Слайд 1Цифровые платформы: введение в экономическую теорию и политику
Авдашева Светлана
Борисовна
Доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
руководитель
департамента прикладной экономики ФЭН НИУ ВШЭ
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ ПЛАТФОРМЫ, ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ И ИНТЕРЕСНЫ
В списке крупнейших
компаний (*) в борьбе цифры с нефтью цифра выигрывает…
Financial Times
Rating – last quarter
2009, bln USD 2019, bln USD
Слайд 3ЧТО ТАКОЕ ПЛАТФОРМЫ, ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ И ИНТЕРЕСНЫ
Платформы против компаний,
реализующих традиционные бизнес-модели:
Jacobides, M. G., Sundararajan, A., & Van
Alstyne, M. (2019). Platforms and Ecosystems: Enabling the Digital Economy. In World Economic Forum Briefing Paper.
Слайд 4ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
Экономика цифровых платформ: что создаёт стоимость
Типология цифровых платформ
Предсказания
о развитии платформ и рынков, объединенных платформами
Платформы и коллизии
права
Слайд 5ЭКОНОМИКА ПЛАТФОРМ: ЧТО СОЗДАЁТ СТОИМОСТЬ
Сетевые эффекты потребления
Слайд 6ЭКОНОМИКА ПЛАТФОРМ: ЧТО СОЗДАЁТ СТОИМОСТЬ
P
Q
Функция спроса для блага с сетевыми
эффектами потребления
Слайд 7ЭКОНОМИКА ПЛАТФОРМ: ЧТО СОЗДАЁТ СТОИМОСТЬ
Бизнес-модели платформ различаются составом объединяемых групп,
а также способом монетизации стоимости
Слайд 8ЭКОНОМИКА ПЛАТФОРМ: ЧТО СОЗДАЁТ СТОИМОСТЬ
Платформы разных типов:
‘Exchange’ = transaction
‘Maker’ = non-transaction
Слайд 9ЭКОНОМИКА ПЛАТФОРМ: ЧТО СОЗДАЁТ СТОИМОСТЬ
Слайд 10ЭКОНОМИКА ПЛАТФОРМ: ЧТО СОЗДАЁТ СТОИМОСТЬ
Контроль трансакций между сторонами предоставляет важный
ресурс – информацию
Может использоваться платформой, но может продаваться одной из
сторон
Таргетированная (индивидуализированная) реклама
Таргетированное ценообразование
«Предсказание коммерческих решений»
Слайд 11ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ПЛАТФОРМ
‘Победитель забирает всё’: насколько этот принцип универсален?
Традиционный ответ экономики:
Эффект масштаба (может ли «более мелкий» продавец
демонстрировать такую же конкурентоспособность)
Барьеры входа: стратегические и нестратегические
Стратегические барьеры: ограничение перехода от одной платформы к другой («эксклюзивность»)
Нестратегические барьеры:
Критическая масса пользователей
Ожидания пользователей и важных стейкхолдеров
Во многих случаях преодолимы путем «обволакивания» (envelopment)
Слайд 12ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ПЛАТФОРМАМИ
Создание ‘экосистем платформ’: появление новых бизнесов
‘Коммодитизация’
действующих бизнесов
Платформы создают новые правила взаимодействия между продавцами
И перераспределяют прибыль
в свою пользу
Слайд 13ПЛАТФОРМЫ И КОЛЛИЗИИ ПРАВА: ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Фирма = иерархические отношения вместо
рыночных
Распределение риска
Ответственность
Калифорния: 11 сентября 2019 г. – дополнение
закона о труде (‘Gig Worker Law’)
Только в Калифорнии 1 млн. «независимых контрагентов» платформ
Платформы объявили о бойкоте закона и усилиях по его отмене
Слайд 14ПЛАТФОРМЫ И КОЛЛИЗИИ ПРАВА: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Дело Елены
Гращенковой
Травма в результате аварии при поездке в «Яндекс Такси»
Июнь 2018
– отказ в значительной части иска на том основании, что «Яндекс Такси» – не сторона договора
Апрель 2019 – апелляционная инстанция принимает иное решение, признавая «Яндекс Такси» принципалом, а водителя агентом, заключающим договор от имени принципала
(*как если бы водитель был наёмным работником)
Слайд 15ПЛАТФОРМЫ И КОЛЛИЗИИ ПРАВА: АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Сделка экономической концентрации между Яндекс
и Uber (лето 2017)
Федеральная антимонопольная служба РФ: почему озаботилась сделкой?
(доля Яндекс на момент сделки ниже 20%)
Предписание: не ограничивать возможность партнёров (водителей) использовать альтернативные приложения
Принцип Multihoming
Почему? Вспомним закономерности конкуренции: если нельзя пользоваться разными платформами, крупная оказывается предпочтительной
«Пятый антимонопольный пакет»: понятие сетевых эффектов и признание платформы доминирующим продавцом
Слайд 16ПЛАТФОРМЫ И КОЛЛИЗИИ ПРАВА: АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Решение Вundeskartellamt по делу Facebook
(06.02.2019)
Доминирование на рынке социальных сетей для частных пользователей
«Навязывание дополнительных условий,
не относящихся к предмету договора»
Персональные данные пользователей
Может ли быть «рынок с нулевой ценой»?
Ответ немецкого антимонопольного органа: не путайте, кто здесь покупатель, а кто продавец
Персональные данные – важный ресурс для Facebook
Слайд 17ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Микроэкономика платформ переворачивает выводы традиционного микроэкономического анализа
Перекрёстные (cross-platform)
сетевые эффекты делают информацию и способность сводить участников сделки важным
ресурсам и позволяют платформам быстро расти
Но! Исход «победитель забирает всё» не обязательно предрешён
Создавая новую модель бизнеса, платформы преобразуют смежные рынки
Бизнес цифровых платформ может создавать коллизии для применения трудового, потребительского, антимонопольного законодательства
Слайд 18СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Контакты: avdash@hse.ru+7(495) 772-9590*27510