Слайд 1Творчество П.И. Чайковского сквозь призму взаимодействия музыки, живописи и современных
технологий
Проект «Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы искусств
Слайд 2 IV Всероссийский конкурс мультимедийных и печатных работ
«П.И. Чайковский
в зеркале мировой культуры»
Сотникова Ольга Семеновна
Преподаватель фортепиано
СПб ГБОУ ДОД Детская
школа искусств Красносельского района
198206 Санкт-Петербург 2-Комсомольскаяул., дом 7 к. 2
Номинация - Презентация
Название работы Творчество П.И. Чайковского сквозь призму взаимодействия музыки, живописи и современных технологий
Слайд 3П.И. Чайковский. К истории создания Первой симфонии.
Петр Ильич
Чайковский, творчество которого признано во всем мире, начал свой творческий
путь в Сосновой Поляне Санкт-Петербурга (так называется этот район в наши дни).
Наша детская школа искусств находится в непосредственной близости с усадьбой Новознаменка, где проживал Чайковский летом 1866 года, работая над Первой симфонией.
Слайд 4П.И. Чайковский
в Красносельском районе Санкт-Петербурга
В Красносельском районе Чайковский проводил
летнее время 1859 и 1860 годов, близ семнадцатой версты Петергофской
дороги на даче Галова.
Летом 1866 года Чайковский работал над Первой симфонией «Зимние грезы» на Даче Мятлева (Новознаменка).
Слайд 5Усадьба Новознаменка.
Название усадьбы менялось со сменой владельцев.
Усадьба графа Воронцова
Дача Нарышкина
Новознаменка
- дача Мятлевых
18 верста от Петербурга, Пионерстроя дом 2
Слайд 6П. И. Чайковский и ученики нашей школы.
Сотворчество.
.
Над темой творчества П.
И. Чайковского мы работаем в рамках проекта «Взаимодействие искусств в
образовательном пространстве школы искусств»
После творческой беседы на темы «Чайковский, Грезы зимней дорогой. О чем грезил, мечтал Чайковский» ученики художественного отделения школы нарисовали рисунки.
Рисунки учеников и музыка Первой симфонии Чайковского совмещены в видеоряд. Ссылка
https://www.youtube.com/watch?v=jiJmaAKYrAw
Слайд 7
П.И. Чайковский Первая симфония "Грезы зимней дорогой", рисунки учеников ДШИ
Красносельского района
П.И. Чайковский написал свою первую симфонию в Санкт-Петербурге в
Сосновой Поляне, в том месте, где находится детская школа искусств Красносельского района. Эта мультимедийная презентация была посвящена 175-летию со дня рождения нашего великого русского композитора П.И. Чайковского https://www.youtube.com/watch?v=jiJmaAKYrAw
Слайд 8Первая симфония Чайковского
«Зимние грезы» — так назвал свою Первую симфонию
молодой композитор, — единственное произведение, написанное после окончания консерватории под
Петербургом.
Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России профессиональное музыкальное образование.
Начиная как ученик и первооткрыватель одновременно, Чайковский в Первой своей симфонии уже определил свое собственное будущее и пути развития русской симфонической музыки в её лирическом русле.
Ни одного произведения после нее Чайковский не написал в нашем городе. Однако большинство его творений получили в Петербурге свое «первое звучание».
Слайд 9 Чайковскому удавалось так талантливо и чутко создать мелодию русского
пейзажа.
«Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда
наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега, и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей! Здесь весна подступает тихими шагами, понемножку, так что и не сумеешь определить с точностью, когда она установилась. И могу ли я умиляться при виде зеленой травки, когда и в декабре и в январе я имел ее уже перед глазами? ( Из переписки Чайковский – Мекк Флоренция, 20 февраля / 4 марта 1878 г.)
Первая симфония «Зимние грезы» (соль минор) была написана в 1866 году. Ее содержание навеяно классическими образами русского искусства — картинами зимней природы и дороги, с которыми тесно связаны размышления и самые задушевные чувства человека.
Первая часть симфонии носит заглавие «Грезы зимней дорогой». Эта музыка относится к числу лучших творений композитора. В одном из писем к Н. Ф. Фон-Мекк Чайковский писал об одной увиденной им картине: «… она обратила на себя мое особое внимание, потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!».
Слайд 10Фотографии парка, находящегося рядом с детской школой искусств Красносельского района,
где гулял Чайковский, работая над симфонией.
Слайд 11
В письме брату Модесту, написанном композитором 6 января 1875 года,
Чайковский вспоминает, как он работал в 1866 году на даче
Мятлева над Первой симфонией.
Письмо Чайковского к сестре от 7 июня 1866 года, когда Чайковский жил и работал над симфонией, плохо сохранились и не выдаются читателям
Письма Чайковского находятся в рукописном отделе РНБ.
Слайд 12«Уметь заставить себя работать» - пишет Чайковский в письме. Читая
письмо, в котором Чайковский описывает творческий процесс, можно сделать вывод,
что все новое, новаторское дается большим трудом.
Слайд 13Моцарт и Чайковский
Свою Первую симфонию Чайковский написал в тональности соль-минор,
как и симфония № 40 Моцарта.
Моцарт был кумиром Чайковского.
Нами
замечено, что звучание музыки Моцарта и Чайковского в рамках одной лекции - концерта усиливает эффект воздействия, вызывая в слушателях самые глубокие чувства и мысли.
Слайд 14Моцарт и Чайковский. Симфонии соль-минор.
Наложение звучания Главных партий симфоний.
https://www.youtube.com/watch?v=6TqIDIqOgb8
Слайд 15П.И. Чайковский «Детский альбом» в рамках проекта
«Взаимодействие искусств в
образовательном пространстве школы искусств»
Эмоциональный мир детей является очень важной для
нас темой. Дети очень часто носят в себе свои эмоции, переживания. Тема «Мир игрушки» помогает через образы игрушек облегчить переживания, сделать эмоции более светлыми.
На междисциплинарном уроке, в котором принимают участие ученики художественного отделения и ученики музыкального отделения, преподаватель делает обзор по теме «Мир игрушки в музыке». Более подробно анализируется «Детский альбом» П.И. Чайковского.
После прослушивания произведения в исполнении ученика, преподаватель делает анализ исполнения произведения, обсуждаются общие для музыкантов и художников средства выразительности: окраска звука, форма мелодического рисунка, форма, композиция.
Ссылка на фрагмент урока по данной теме
https://www.youtube.com/watch?v=QFQCfomeEeI
Слайд 16«Болезнь куклы» - мультимедийная презентация
учеников школы
https://www.youtube.com/watch?v=AM70cZiJbOQ
Слайд 17«Игра в лошадки» https://www.youtube.com/watch?v=iEh8flwkzXw
Слайд 18
https://www.youtube.com/watch?v=Wp8vJclOGs8
Времена года «Осенняя песня» - рисунки учеников художественного
отделения, исполняет Сотникова О.С.
Слайд 19
Фортепиано мультимедиа
Авторы Сотникова О.С., Бойко В.Я., Аверьянова Е.Б.
Мультимедийные презентации музыки
П.И. Чайковского вошли в Учебно-методическое пособие для обучения игре на
фортепиано Фортепиано мультимедиа
https://itunes.apple.com/us/book/фортепиано-multimedia/id991562564?mt=13
Слайд 20https://www.youtube.com/watch?v=AMb6eh2V3YU Марш из балета «Щелкунчик»
Слайд 22Вальсы П.И. Чайковского – действительно магия вальса
Слайд 24Мультимедиа – качественный образовательный ресурс
Главная задача нашего проекта «Взаимодействие искусств
в образовательном пространстве школы искусств» - помочь детям понять образы
классической музыки через восприятие своих сверстников.
Мультимедийные презентации музыки П.И. Чайковского, созданные в процессе работы над проектом используются в тематических лекциях - концертах.
Слушатели с благодарностью и огромным вниманием воспринимают мультимедийные презентации музыки П.И. Чайковского.
Слайд 25Роль Чайковского в мировой культуре и культурной жизни
Красносельского районе
Санкт-Петербурга
Имя Петра Ильича Чайковского и его музыка известна, близка
и понятна людям разных стран, национальностей и вероисповеданий
Несколько лет назад ЮНЕСКО проводило статистическое исследование, которое показали, что Чайковский самый исполняемый композитор в мире. Каждые три минуты звучит музыка Чайковского, творчество которого является вершиной мировой музыкальной культуры и не только 19 века.
Как важно для жителей Красносельского района осознавать, что Петр Ильич Чайковский, самый любимый композитора для людей всей Земли, начал свой творческий путь на нашей земле, в Сосновой Поляне.
Чувство гордости и ответственности появляется от осознания, что нам так близко удалось подойти к П. И. ЧАЙКОВСКОМУ, великому русскому композитору. А это и есть истинное чувство патриотизма.
Слайд 26Литература:
1. Асафьев Б. В. Моцарт и современность // Избранные труды: В
5-ти т. - М.: Изд. АН СССР, 1954. - Т.4
-С. 379.
2. Климовицкий А. И. Моцарт Чайковского: фрагменты сюжета // Климовицкий А. И. П. И. Чайковский. Культурные предчувствия. Культурная память. Культурные взаимодействия». СПб.: Издательство «Петрополис». 2015. 436 с. С. 143-188.
Слайд 27Литература:
3. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка.
Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т. 1–3. М.: Academia,
1934–1936. Т. 1. 643 с. С. 181.
4. Сотникова О. С., Серегина Н. С. К 150-летию создания Первой симфонии: мультимедийная презентация музыки Чайковского // Музыка и время. 2016. № 12. С. 53-56.