Слайд 1Церковь
и государство
в XVII веке
Слайд 2Причины церковной реформы
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и
обрядов;
Русские церковные обряды отличались от греческих;
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие
текстов.
Слайд 3Два пути исправления церковных книг
По греческим подлинникам
Сторонник: патриарх Никон
Причина: стремление
сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием
По
древнерусским книгам
Сторонник: протопоп Аввакум
Причина: со времени введения на Руси православия в греческой церкви были реформы, были отличия от византийских и древнерусских образцов
Слайд 4Патриарх Никон
1605 – 1681 гг.
В миру – Никита Минин. Выходец
из семьи мордовского крестьянина. Патриархом стал в 1652 г. Отличался
непреклонным, решительным характером. Обладал влиянием на царя Алексея Михайловича Романова. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Пытался вмешиваться в дела государства . Выдвинул лозунг «священство выше царства», что вызвало разрыв с царем. В 1658 г. оставил патриаршество. Церковный собор 1666-67 г. снял с него сан патриарха, Никон был сослан на Север.
Слайд 5В.О. Ключевский о патриархе Никоне
Из русских людей XVII века я
не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Это – довольно
сложный характер. В спокойное время, в ежедневном обиходе от был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив… За ожесточение в борьбе его считали злым, но его тяготила вражда и он легко прощал врагам. Благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. Он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто. В заточении он принялся лечить больных и послал царю список излеченных…
Слайд 6Патриарх Никон исправляет церковные книги
В 40-е гг. XVII в. в
Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», состоявший из видных представителей
духовенства. Они исправляли ошибки в книгах и стремились к исправлению нравов священников. В него входили и Никон, и протопоп Аввакум.
Слайд 7Содержание реформы:
До реформы
Крещение двумя перстами
Земные поклоны
Двукратное пение «Алилуйя»
Движение верующих мимо
алтаря по солнцу
Имя Христа - Исус
После реформы
Крещение тремя перстами
Поясные поклоны
Троекратное
пение «Алилуйя»
Движение верующих мимо алтаря против солнца
Имя Христа - Иисус
Слайд 8Реакция на реформу:
Раскол церкви на господствующую и старообрядческую:
«старообрядцы» – противники
Никона, отказавшиеся признавать проведенные реформы. На церковных соборах 1654 г.
и 1656 г. обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Прокляты церковным собором 1666 – 1667 гг. Жестоко преследовались и церковью, и правительством. Скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала, создавали скиты, продолжая придерживаться старых обрядов. Частыми были случаи самосожжения.
Лидер – протопоп Аввакум.
Слайд 9Протопоп Аввакум
1620 – 1682 гг.
Глава старообрядчества и идеолог раскола в
православной церкви. Протопоп (старший православный священник), писатель, член «кружка ревнителей
благочестия». Выступил против реформ Никона. В 1653 г. с женой и детьми выслан в г. Тобольск, в 1664 г. – в Мезень, в 1667 г. – в Пустозерск, где провел 14 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. по царскому указу сожжен «за хулу на царский дом». Автор «Жития Аввакума, написанного им самим».
Слайд 10Сожжение протопопа Аввакума и других раскольников
Слайд 11Житие протопопа Аввакума,
им самим написанное
Слайд 12… Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою,
в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мата –
Мария, инока Марфа.
… А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, - по се время сот с пять или с шесть будет. Не почивая, аз грешный, прилежа во церквах, и в домех, и на рпспутиях, по градом и селам…
Сволокся к Москве. И тут пожил немного, - только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, - и пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, - были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватив меня, на лошеди умчали в мое дворишко. Духовнику Стефану показался, и он на меня учинился печален: на што –де церковь соборную покинул?
…Меня взяли… на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж рассветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, и сидел три дни, ни ел, ни пил…
…Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. Протопопица младенца родила, больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцать волокли телегами и водою и саньми половину пути.
Слайд 13Восстание в Соловецком монастыре
1668 – 1676 гг.
Монахи не приняли реформы
Никона. Монастырь выдерживал осаду царских войск 8 лет. Последние два
года монастырь штурмовали ежедневно. Монастырь пал только после того, как один из монахов-перебежчиков показал потайной ход. Монахов пытали и казнили, обитель была разграблена.
Слайд 14Социальный состав раскольников:
Духовенство
Посадские люди и купечество (причина – недовольство ликвидацией
«белых слобод»)
Крестьяне (недовольство закрепощением)
Представители знати (боярыня Морозова, княгиня Урусова)
Слайд 16«Священство» и «царство»
Патриарх Филарет (отец Михаила Романова) – сильное влияние
церкви на власть.
Патриарх Никон, попытка восстановить этот порядок.
Священство выше царства,
поскольку представляет Бога, а светская власть – от Бога
Разрыв царя Алексея Михайловича с Никоном в 1658 г.
1666 – 1667 г. – собор с участием патриарха александрийского и патриарха антиохийского, лишение Никона патриаршего сана.
Никон заключен в монастырскую тюрьму, умер в 1681 г.
Слайд 17Итоги и значение раскола:
Деление церкви на господствующую и старообрядческую ослабило
церковь
Вопрос о приоритете церкви и государства решен в пользу государства:
при Петре I патриаршество было ликвидировано, церковь подчинена государству;
Снизилось политическое и идеологическое значение церкви.