Разделы презентаций


Презентация на тему Цитата - Способы цитирования

Презентация на тему Цитата - Способы цитирования из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 38 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Русский
язык

9 класс


Слайд 2
Текст слайда:

Готовимся к экзамену В 5

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при обращении.

Мы жили далеко от дома, (1) я и моя сестрёнка, (2), которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, (3) раз в месяц я приводил сестрёнку в нашу холодную спальню, (4) сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
- Смотри, (5) Люда, (6) вот наша мама.

5, 6


Слайд 3
Текст слайда:

Готовимся к экзамену В 5

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

И вдруг слышу: «Молчишь, (1) не отвечаешь? Всё равно, (2) море, (3) я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! Иногда ты мне кажешься очень хитрым. А иногда добрым,(4) когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, (5) какие можно построить морские электростанции, (6) используя твои подводные течения.

2, 3


Слайд 4
Текст слайда:

Готовимся к экзамену В 5

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых,(4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей.

1, 4


Слайд 5
Текст слайда:

Готовимся к экзамену В 5

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении.

Я в ту пору повсюду таскал за собою книжки, (1) особенно я любил фантастику. Эта книга, (2) как сейчас помню, (3) тоже была фантастическая. В общем,(4) там какие-то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, (5) где начиналась неведомая часть планеты.

2, 3


Слайд 6
Текст слайда:

Способы передачи
чужой речи

Повторим

Русский
язык

?

?

?

?


Слайд 7
Текст слайда:

Способы передачи
чужой речи

Повторим

Русский
язык

Прямая речь,
косвенная речь,
диалог,
цитирование


Слайд 8
Текст слайда:

Выберите верное высказывания.

Чужая речь в предложении (знаки препинания не проставлены) Чувство родины – основное в моём творчестве так определял С.Есенин лейтмотив своей поэзии. передана при помощи:
А) вводного предложения;
Б) косвенной речи;
В) прямой речи.

Повторим


Слайд 9
Текст слайда:

Повторим

2. Выберите верные высказывания.

А). Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего.
Б). Предложение с косвенной речью – простое предложение.
В). Вопрос, переданный в косвенной речи, называется риторическим.
Г). Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.


Слайд 10
Текст слайда:

Повторим

3. В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?

1) «Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянец Леонардо да Винчи.
2) Болельщики возмущались: - «Эх ты, в пустые ворота не можешь попасть»?
3) «Видишь ли, сказал мне товарищ: идея эта зародилась у меня несколько лет назад».

4. В каких схемах неверно расставлены знаки препинания?

1) А – «П». 2) «П», - а, - «п». 3) «П», - а.


Слайд 11
Текст слайда:

Расставьте знаки препинания и замените, где следует, строчные буквы прописными.

Рыбин густо и громко сказал здравствуйте, Ниловна.
Только разум освободит человека твердо сказал Павел.
Ух смело говорит толкнув мать в плечо сказал высокий рабочий.
Вам бы вступиться за Павла-то воскликнула мать вставая ведь он ради всех пошел.
Когда пойдете на свидание с Павлом говорил Егор скажите ему что у него хорошая мать.
Тоскуешь спросила она похлопав мать по плечу.
Павел — редкий человек тихонько произнес хохол железный человек.
Мы должны идти нашей дорогой ни на шаг не отступая в сторону твердо заявлял Павел.
Мама сказал Павел вы сходите принесите книг.


Слайд 12
Текст слайда:

Цитата. Способы цитирования

Русский
язык


Слайд 13
Текст слайда:

Цитата

— это дословная выдержка из какого-либо произведения или высказывания;
— это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада). При цитировании указывается автор или источник.


Слайд 14
Текст слайда:

В каких случаях прибегают к
цитированию?
Для подтверждения собственной мысли.

Для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.


Слайд 15
Текст слайда:

Основные правила оформления цитат

Цитата должна совпадать с текстом произведения.
Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.
Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.
Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны: - "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру. - Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь". В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.
Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.
После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"
Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).


Слайд 16
Текст слайда:

Способы оформления цитат 

1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи.

Например:
Д. С. Лихачев утверждает: «Память — это преодоление времени, преодоление смерти».


Слайд 17
Текст слайда:

Правила оформления цитаты предложением с прямой речью


Слайд 18
Текст слайда:

Способы оформления цитат 

2. Цитата может быть включена в текст как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:
А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).


Слайд 19
Текст слайда:

Косвенная речь –

пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения.
Ср.:
Он сказал: «Я хочу пойти с вами». Это прямая речь.
Он сказал, что хочет пойти с нами.
Он сказал о своём желании пойти с нами.
В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:
Брат сказал: «Я приду поздно». → Брат сказал, что он придёт поздно.
Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» → Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.
Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:
Я всё думал, кто бы это был.
Я всё думал: кто бы это был?

Повторим


Слайд 20
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Стихотворные цитаты могут быть представлены двумя способами:
с точным соблюдени­ем строк и строф (как в подлиннике) - при этом кавычки не ставятся:

Лермонтов с болью делился мыслями о проблемах современной ему молодежи:
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Без разделения на строки, но с указанием их границ - при этом кавычки ставятся:
«Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики», - писал Н. Рубцов.



