Слайд 3Особенности драмы
как рода литературы
Слайд 14Александр Николаевич
Островский
КОЛУМБ
ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ
Слайд 15Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года
в Москве. Его отец, выпускник Московской дховной семинарии, служил в
Московском городском суде. Он занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать из семьи духовного сословия,
Слайд 16Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом
уголке Москвы с его устоявшимся купеческо - мещанским бытом.
Кустодиев,
Борис Михайлович. Купчиха за чаем. 1918 год.
Слайд 17С 1835-1840 гг. – Островский учится в Первой Московской гимназии.
В 1840 году по окончании гимназии был зачислен на юридический
факультет Московского университета.
Слайд 18Второй университет - Малый театр. Пристрастившись к сцене еще в
гимназические годы, Островский становится завсегдатаем старейшего русского театра.
Слайд 191847 – в "Московском городском листке" Островский публикует первый набросок
будущей комедии "Свои люди – сочтёмся" под названием "Несостоятельный должник",
затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".
"Самый памятный для меня день в моей жизни, - вспоминал Островский, - 14 февраля 1847 года...С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".
Слайд 20Признание Островскому приносит комедия "Свои люди – сочтёмся" (первоначальное название
– "Банкрут", закончена в конце 1849г.).
К. Н. Рыбаков (Большов)
и М. П. Садовский (Подхалюзин) в постановке Малого театра 1892 года.
Слайд 21Творчество
А.Н. Островского
можно разделить
на три периода:
1-й –
1847- 1860гг.,
2-й – 1850-1875гг.,
3-й – 1875-1886гг.
Слайд 22Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за
создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар,
за новую этику актёра. Он создал в 1865 году Московский артистический кружок
Слайд 23Как драматург и режиссёр А.Н.Островский содействовал формированию новой школы реалистической
игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья
Садовских, С.В. Васильев, Л.П. Косицкая, позднее - Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова и др.).
Слайд 26Валентин Серов. Портрет Марии Ермоловой
Слайд 28Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были
жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою
художественную убедительность.
Он отмечал: «Мы теперь стараемся, наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли. Теперь и сценическая постановка (декорация, костюмы, грим) в бытовых пьесах сделала большие успехи и далеко ушла в постепенном приближении к правде»
Слайд 29Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г. Белинского, который
считал, что художник – это «физиолог", который подвергает специальному изучению
различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни.
Слайд 30В драматургии Островского вместилась вся Россия - ее быт, ее
нравы, ее история, ее сказки, ее поэзия. Нам даже трудно
представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, о русском человеке, о русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира созданий Островского.
Слайд 31Не с холодным любопытством, но с жалостью и гневом взираем
мы на жизнь, воплощенную в пьесах Островского. Сочувствие к обездоленным
и негодование против "темного царства" - вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас. Но особенно близка нам надежда и вера, которые всегда жили в этом замечательном художнике. И мы знаем - эта надежда на нас, это вера в нас.
Слайд 32Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не
сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
А.Н. Островский
- Член-корреспондент Петербургской Академии наук -
занесен в российскую Книгу рекордов "Диво" как "самый плодовитый драматург" (1993).
Слайд 33А.Н. Островский – создатель русского национального театра.
А.Н. Островский открыл незнакомую
зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца.
Его
творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
1870-е. Санкт-Петербург. Портрет купца
Слайд 36 Особенности стиля Островского.
Говорящие фамилии;
2. Необычное представление героев в афише,
определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
3. Специфические авторские ремарки;
4.
Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
5. Фольклорные моменты;
6. Значимость первой реплики героя;
7. "Подготовленное появление",
главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие лица. (СМ. афиша, д1.явл1.)
Слайд 37В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в
большинстве других произведений Островского:
"Доходное место" (1856)
Слайд 39Малый театр – дом
А.Н. Островского
Слайд 501.Комментированное чтение афиши драмы.
2.Самостоятельная работа в группах с драмы по
предложенным анкетам.
3. Что мы узнаем из 1 явления 1 действия
о действующих лицах драмы?
Слайд 53Характеристика имен и речи героев пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Слайд 546. Использование в пьесе говорящих фамилий
и особых "примет" героев:
ДИКОЙ- значительное лицо в городе Калинове
Необузданный произвол Дикого вполне соответствует
его фамилии.
В то же время мы знаем, что Дикого в городе зовут "воин".
"Примета" Бориса в том, что он "достался "Дикому "на жертву".
Слайд 57КАБАНОВЫ – Марфу Игнатьевну побаивается даже Дикой
Особенность Кабанихи заключается в
желании действовать "под видом благочестия":
Кулигин о ней прямо
говорит, что она «ханжа».
В переводе с арамейского языка «Марфа» означает – «госпожа»
Слайд 58Особый шик тех времен: надгробия изготавливались у известного мастера купца
Д.И. Кабанова – дом на Мясницкой в Москве напротив Почтамта.
Слайд 59Чистопрудный бульвар, 9. Бывшее владение купца Кабанова
Дмитрий Иванович Кабанов занимался
производством памятников и жерновов. Кроме этого, его артель выполняла различные
работы, связанные с обработкой гранита и мрамора.
Дмитрий Иванович Кабанов являлся потомственным почетным гражданином города Москвы и входил в состав городского попечительства о бедствующих гражданах по Мясницкому району и имел на Мясницкой улице три дома
один из семи домов Кабанова
Один дом Кабанова стоял на месте метро "Чистые пруды".
Слайд 60http://rodoslovnaya.org/ru/wiki/index/lastnames/lname_id/1146
Слайд 70Как воспринимает природную красоту Кулигин?
Слайд 71Что увидел автор в медленно-неторопливой жизни купцов-самодуров?
Ответ: боязнь перемен
Найдите в
тексте подтверждение. Д1. явл. 5
Слайд 72Художественные особенности драмы «Гроза»
Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере
событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй
трети XIX века.
2. Двуплановость конфликта в драме:
сочетание конфликта социального и любовного.
При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней.
Островского интересуют в большей степени результат, к которому приводит Катерину любовный конфликт, внутренний кризис и крах героини.
Слайд 73
Художественные особенности драмы «Гроза»
3. Использование Островским целого ряда приемов, помогающих
поддерживать постоянное психологическое напряжение в драме.
Мотив предсказания трагической развязки
всего действия играет в пьесе особую роль.
Он находит свое выражение
и в предчувствиях самой Катерины
(Тихону: "... быть беде, Тиша"; Борису: "Нет, мне не жить!")
и в пророчествах сумасшедшей барыни,
и в песне Кудряша,
и в общем ожидании катастрофы перед грозой,
в замечаниях людей о том, что "убьет кого-нибудь".
Слайд 74
Художественные особенности драмы «Гроза»
4. Описание красоты русской природы
еще более
подчеркивает контрастность между возможными ощущениями радости жизни и реальными событиями,
происходящими на сцене.
5. Богатство символики в пьесе.
Особую роль играет многозначный символ грозы.
Для Кулигина гроза - "благодать";
для Катерины - возмездие за грехи (ей страшна не сама смерть, а то, что "застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами");
для Тихона - самодурство матери (уезжая из дома, он мечтает о том, что "недели две никакой грозы" над ним не будет).
Гроза олицетворяет перемены в жизни и обществе, именно поэтому название произведения многозначно и символично. Слово “гроза” — ключевое для пьесы.
Слайд 75
символика в пьесе.
Устремленность Катерины к свободе символизируется вольным полетом
птицы.
Изображение "гиены огненной" на стене в галерее символически предрекает
для Катерины неизбежность расплаты.
целый символический образ - образ сумасшедшей барыни.
Никакой другой роли, кроме оглашения страшных пророчеств, этот образ не выполняет.
Слайд 88Выводы:
Характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними, нравы обитателей города автор
отчетливо намечает уже в 1 действии.
В диалогах, репликах раскрывается
личность героя, его прошлое, настоящее, его внутренний мир.
Эмоционально-взволнованная речь Катерины, реплики в сценах с Кабанихой, Варварой, Тихоном помогают читателю и зрителю воспринять образ женщины поэтической, сильной, глубоко несчастной, но не сломленной и не смирившейся.
«Таким образом, возникновение женского энергического характера вполне соответствует тому положению, до какого доведено самодурство в драме Островского.»
Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»