Слайд 1Творчество Франческо Бартоломео Растрелли
Искусство россии 18 век. Елизаветинское барокко
Слайд 2Предпосылки
В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным
образом связанные с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в
этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русское искусство — литература, архитектура, театр и изобразительное искусство — развивается в рамках классицизма, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадцатого столетия.
Во-первых, — это возникновение светского стиля культуры. Она формируется и развивается в различных направлениях. Движущей силой новой культуры является «освобождение мысли» от жестких религиозных догматов.
Во-вторых, свободомыслие выступает фактором формирования новой социальной группы — российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом столетии.
В-третьих, среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.
Слайд 3Елизаветинское барокко – это стиль в архитектуре эпохи Елизаветы Петровны
(1741-1761), называемый также растреллиевским.
Для елизаветинского барокко характерно разнообразие декоративного убранства,
пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряженная динамика форм.
Слайд 4Франческо Бартоломео Растрелли (1700,Париж-1771,Петербург)
Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в
1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло
Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.
В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию.
Слайд 5Дворцы
Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект — дворец
на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний
облик дворца был выдержан в стиле барокко, модном в те годы в Европе. Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним — высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец. Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I.
Слайд 6Дворцы
В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде
по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы.
В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге. А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).
Слайд 7Дворцы
Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные
сооружения: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в
Царском Селе.
В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли.
Слайд 9Конец жизни
Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал
с закатом стиля барокко в архитектуре. Растрелли остался без заказов.
Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.
В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника».
Когда и где умер мастер русского барокко — неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику — Франческо Бартолиати.