Слайд 1Творчество и творческий процесс
Студентка 2 курса магистратуры
Факультета Изобразительного искусства
Шавлова Лариса
Юрьевна
г. Ростов – на – Дону
2016г.
Слайд 2Тема: Творчество и творческий процесс.
Организация исследования:
Основные понятия творчества
Что такое
творческий процесс?
Основные методологические подходы в педагогике
Сущность личностно-ориентированного подхода в
воспитании
Что такое личностно-ориентированный подход?
Чем он отличается от традиционных подходов?
Из каких компонентов состоит?
Слайд 31. Творчество
Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные
ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество
от изготовления (производства) — уникальность его результата. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском.
Психология Творчество исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта Творчество как субъективного акта индивида.
Философия рассматривает вопрос о сущности Творчество, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.
Слайд 62.Творческий процесс
Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчётов деятелей
искусства и науки (описание «вдохновения», «мук Творчество» и т. п.).
Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.) выделили в этих самоотчётах несколько стадий в процессе творчество от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея.
Английский учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс на 4 фазы:
Подготовку,
Созревание (идеи),
Озарение,
Проверку.
Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в Творчество подсознательному и иррациональному факторам.
Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов:
1) комбинирование частиц — элементов знания
2) последующий отбор полезных комбинаций
Слайд 103. Основными методологическими подходами в педагогике являются:
системный;
личностный;
деятельностный;
полисубъектный (диалогический);
культурологический;
этнопедагогический;
антропологический;
компетентностный;
аксиологический.
Слайд 11
Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты
рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса
- педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Слайд 12
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность -
основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели
окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения.
Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.
Слайд 13
Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова).
Основание: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира.
Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
Слайд 14
Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает
новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и
навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей.
Слайд 15Что такое личностно-ориентированный подход?
Определение: Методическая ориентация в педагогической деятельности,
позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов
действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Аспекты: Это ориентация в педагогической деятельности; Это комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; Это устремление педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
4. Сущность личностно-ориентированного подхода воспитания
Слайд 16Чем отличается личностно-ориентированный подход от традиционных?
Личностно-ориентированный:
Цель – развитие индивидуальности ученика,
содействие проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального.
Традиционные:
Цель
– освоение учащимися социального опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков; формирование социально типичного.
Слайд 17Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?
Методы:
диалога
игровые
рефлексивные
педагогической
поддержки
диагностические
создание ситуации выбора и успеха
Основные понятия:
самоактуализации
индивидуальности
субъектности
выбора
творчества и успеха
доверия и поддержки
индивидуальность
личность
самоактуализированная личность
самовыражение
субъект
субъектность
я – концепция
выбор
педагогическая поддержка
Принципы: