Слайд 1ТСР в сфере образования.
ЛЕКЦИЯ №6
Социальная работа в ДОУ
Преподаватель
Пак С.Н.
Выборг
2018
Слайд 2Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ
является обеспечение социальной диагностики,
психолого-педагогической коррекции
и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде
в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.
Слайд 3Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом
состоянии, условиях жизни, социальном окружении.
Слайд 4Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка:
1. Анкетные данные о ребенке
и основные сведения о семье.
Дата рождения и точный возраст
ребенка,
полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка.
Изменения состава семьи и реакция ребенка на них.
Бытовые условия жизни.
Слайд 52. Данные о здоровье ребенка.
Особенности протекания беременности и родов,
наличие
факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.
Сведения о
травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях.
Случаи госпитализации, реакция ребенка на них.
Учет у психоневролога или других специалистов.
Поставленный диагноз.
Слайд 6 3.Особенности воспитания ребенка
Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения.
Где и кем воспитывался?
В каком возрасте поступил в дошкольное
учреждение?
Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами?
Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.
Слайд 74. Характеристика развития, начиная с рождения
Когда начал сидеть, стоять, ходить
и т.д.?
Как шло развитие речи?
Общий эмоциональный фон. Трудности
в поведении.
Любимые занятия и игры в разных возрастах.
Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности.
Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них.
Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.
Слайд 85. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными?
Особенности
ребенка, тревожащие родителей.
Слайд 9Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для
их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:
1)воспитателю
2) ребенку
3) родителям
Слайд 10Для более эффективной организации работы
Для более эффективной организации работы социальный
педагог должен располагать информацией
о различных центрах и организациях социально-педагогического,
психологического,
медицинского
социального профиля регионального и муниципального уровня.
Слайд 11Наряду с другими специалистами ДОУ, социальный педагог сопровождает адаптацию детей
к условиям социального воспитания и предполагает комплексную реализацию различных направлений
работы на каждом этапе приспособления ребенка к детскому саду:
1. Ориентировочный этап (поступление ребенка в детский сад) длится с марта по сентябрь, когда происходит запись детей в детский сад.
Слайд 121. Ориентировочный этап
Целью работы на данном этапе является ознакомление педагогов
с контингентом детей, поступающих в ДОУ.
Главными задачами для социального
педагога в этот период являются:
- сбор информации о вновь поступающих детях;
-изучение уровня готовности дошкольников к посещению детского сада,
-индивидуальных особенностей личности, общения и поведения;
-информирование педагогов и родителей об особенностях детей;
Слайд 13Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывания
дошкольников в детском саду и является самым сложным и ответственным
периодом как для самих ребят, так и для взрослых (педагогов и родителей).
Слайд 14Основная цель этапа первичной адаптации:
сохранение и укрепление психологического здоровья
детей.
Слайд 15задачи этапа первичной адаптации:
создание максимально благоприятных условий для успешного вхождения
детей в новую социальную ситуацию;
предупреждение отклонений в состоянии здоровья
и функциональных расстройств в период физиологической адаптации;
организация совместной деятельности воспитателей, администрации, психолога и родителей по решению возникающих в этот период проблем.
Слайд 162.Этап преодоления трудностей адаптации
Этап преодоления трудностей адаптации длится
до
конца первого года пребывания ребенка в детском саду
и предполагает
осуществление комплексной психолого-педагогической помощи ребятам, испытывающим трудности в адаптации.
Слайд 17Основная цель этапа преодоления трудностей адаптации
Основной целью данного этапа работы
является преодоление
различных нарушений поведения,
эмоционального самочувствия.
Слайд 18 3. консилиум по итогам диагностики
середине первого полугодия проводится
консилиум по итогам диагностики особенностей приспособления вновь поступивших детей, на
котором социальный педагог информирует педколлектив об особенностях прохождения адаптационного периода в группах и определяет дошкольников, имеющих трудности.
Слайд 19сопровождение адаптации детей к детскому саду
Таким образом, сопровождение адаптации детей
к детскому саду социальный педагог осуществляет в процессе взаимодействия всех
специалистов ДОУ при поддержке родителей
Слайд 20направления профессиональной деятельности
Технологии соц. работы в ДОУ
диагностика,
профилактика,
коррекционная работа,
консультирование,
методическая и организационная работа
Слайд 21Направления деятельности социального педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка.
Работа
по социальному развитию личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и оказание помощи
тем, кто находится в сложной ситуации.
Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
Работа с родителями социально опасных семей.
Работа с социально незащищенными семьями.
Работа с ближайшим окружением.
Работа с социальными институтами.
Слайд 22формы работы
В своей работе социальный педагог использует различные формы работы,
что способствует раскрытию индивидуальных возможностей адаптации каждого ребенка к новой
социальной ситуации:
традиционные формы (родительские собрания, конференции, беседы, консультации, "круглые столы")
и нетрадиционные формы работы (информационно-аналитические, досуговые, познавательные).
Слайд 23Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами:
консультации;
анкетирование;
индивидуальные беседы;
семинары;
«круглые столы» с
родителями.
Слайд 24Формы работы социального педагога в ДОУ
С родителями:
анкетирование;
индивидуальные беседы;
посещения на дому;
«круглые
столы»;
родительские собрания;
родительская гостиная.
Слайд 25Формы работы социального педагога в ДОУ
С детьми:
интервьюирование;
занятия по правам ребенка;
театрализованные
постановки по защите прав ребенка;
организация экскурсий по ознакомлению с социумом
(библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Слайд 26Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
Взаимодействие с другими социальными общественными
структурами:
комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
отдел опеки
и попечительства Муниципалитета;
детская поликлиника;
детская библиотека;
школа;
дома детского творчества;
психологические центры.
Слайд 29Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
— Планирование работы на выполнение Федерального
закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья», «Образование и здоровье».
— Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.
— Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей, оказание своевременной помощи и поддержки.
— Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.
— Работа с социально опасными семьями.
Слайд 30— Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и
воспитанием.
— Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.
— Обсуждение на
педагогических советах вопросов, связанных с социальной адаптацией детей.
— Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.
— Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися социальной работой с детьми.
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
Слайд 31С чего начинается работа социального педагога
Работа социального педагога начинается со
сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения.
Для этого ему
потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Слайд 32Социальный паспорт включает следующие разделы:
характеристика семей по количеству детей в
семье;
характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода
родителями);
характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
Слайд 33Социальный паспорт включает следующие разделы:
выделение в особую группу детей с
особенностями в развитии;
выделение групп детей, растущих в неполных семьях
(воспитываются матерью, отцом);
выделение группы детей из семей безработных;
выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
выделение группы детей из семей военнослужащих;
выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Слайд 34Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем,
поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога