Разделы презентаций


Церковь и государство в XVII веке

Содержание

Причины церковной реформыЦентрализация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов;Русские церковные обряды отличались от греческих;Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Церковь и государство в XVII веке

Церковь  и государство  в XVII веке

Слайд 2Причины церковной реформы
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и

обрядов;
Русские церковные обряды отличались от греческих;
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие

текстов.
Причины церковной реформыЦентрализация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов;Русские церковные обряды отличались от греческих;Распространение книгопечатания

Слайд 3Два пути исправления церковных книг
По греческим подлинникам
Сторонник: патриарх Никон
Причина: стремление

сделать Москву центром мирового православия требовало сближения с греческим православием
По

древнерусским книгам
Сторонник: протопоп Аввакум
Причина: со времени введения на Руси православия в греческой церкви были реформы, были отличия от византийских и древнерусских образцов
Два пути исправления церковных книгПо греческим подлинникам	Сторонник: патриарх НиконПричина: стремление сделать Москву центром мирового православия требовало сближения

Слайд 4Патриарх Никон
1605 – 1681 гг.
В миру – Никита Минин. Выходец

из семьи мордовского крестьянина. Патриархом стал в 1652 г. Отличался

непреклонным, решительным характером. Обладал влиянием на царя Алексея Михайловича Романова. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Пытался вмешиваться в дела государства . Выдвинул лозунг «священство выше царства», что вызвало разрыв с царем. В 1658 г. оставил патриаршество. Церковный собор 1666-67 г. снял с него сан патриарха, Никон был сослан на Север.
Патриарх Никон1605 – 1681 гг.В миру – Никита Минин. Выходец из семьи мордовского крестьянина. Патриархом стал в

Слайд 5В.О. Ключевский о патриархе Никоне
Из русских людей XVII века я

не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Это – довольно

сложный характер. В спокойное время, в ежедневном обиходе от был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив… За ожесточение в борьбе его считали злым, но его тяготила вражда и он легко прощал врагам. Благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. Он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто. В заточении он принялся лечить больных и послал царю список излеченных…
В.О. Ключевский о патриархе НиконеИз русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона.

Слайд 6Патриарх Никон исправляет церковные книги
В 40-е гг. XVII в. в

Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», состоявший из видных представителей

духовенства. Они исправляли ошибки в книгах и стремились к исправлению нравов священников. В него входили и Никон, и протопоп Аввакум.
Патриарх Никон исправляет церковные книгиВ 40-е гг. XVII в. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», состоявший

Слайд 7Содержание реформы:
До реформы
Крещение двумя перстами
Земные поклоны
Двукратное пение «Алилуйя»
Движение верующих мимо

алтаря по солнцу
Имя Христа - Исус
После реформы
Крещение тремя перстами
Поясные поклоны
Троекратное

пение «Алилуйя»
Движение верующих мимо алтаря против солнца
Имя Христа - Иисус
Содержание реформы:До реформыКрещение двумя перстамиЗемные поклоныДвукратное пение «Алилуйя»Движение верующих мимо алтаря по солнцуИмя Христа - ИсусПосле реформыКрещение

Слайд 8Реакция на реформу:
Раскол церкви на господствующую и старообрядческую:
«старообрядцы» – противники

Никона, отказавшиеся признавать проведенные реформы. На церковных соборах 1654 г.

и 1656 г. обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Прокляты церковным собором 1666 – 1667 гг. Жестоко преследовались и церковью, и правительством. Скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала, создавали скиты, продолжая придерживаться старых обрядов. Частыми были случаи самосожжения.
Лидер – протопоп Аввакум.
Реакция на реформу:Раскол церкви на господствующую и старообрядческую:«старообрядцы» – противники Никона, отказавшиеся признавать проведенные реформы. На церковных

Слайд 9Протопоп Аввакум
1620 – 1682 гг.
Глава старообрядчества и идеолог раскола в

православной церкви. Протопоп (старший православный священник), писатель, член «кружка ревнителей

благочестия». Выступил против реформ Никона. В 1653 г. с женой и детьми выслан в г. Тобольск, в 1664 г. – в Мезень, в 1667 г. – в Пустозерск, где провел 14 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. по царскому указу сожжен «за хулу на царский дом». Автор «Жития Аввакума, написанного им самим».
Протопоп Аввакум1620 – 1682 гг.Глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви. Протопоп (старший православный священник), писатель,

Слайд 10Сожжение протопопа Аввакума и других раскольников

Сожжение протопопа Аввакума и других раскольников

Слайд 11Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Житие протопопа Аввакума,   им самим написанное

Слайд 12… Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою,

в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мата –

Мария, инока Марфа.
… А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, - по се время сот с пять или с шесть будет. Не почивая, аз грешный, прилежа во церквах, и в домех, и на рпспутиях, по градом и селам…
Сволокся к Москве. И тут пожил немного, - только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, - и пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, - были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватив меня, на лошеди умчали в мое дворишко. Духовнику Стефану показался, и он на меня учинился печален: на што –де церковь соборную покинул?
…Меня взяли… на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж рассветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, и сидел три дни, ни ел, ни пил…
…Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. Протопопица младенца родила, больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцать волокли телегами и водою и саньми половину пути.
… Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник

Слайд 13Восстание в Соловецком монастыре
1668 – 1676 гг.
Монахи не приняли реформы

Никона. Монастырь выдерживал осаду царских войск 8 лет. Последние два

года монастырь штурмовали ежедневно. Монастырь пал только после того, как один из монахов-перебежчиков показал потайной ход. Монахов пытали и казнили, обитель была разграблена.
Восстание в Соловецком монастыре1668 – 1676 гг.Монахи не приняли реформы Никона. Монастырь выдерживал осаду царских войск 8

Слайд 14Социальный состав раскольников:
Духовенство
Посадские люди и купечество (причина – недовольство ликвидацией

«белых слобод»)
Крестьяне (недовольство закрепощением)
Представители знати (боярыня Морозова, княгиня Урусова)

Социальный состав раскольников:ДуховенствоПосадские люди и купечество (причина – недовольство ликвидацией «белых слобод»)Крестьяне (недовольство закрепощением)Представители знати (боярыня Морозова,

Слайд 15Суриков Боярыня Морозова

Суриков Боярыня Морозова

Слайд 16«Священство» и «царство»
Патриарх Филарет (отец Михаила Романова) – сильное влияние

церкви на власть.
Патриарх Никон, попытка восстановить этот порядок.
Священство выше царства,

поскольку представляет Бога, а светская власть – от Бога
Разрыв царя Алексея Михайловича с Никоном в 1658 г.
1666 – 1667 г. – собор с участием патриарха александрийского и патриарха антиохийского, лишение Никона патриаршего сана.
Никон заключен в монастырскую тюрьму, умер в 1681 г.
«Священство» и «царство»Патриарх Филарет (отец Михаила Романова) – сильное влияние церкви на власть.Патриарх Никон, попытка восстановить этот

Слайд 17Итоги и значение раскола:
Деление церкви на господствующую и старообрядческую ослабило

церковь
Вопрос о приоритете церкви и государства решен в пользу государства:

при Петре I патриаршество было ликвидировано, церковь подчинена государству;
Снизилось политическое и идеологическое значение церкви.

Итоги и значение раскола:Деление церкви на господствующую и старообрядческую ослабило церковьВопрос о приоритете церкви и государства решен

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика