Слайд 1ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ
ПРАКТИКУ
Слайд 2 Понятие «инклюзивное образование» представляет собой особо организованную форму обучения, при
которой учащиеся с особыми образовательными потребностями:
-посещают те же школы, что
и их братья, сёстры и соседи;
-находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
-имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
-обеспечиваются необходимой поддержкой.
Вопрос, связанный с необходимостью организации особой поддержки детям с особыми образовательными потребностями, в том числе, детям с ОВЗ, является многоаспектным и весьма сложным. Один из аспектов данного вопроса связан с тьюторской поддержкой.
Слайд 3Тьютор
(англ. tutor – наставник, опекун;
лат. tueor – наблюдаю,
забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.
Слайд 4 Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы.
Понятие тьюторства пришло из Великобритании, где оно появилось в классических
английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Сегодня в Англии тьютор может быть прикреплен к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а затем и помогать ему вести проекты в вузе.
Слайд 5 Учитель обладает определенным знанием, которое он должен передать ученику. Он
несет ответственность за формирование знаний, умений, навыков, отчасти за формирование
мировоззрения. Учитель является, прежде всего, транслятором знаний, в то время как тьютор – помощник в эффективном усвоении этих знаний.
Тьютор осуществляет сопровождение каждого школьника в процессе овладения им индивидуальной образовательной программы. Он работает над созданием условий для самоопределения и формирования самостоятельности.
Однако учитель и тьютор непременно должны действовать сообща в режиме полного взаимопонимания
Следует различать роли учителя и тьютора в образовательном процессе
Слайд 6 В настоящее время тьютор в широком понимании - это консультант
учащегося, помощник, ассистент.
Тьюторская поддержка может быть осуществлена на разных
ступенях национальной системы образования (в период дошкольного обучения; в начальной, средней, старшей школе; в период профессионального обучения).
Слайд 7 Тьюторство, как новая в российском образовании педагогическая деятельность, становится в
условиях инклюзивной школы крайне важным фактором для создания эффективной, гибкой,
ориентированной на ребенка системы сопровождения.
Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитанию, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в рамках образовательного процесса и процесса социализации.
Такая поддержка способствует самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Слайд 8 В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия
для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную
среду образовательного учреждения.
Задача тьютора – развернуть для них индивидуальное сопровождение в массовой школе. Введение в образовательную программу учреждения таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, актуальны и для инклюзивной практики. Таким образом, в инклюзивном образовании позиция тьютора сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие.
Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с ОВЗ стать успешными в обществе. А это означает, что объектом сопровождения становится жизнь детей с особенностями в развитии, важным оказывается создание условий для полноценного и качественного нахождения человека с особыми образовательными потребностями в рамках нового образовательного пространства. Тьютор должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантное отношение к нему.
Слайд 9 Сегодня в образовательных учреждениях имеются необходимость и возможности для введения
в школу отдельной педагогической профессиональной должности – тьютора.
Но речь
также может идти и об осуществлении целей и задач тьюторского сопровождения штатными педагогами, дефектологами, психологами, классными руководителями, воспитателями. В этом случае встает вопрос о тьюторской компетенции. Компетенции тьютора – это компетенции современного педагога, позволяющие ему сопровождать индивидуальные образовательные программы.
Слайд 10 Особое внимание хотелось бы сосредоточить на вопросе профессиональной компетентности тьютора
и целесообразности организации специальной подготовки тьютора к профессиональной деятельности в
сфере инклюзивного образования.
Нежелательной представляется ситуация, в которой образовательная организация по каким-то причинам оказывается неготовой предоставить тьюторскую поддержку ребенку с ОВЗ на постоянной основе, а функции тьютора возлагаются на людей из близкого окружения ребенка или приглашенных волонтеров. В этом случае, ребенок не получает соответствующей эффективной квалифицированной помощи со стороны ассистента/сопровождающего.
Если говорить о привлечении волонтерской помощи, следует выделить главный минус, который связан с тем, что ребенок, его семья и тьютор не устанавливают контакт на длительный основе, а их общение и взаимодействие носит лишь кратковременный характер.
Слайд 11 Компетенции тьютора можно условно разделить на две группы: универсальные и
профессиональные.
Универсальные компетенции относятся к общему содержанию педагогического образования и
призваны обеспечить формирование таких качеств, как: толерантность, способность к эмпатии, гибкость и мобильность, готовность помочь, личная эффективность в сложных и нестандартных профессиональных ситуациях, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, умение применять полученные знания на практике, коммуникативность, инициативность, желание и умение профессионально совершенствоваться.
В самых общих чертах профессиональные компетенции выражаются в следующем:
– понимание сути, целей и идей инклюзивного образования,;
–знание закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития ребенка;
– навыки анализа особенностей взаимодействия и взаимовлияния ребенка с ОВЗ и социального окружения;
– образование в области специальной педагогики и специальной психологии; – коммуникативные способности;
–организаторские способности: умение участвовать в реализации запланированной деятельности, видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности, видеть и поддерживать интересы отдельных учащихся и групп, находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата;
–умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, учителями, специалистами, руководством);
–прогностические способности: умение определять возможности повышения и развития познавательного интереса учащегося, предвидеть результаты образовательных ситуаций.
Слайд 12 Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего для ребенка
с ОВЗ.
Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное
принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
Слайд 13 Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:
создание
условий для успешного обучения ребенка;
создание условий для успешной
социализации ребенка;
максимальное раскрытие потенциала его личности.
Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:
организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами подопечных. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Каждый ребенок уникален. Школьная среда, в которой находится ученик, также имеет свои особенности. Поэтому формулирование частных задач для тьютора ложится на плечи специалистов школьного консилиума конкретной школы.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Слайд 14 Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов.
Тьютор может выступать в роли координатора по инклюзии, помимо этого
в школах может быть создан Консилиум образовательного учреждения. Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если в образовательном учреждении существует такая практика, для тьютора формируются цели и задачи, связанные с работой с ребенком, с опорой на выявленные в ходе диагностики его особых образовательных процессов. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику его достижений.
Слайд 15 Необходимо особо отметить работу тьютора с родителями. Активность родителей и
понимание ими сути и цели занятий является необходимым условием эффективности
образовательного процесса и процесса социализации.
Слайд 16 Основные направления работы с родителями:
– установление контакта с родителями вновь
прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
– оказание
родителям эмоциональной поддержки;
– содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
– формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
– формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
– проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов.
Слайд 17 Тьютор должен уметь видеть ресурсы и трудности ребенка, чтобы найти
вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем.
Надо понять, что ребенок может сделать; что ему помогает; что его вызывает трудности.
Главным методом выступает наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами обследования на ПМПК, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения ит.д.
Слайд 18 сбор информации о ребенке;
анализ полученной информации и собственные
наблюдения;
совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального
образовательного плана работы с ребенком;
решение поставленных задач;
анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.
Этапы организации тьюторского сопровождения:
Слайд 19Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение
о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей)
ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
На данном этапе тьютор знакомится с результатами обследования ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Слайд 20Знакомство и установление контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства
и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор
знакомится с ребенком, его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего ребенка. Важнейшим элементом данного этапа является непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений.
Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат. Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением.
На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов. Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для их информирования и подготовки к приходу в образовательное учреждение ребенка с ОВЗ, а также для формирования социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников.
Слайд 21Адаптационный этап. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная совместная работа
тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную
жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ. Сроки адаптации детей в школе очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Важным моментом на этом этапе должна стать работа тьютора, направленная на успешное вхождение ребенка с ОВЗ в школьный коллектив.
Слайд 22Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения
положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап,
который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап направлен на взаимодействие с ребенком в ходе обучения, оценка первых результатов. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения.
Необходимо поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи.
Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Слайд 23Завершающий этап. Если это возможно при определенном статусе ребенка с
ОВЗ, нужно стремиться к максимальной самостоятельности в учебе с последующей
отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием эффективности тьюторской поддержки.
Слайд 24 На каждом этапе тьютору следует информировать родителей и всех участников
образовательного процесса об успехах, достижениях и трудностях в обучения и
социализации ребенка, проводить мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения.
При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.
Важно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Слайд 25 Программа тьюторского сопровождения в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося или
учащихся может иметь следующую структуру:
пояснительная записка к программе:
–
учебная и психологическая характеристика ребенка;
– рекомендации ПМПК;
– семейный заказ к тьюторской программе;
–особенности возраста (с учебной и образовательной точек зрения);
– индивидуальные особенности подопечного;
тьюторская программа:
– задачи работы;
– ожидаемые результаты;
– направления работы на текущий учебный год;
– формы работы.
Необходимая документация:
Слайд 26 Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка,
выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной
работе с данным учеником. Это могут быть, например, рекомендации специалистов с комментариями тьютора, которые возникают в процессе сопровождения, или дневник наблюдений за ребенком как одна из самых распространенных и необходимых форм документации.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.
Слайд 271. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития. Сегодня
учитель инклюзивного класса часто не является специалистом в области специальной
педагогики, тогда как тьютор может иметь это специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития так, чтобы не снизить при этом качества образования всего класса.
2. Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора.
3. Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка неспособным учиться самостоятельно в США считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени.
Тьютор и учитель должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика.
В соответствии с различными схемами организации учебного процесса можно выделить три совершенно разные организационные роли тьютора:
Слайд 28 Создание адекватной системы сопровождения учеников с ОВЗ в конкретном образовательном
учреждении требует серьезного анализа образовательного, кадрового, материально-технического и иного потенциала
самого учреждения.
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
– психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей инклюзивной деятельности, согласия с ними;
– наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из ресурсных центров, центров психолого-педагогического развития и коррекции;
– наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендацию на тьюторское сопровождение должна дать ПМПК. В документе можно прописать требования к квалификации тьютора и особенности сопровождения ребенка с ОВЗ. Организационные условия сопровождения решаются с администрацией конкретного ОУ и окружным управлением образования.
Условия введения тьюторской практики
Слайд 29Юридическое оформление тьюторской работы осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и
экономических возможностей ОУ: либо за счет введения должности тьютора; либо
за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей социального педагога или психолога; либо за счет выделения специальной позиции тьютора и заключения с ним отдельного трудового договора (контракта).
Документы, регламентирующие деятельность тьютора в ОУ:
– Устав ОУ (возможно, раздел, где описаны дополнительные платные образовательные услуги), в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации;
– Должностная инструкция тьютора в ОУ;
– Договор с родителями и ОУ на оказание тьюторской услуги.