Слайд 21
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточную часть сложноподчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы.
Например:
М. Горький в одной из своих статей по вопросам литературы указывает, что «поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём».


Слайд 22
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если слова автора следуют за цитатой, то первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается со строчной (пропуск части текста обозначается многоточием):
«...Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он сделал это — Печорин был бы неправдив», — писал М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове.
А в первоисточнике:
Печорин был для него слишком узок, следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он сделал это — Печорин был бы неправдив. (М. ГОРЬКИЙ, О ПУШКИНЕ)



Слайд 23
Текст слайда:

Сравним:

Цитата приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», – писал Писарев.


Слайд 24
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если в цитате есть пропуски, это отмечается многоточием.
Например:
О. Мандельштам имел основания ещё в 20-е годы написать: «…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».


Слайд 25
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если цитата приводится не с начала предложения, то пе­ред ней после открывающих кавычек ставится многото­чие:
Я. Рерих считал: «...гнев и раздражение собирают и отлагают вреднейший яд, и, чтобы очистить сердце своё, мы должны признать и гнев и раздражение разрушитель­ными и непрактичными».


Слайд 26
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия:
перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения;
в середине цитаты, когда пропущена часть текста;
после текста цитаты (перед конечными кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.


Слайд 27
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Многоточие ставится в середине цитаты, когда часть текста внутри её пропущена:
«Какое прекрасное слово — творчество! Оно говорит о чем-то скрыто возможном, ... победительном и убеди­тельном», — писал Н. Рерих.
В первоисточнике:
Какое прекрасное слово «творчество»! На разных языках оно звучит зовуще и убедительно. Оно в самом себе уже говорит о чем-то скрыто возможном, о чем-то победительном и убедительном. (Н.Рерих)

Многоточие ставится после цитаты, перед закры­вающими кавычками, если она приводится не до конца:
К Паустовский, говоря о неисчерпаемом богатстве рус­ского языка, утверждал: «Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну...»


Слайд 28
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
Например:
В одной из своих литературных статей М. Горький писал, что «Рудин — это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...».


Слайд 29
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный/восклицательный знак или многоточие, то те же самые знаки после кавычек не повторяются:
Читали ли вы повесть Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?»
Но ср.: С каким удовольствием я прочёл повесть Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?»!


Слайд 30
Текст слайда:

Правила оформления цитат

Если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться (так называемые ёлочки « » и лапки „ " ):
Учитель сказал: «„Евгений Онегин" — выдающееся произведение пушкинского гения».
Автор статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как „Война и мир"».


Слайд 31
Текст слайда:

Потренируемся?

Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать.
Томас Карлейль

Томас Карлейль
(1795—1881) —
британский писатель, публицист,
историк и философ
шотландского происхождения,
автор многотомных сочинений
«Французская революция» (1837)


Слайд 32
Текст слайда:

Прочитайте предложения. Объясните способы цитирования.

1. «Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца». (П.)
2. Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые». (П.)
З.Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, «строг, но справедлив». (Т.)
4. В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза». (Инб.)
5. Поэт Николай Тихонов когда-то написал о наших людях: «Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей». (Эр.)
6. Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».
7. Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать...»
8. «Стало быть, для того чтобы понять историю искусства и литературы той или иной страны, — указывает Г. В. Плеханов, — надо изучить историю тех изменений, которые произошли в положении её жителей».
9. Докладчик привёл слова М. Горького: «Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки», — и этим закончил своё выступление.
10. Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде».
11. Говоря о достоинствах языка народной поэзии, писатель А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы...»


Слайд 33
Текст слайда:

Проверочная работа


Слайд 34
Текст слайда:

Введите каждую цитату в свое высказывание разными способами.

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
Л.Н.Толстой
Богатство языка есть богатство мыслей.
Н.М.Карамзин


Слайд 35
Текст слайда:

Домашнее задание:

учить ОК,
выполнить упражнение (по вариантам)


Слайд 37
Текст слайда:

Источники

Презентация Татьяны Александровны Захаровой
http://www.proshkolu.ru/user/saxarowa66/file/1220908/
Основной источник теории:
Д.Э.Розенталь. Сборник упражнений по русскому языку. 2004.

Дополняла Бурмистрова Р.А.


Слайд 38
Текст слайда:

Как правильно: «внутри нее» или «внутри ее»?
Употребление косвенных падежных форм местоимений он, она, оно, они с начальным
Н обязательно после большинства предлогов, факультативно после некоторых предлогов.
После части предлогов выступают формы без Н.
Согласно «Краткому словарю трудностей русского языка» Н. А. Еськовой:
После форм сравнительной степени прилагательных и наречий начальный
Н в личном местоимении факультативен: лучше него и лучше его,
больше нее и больше ее, дальше них и дальше их.

http://new.gramota.ru/spravka/letters/22-spravka/letters/65-n-mestoimenie


Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика