Слайд 1СРЕДНЕВЕКОВЬЕ:
Западная Европа
Византия
Древняя Русь
Слайд 2Оглавление:
Западная Европа……….…………………….………………… 3
Архитектура Древней Руси………………………..……..21
Византийская живопись как основа
живописи древнерусской.…...............…..………… 52
Иконописцы Древней Руси..….……………………….. 59
Слайд 4ПЕРЕИОДИЗАЦИЯ
искусства Средневековья
в Западной Европе
Ранее Средневековье:
5
- 10 века
Романский период
(романика): 11 - 12 века
Готический период
(готика) : 13 - 15 века
Слайд 6В романский период (романика) в архитектуре и изобразительном искусстве сложился
романский стиль, который характеризуется следующими признаками:
Толстые и массивные стены храма.
Маленькие
окна.
Основным типом архитектуры являлся храм, который своим внешним видом (См. выше :
1 – 2 признаки) напоминал крепостную архитектуру – крепость средневекового феодала.
Причина подобного: романский период – это период феодальной раздробленности и феодальных войн.
Слайд 10В готический период (готика) в архитектуре и изобразительном искусстве сложился
готический стиль, который характеризуется следующими признаками:
Увеличение размеров храма (в том
числе его высоты).
Просторный и светоносный вид храмов за счёт больших окон.
Усложнённый фасад храма, который включал в себя: большие окна, ниши со скульптурой, башни, прочие элементы декора.
Слайд 18Проверочный вопрос
Вопрос № 1:
Соотнесите архитектурное сооружение и период его
создания:
1
2
А - Романика
Б - Готика
Слайд 19Проверочный вопрос
Вопрос № 2:
Какая черта НЕ проявилась в искусстве
готики?
А) Увеличение высоты храмов
Б) Просторный и светоносный внутренний вид храмов,
очень большие окна
В) Усложнённый фасад
Г) Толстые и массивные стены храмов, маленькие окна
Слайд 20ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Если ты испытывал затруднения, отвечая на поставленные вопросы, тебе следует
вновь изучить настоящий раздел презентации!
Слайд 22Периодизация искусства Древней Руси
9 – 11 век: Киевская
Русь
12 – 14 век: Феодальная раздробленность и формирование локальных
школ
(Например: Владимиро-Суздальской школы, Новгородской школы)
15 век: Собирание русских земель вокруг Москвы и формирование Московской школы
16 – 17 век: Московское государство
Слайд 23Таким образом, локальный особенности архитектурных школ Древней Руси формируются в
период феодальной раздробленности.
Наиболее яркими архитектурными школами являются Владимиро-Суздальская школа
и Новгородская школа. Именно эти две архитектурные школы значительно отличаются друг от друга.
Слайд 24Владимиро-Суздальская архитектурная школа
Слайд 34ц. Покрова Богородицы на реке Нерли
Слайд 37Особенности Владимиро-Суздальской школы
Деление фасада на три яруса (нижний практически лишён
какого-либо убранства, верхний - аркатурно-колончатый пояс, верхний ярус украшен резьбой).
Наличие «перспективных» порталов (входов) и щелевидных (узких) окон.
Наличие так называемого аркатурно-колончатого пояса на фасаде.
Высокохудожественное оформление фасадов резьбой по белому камню. Изобразительные мотивы резьбы:
- Библейские «псалмы» (песнопения царя Давида, славящего Господа, который создал весь растительный и «тварный» мир);
- Образы древнеславянской дохристианской мифологии (крылатые львы и грифоны), которые органично сочетаются с мотивами библейских «псалмов».
Слайд 38Новгородская
архитектурная школа
Слайд 40Георгиевский собор Юрьева монастыря
Слайд 45церковь Фёдора Стратилата на Ручью
Слайд 47церковь Спаса-Преображения на Ильине улице
Слайд 49Особенности Новгородской школы
Живописная неровность мощных стен, имеющих незначительный наклон к
центру - обусловлены суровыми климатическими условиями русского Севера и невысокой
квалификацией зодчих при производстве архитектурной размётки и при строительстве здания храма.
Художественное оформление фасадов арочными нишами (часто – многолопастными) с плоскими лопатками между ними, ложными «утопленными» окнами (часто – сгруппированными самым причудливым образом).
Влияние романской архитектуры (примеры: Георгиевский собор Юрьева монастыря; церковь Спаса Преображения на Ильине улице).
Слайд 50Проверочный вопрос
Вопрос № 3:
Для какой древнерусской архитектурной
школы характерны
перспективные порталы, щелевидные окна, деление фасадов
на три яруса (нижний практически лишен какого-либо убранства, средний ярус – аркатурно-колончатый пояс, верхний ярус украшен резьбой)?
