Слайд 1Цой, Виктор Робертович
Цой жив!
Слайд 2Биография
Ви́ктор Ро́бертович Цой (21 июня 1962, Ленинград — 15 августа
1990, близ посёлка Кестерциемс, Тукумский район, Латвийская ССР) — советский рок-музыкант,
автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре и являлся автором песен.
Кроме этого, снялся также в нескольких фильмах. Лучший актёр 1989 года по версии журнала «Советский экран».
Виктор Цой родился единственным ребёнком в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и преподавательницы физкультуры Валентины Васильевны[1][⇨]. Детство музыканта прошло в окрестностях Московского Парка Победы: он родился в роддоме на Кузнецовской улице (располагается внутри парка; сейчас это кардиоцентр), семья до 1990-х гг. жила в примечательном «генеральском доме» на углу Московского проспекта и улицы Бассейной (сейчас это памятник архитектуры)[2]. Некоторое время Виктор учился в близлежащей школе на улице Фрунзе, где работала его мама[3]. Цой достаточно хорошо знал английский язык несмотря на то, что в школе изучал немецкий[4]. В 1973 г. родители Цоя развелись, а через год повторно вступили в брак[5].
С 1974 по 1977 год Цой посещал среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым[6]. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова[7] поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву[8]: Цой профессионально вырезал из дерева фигурки нэцкэ[9]. В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее — Брюса Ли, имиджу которого начал подражать[10]. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался «по-китайски» с Юрием Каспаряном.
Слайд 3Творчество
В конце 1970-х — начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем
Рыбиным из хард-роковой группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на
бас-гитаре в группе «Палата № 6»; оба они познакомились в гостях у Андрея Панова (Свина), на квартире которого часто собирались компании, а также репетировала его собственная панк-группа «Автоматические удовлетворители».
Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок-металл на подпольных концертах Артемия Троицкого. Во время аналогичного выступления в Ленинграде по случаю юбилея Андрея Тропилло произошло первое знакомство Цоя с Борисом Гребенщиковым.
Слайд 4Темы творчества
Творчество Виктора Цоя можно считать уникальным, так как оно
не подвластно времени. Он написал более ста двадцати песен и
стихов.
Его песни можно классифицировать по темам:
1.О себе – прозрачный смысл, песни, основанные на реальных событиях: «Время есть, а денег нет», «Просто хочешь ты знать», «Бездельник», «Электричка»
2.Времена года, природа: «Солнечные дни», «Растопите снег», «Весна», «Лето», «Зима»
3. Ночь (любимое время суток): «Ночь», «Спокойная ночь», «Каждую ночь», «Твой номер»
4. Любовь: «Восьмиклассница», «Это – любовь», «Когда твоя девушка больна», «Любовь это не шутка», «Малыш»
5. Отцы и дети: «Мы хотим танцевать», «Битник», «Дальше действовать будем мы», «Мое настроение», «Дети минут», «Дети проходных дворов», «В наших глазах»
6. Война: «Война», «Группа крови», «Генерал», «Легенда», «Звезда по имени Солнце», «Завтра война»
7. Жизнь и смерть: «Асфальт», «Пора», «Верь мне», «Легенда»[2].
Слайд 5Уникальные особенности
В его стихах преобладают метафоры - скрытые сравнения:
вместо тепла - зелень стекла, сетка календаря, день догорает («Звезда
по имени солнце»), войска туч («Апрель»), утро прожектором бьет, стучит пулеметом дождь, кирпичей-облаков («Странная сказка»), птицей стучится в жилах кровь («Звезда»), камнем лежать или гореть звездой («Кукушка»)
Цой использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, устойчивые выражения: игра не стоит свеч, в ногах правды нет, руками жар загребать, на миру смерть не красна, яблоку негде упасть, всему своё время, сидеть у разбитого корыта, пол-царства за коня. Многие он перефразирует. К примеру, яблоку негде упасть – каждому яблоку место упасть, пропадать - так с музыкой – без музыки не хочется пропадать, без вины виноватый – никто не хотел быть виноватым[3].
А многие фразы из его песен стали цитатами:
Война — дело молодых, лекарство против морщин («Звезда по имени Солнце»)
Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал («Муравейник»)
Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…(«Легенда»)
Если есть стадо — есть пастух, если есть тело — должен быть дух («Песня Без Слов»)[4].
Олицетворения придают его стихам живость, реальность происходящего: стоит апрель, он придет, приведёт весну («Апрель»), ветер заждался («Красно-жёлтые дни»).
Слайд 7Мотивы лирики
Среди фольклорных мотивов в поэзии В. Цоя особенно важен
мотив пути, тесно связанный с мотивом «своего» и «чужого» пространства.
Он пронизывает все его творчество, эволюционируя от альбома к альбому. Мир, окружающий героя песен построен на четкой разноплановой антитезе, усиливающейся от первых альбомов к последнему. Наибольшая символизация в противопоставлении достигнута Цоем в альбомах «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце». В них обозначены два образа жизни, противопоставляемых друг другу: замкнутая, благополучная жизнь семьянина («Они говорят им нельзя рисковать / Потому что у них есть дом / В доме горит свет») и жизнь человека дороги («И я не знаю точно, кто из нас прав / Меня ждет на улице дождь / Их ждет дома обед» («Закрой за мной дверь»). В народной культуре «свое» пространство – это центр, в котором находится «человек и его ближайшее окружение»; «степень «чужести» возрастает по мере удаления от центра» [3, с.581]. «Свое» пространство переходит в «чужое», которое «граничит или отождествляется с потусторонним миром» [3, с.581]. В свою очередь, путь – «один из важнейших концептов традиционной культуры, воплощенный в языке, фольклоре и обрядности славян; тесно связан с концептом движения. Путь служит синонимом судьбы. …Преодоление границ на пути – существенный мифопоэтический и ритуально-магический аспект переходных обрядов» «Свое» пространство, ассоциирующееся в первую очередь с домом, где обязательно «горит свет» (например, в текстах «Генерал», «Закрой за мной дверь», «Апрель» – прим.авт.) в тестах В. Цоя может быть уютным, родным:
Слайд 8Смерть Легенды
15 августа 1990 года, трасса «Слока – Талси», Латвия.
Полдень. Посреди дороги стоит «Москвич-2141», передняя часть кузова превратилась в
гармошку. «Икарус-250» – передними колесами в реке, шофер, судя по всему, в шоковом состоянии. Тем временем, водителя «Москвича», провозившись минут 15 все-таки достают из машины. Им оказывается 28-летний Виктор Цой: правая сторона лица у него обезображена, ребра и конечности сломаны. Друзья музыканта вспоминали, что тот очень любил лихачить, часто развлекался, легонько ударяя в бампер машину Юрия Айзеншписа и души не чаял в своем новеньком автомобиле. По версии следствия, Цой заснул за рулем и вылетел на встречную полосу, прямо под колеса «Икаруса». А автобус просто не успел сманеврировать
Слайд 9Использованная литература
Интернет ресурсы