Тойота выступает официальным
спонсором Континентальной хоккейной лиги
Слайд 131Корпоративная ответственность в компании 3М
Слайд 132Корпоративная ответственность в компании 3М
Слайд 133Корпоративная ответственность в компании 3М
Слайд 134Корпоративная ответственность в компании 3М
Слайд 135Корпоративная ответственность в компании 3М
Слайд 136Рекомендации по развитию корпоративной социальной ответственности бизнеса в России
внедрение бизнесом
КСО как одного из направлений социальной поддержки персонала, а также
наиболее нуждающихся групп населения.
КСО крупного и среднего бизнеса следует осуществлять с использованием комплексного подхода по трем группам показателей: экономика, экологическая политика и социальная политика.
Для отражения КСО малого бизнеса можно использовать узкий подход по социальной отчетности в форме перечня мероприятий и проектов по развитию собственного персонала и поддержки местного социального развития.
Слайд 137Рекомендации по развитию корпоративной социальной ответственности бизнеса в России
Отчетность по
КСО по международным стандартам целесообразна в условиях активизации выхода российского
бизнеса на международные фондовые рынки.
Отчетность по КСО должна внедряться на принципах добровольности, сознательности социальной ориентированности бизнеса.
Органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями развить законодательные аспекты поддержки КСО.
Необходимо активно поддерживать международный обмен опытом в области КСО.
Слайд 138Критика программ КСО
Отвлечение внимания общественности
Коммерческие преимущества (в виду повышения
репутации)
Слайд 139Рейтинг социально ответственных компаний, действующих на территории США
Слайд 140Рейтинг социально ответственных компаний, действующих на территории США
Слайд 141Рейтинг социально ответственных компаний, действующих на территории США
Слайд 142Рейтинг социально ответственных компаний, действующих на территории США
Слайд 143Рейтинг российских социально и экологически ответственных компаний
Слайд 144Рейтинг российских социально и экологически ответственных компаний
Слайд 145Рейтинг российских социально и экологически ответственных компаний
Слайд 146ДИХОТОМИЯ – ОСНОВА СТРАТЕГИЙ ТНК?
Удовлетворение запросов рынка/ потребителей (Т.Питерс).
Приверженность стратегическому
видению( Хамел, Прахалад)l
Лидер на рынке (Фостер, Сенге, Карлоф)).
Рациональный подход на
цифрах и фактах (Акофф).
Экономические реалии. (Бизнесмен должен максимизировать прибыль – Фридман, Милтон)
Централизация принятия решений
Отраслевой подход ( Портер)
Гомогенность
Опережение соперников, силы конкуренции в отрасли (М.Портер)
Преследователь
Гибкость в тактических действиях
Интуиция, творческое мышление (Г.Минтсберг)
Социальная ответственность. (Обязанность бизнесмена - служить обществу). Гюлленхаммер, Пригожин)
Децентрализация, локализация, построение сетей ( Виссема)
Cистемный подход ( Ансофф, Гвишиани, Щедровицкий)
Гетерогенность