а) псковской в) владимиро-суздальской б) новгородской г) киевской
Слайд 51ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Если ты испытывал затруднения, отвечая на поставленные вопросы, тебе следует
вновь изучить настоящий раздел презентации!
Слайд 52Византийская живопись
как основа
живописи древнерусской
Слайд 56Мотивы, образы и сюжеты византийской (а затем и древнерусской живописи)
– мир Царствия Небесного. Ей свойственна одухотворённость.
Эти мотивы, образы
и сюжеты канонизировались христианской церковью, т.е. воплощались они согласно церковному канону.
Цвет в византийской живописи был символичен.
Изображение было условным, плоскостным
(т. е. БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ линейной перспективы).
Особенности искусства живописи Византии
Слайд 57Проверочный вопрос
Вопрос № 4:
Какая особенность НЕ проявилась
в искусстве живописи Византии?
а) каноничность
б) одухотворённость
в) символичность
г) использование линейной перспективы
Слайд 58ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Если ты испытывал затруднения, отвечая на поставленные вопросы, тебе следует
вновь изучить настоящий раздел презентации!
Слайд 59Иконописцы Древней Руси
Андрей Рублёв
Феофан Грек
Дионисий
Слайд 60Монументальная живопись, а также иконопись в Древней Руси были уделом
коллективного творчества. Многочисленные артели мозаичистов, мастеров фресковой живописи, иконописцев выполняя
церковные заказы оформляли стены храмов монументальными живописными композициями, расписывали иконостасы. Поэтому в истории древнерусского искусства сохранились имена только самых выдающихся авторов, в т.ч. Авторов-иконописцев. Среди них: Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий.
Слайд 61Имена этих иконописцев тесно связаны с московской иконописной школой, которая
формируется в 15 веке. Именно тогда в Москву для выполнения
крупных церковных заказов устремились талантливые мастера из окраинных русских земель.
Большую роль в формировании московской школы сыграл Андрей Рублёв (около 1360 – 1428), чьё происхождение неизвестно (предположительно он являлся представителем центрально-русских иконописных школ). Творчество Андрея Рублёва в Москве действительно существенно повлияло на формирование московской иконописной школы.
Слайд 62
Андрей Рублёв (около 1360 – 1428)
Самый известный и почитаемый
русский иконописец.
Наиболее известны следующие произведения:
Иконы так называемого Звенигородского
чина (были найдены в г. Звенигороде): «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».
Икона «Троица», предположительно также написанная для Успенского собора в г. Звенигороде.
Слайд 67
Феофан Грек (1340 – около 1410)
Иконописей Феофан по прозвищу
Грек действительно был греческого происхождения. Он прибыл из Византии в
Великий Новгород – предположительно с греческой делегацией или русским купеческим караваном. Позднее пересёк Русь с запада на восток, до работы в Москве работал в других русских городах. Будучи в Москве воспитал также группу русских учеников. Фактически в художественной жизни столицы к. 14 – начала 15 века был главной фигурой.
Достоверно к творчеству Феофана Грека относят:
Икону «Богоматерь Донская» .
Икону «Богоматерь из деисуса» Благовещенского собора Московского Кремля.
Слайд 69Ф. Грек.
Богоматерь
из деисусного чина.
Икона
и её
фрагмент
Слайд 70
Дионисий (ок. 1440 – ок. 1505)
Наиболее выдающимся представителем рублёвского
направления в искусстве 2ой половины 15 – начала 16 веков
был Дионсий.
Дионисий много работал со своими сыновьями.
Его пластический язык отличается: монументальностью, удлинённостью пропорций, утончённым колоритом, декоративной орнаментальностью.
Наиболее известны иконы кисти Дионисия:
«Распятие»
«Богоматерь Одигитрия»
«Митрополит Алексий с житиём»
Слайд 71Дионисий.
Распятие.
Конец 15 века.
Слайд 72Дионисий.
Богоматерь Одигитрия.
Конец 15 века.
Слайд 73Дионисий.
Митрополит Алексий
с житиём.
Конец 15 века.
Слайд 74Дионисий.
Митрополит Алексий
с житиём. Фрагмент.
Конец 15 века.
Слайд 75Дионисий.
Митрополит Алексий
с житиём. Фрагменты.
Конец 15 века.
Слайд 76Проверочный вопрос
Вопрос № 5:
Кто из мастеров НЕ был иконописцем
на Руси?
а) Феофан Грек
в) Дионисий
б) Марк Фрязин г) Андрей Рублев
Слайд 77ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Если ты испытывал затруднения, отвечая на поставленные вопросы, тебе следует
вновь изучить настоящий раздел презентации!