Слайд 1Участие прокуратуры в правотворческой деятельности и правовой пропаганде
Слайд 2Роль прокуратуры в совершенствовании действующих нормативных правовых актов
Слайд 3 Таким образом, деятельность прокуратуры в силу её
предназначения связана с нормотворческим процессом. Важно точно и единообразно исполнять
законодательство. Если оно несовершенно, то - принимать меры по устранению выявленных недостатков.
Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор не наделен правом законодательной инициативы. В соответствии со ст. 99 Конституции правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Национального собрания, Совет Министров, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. В то же время, согласно п. 3 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 года № 220-З Генеральная прокуратура в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
Слайд 4 Прокуроры работая с законодательными и иными нормативными
актами, осуществляя надзор за исполнением законов, участвуя в расследовании уголовных
дел и в рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, рассматривая жалобы и заявления граждан, анализируя причины неисполнения или ненадлежащего исполнения правовых предписаний и совершая многие другие предусмотренные законом действия, нередко встречаются с:
фактами несовершенства (дефектностью) отдельных законодательных и иных актов,
несоответствием их нормативным актам более высокой юридической силы,
противоречивостью правовых предписаний (двусмысленностью), содержащихся в различных нормативных актах,
пробелами в правовом регулировании, разного рода грамматическими погрешностями, нередко искажающими смысл правовых предписаний.
Слайд 5об изменении законов и иных нормативных правовых актов;
о дополнении законов
и иных нормативных правовых актов;
об отмене или о принятии законов
и иных нормативных правовых актов.
Реализуя возложенные обязанности, прокуроры в одном случае принимают меры к отмене незаконных актов или их отдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с законом, внося протесты или обращаясь с заявлениями в суды, в другом случае при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативно-правовых актов прокуроры вносят в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения:
Слайд 6 Характерные особенности возложенных на прокуратуру задач, содержание
ее деятельности и распространение ее фактически на все сферы общественных
отношений, урегулированные нормами законодательства, обеспечивают хорошую осведомленность прокуратуры о состоянии правового регулирования и исполнении законов. Это позволяет прокуратуре принимать эффективное участие в обеспечении правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства.
Слайд 7Формы участия прокуратуры в правотворческой деятельности
Слайд 8
Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов.
По просьбам (предложениям) Президента и Правительства Республики Беларусь,
областных, районных распорядительных и исполнительных органов прокуроры совместно с другими правоохранительными и иными органами участвуют в разработке наиболее важных правовых актов, государственных и региональных программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной.
Закон не запрещает прокурорам и по собственной инициативе разрабатывать проекты законов и других нормативных правовых актов, проектов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями.
Слайд 9Проведение правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов.
Палата представителей Национального собрания и Правительство Республики Беларусь
направляют в республиканскую прокуратуру проекты наиболее важных законов и других нормативных правовых актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия законодательству Республики Беларусь. Органы исполнительной власти также направляют проекты своих нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры.
Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству.
Слайд 10Прокуроры имеют возможность:
предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта,
внести
соответствующее дополнение в виде новых статей или пунктов,
указать на
неполноту регулирования актами общественных отношений в регулируемой сфере,
высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде,
выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду его явного несоответствия актам более высокой юридической силы.
Слайд 11Участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на
заседаниях представительных и исполнительных органов;
Согласно Закону о
прокуратуре Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.
При обсуждении проектов нормативных правовых актов, прокурор имеет право высказать свое мнение о законности принимаемого акта.
Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.
Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.
Слайд 12Принесение протестов об отмене незаконных актов.
При установлении
нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его
заместители в пределах своей компетенции опротестовывают незаконные акты.
Участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты.
Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, которое широко используется прокурорами всех уровней.
Участвуя в этой работе, прокуроры имеют возможность:
выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы,
убедить депутатов и других лиц вне законности принятого ими акта или части его,
напомнить о возможных последствиях, которые могут наступить при исполнении незаконных предписаний.
Слайд 13Внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики
Беларусь о принятии новых актов, об отмене действующих актов или
о внесении в них дополнений и изменений (поправок).
Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять в правотворческие органы (должностному лицу) предложения о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании и признании утратившими силу нормативных правовых актов.
Слайд 14Взаимодействие прокуратуры с законодательными органами
Слайд 15К формам взаимодействия прокуратуры с законодательными органами, органами местного самоуправления
следует отнести:
взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и
правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;
совместная разработка и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;
совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
Слайд 16совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
участие представителей соответствующих
органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;
участие прокуроров в заседаниях
органов представительной власти, местного самоуправления;
предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.
Слайд 17Юридическое значение актов Генерального прокурора Республики Беларусь
Слайд 18 В соответствии с законом Генеральный прокурор издает обязательные
для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания,
распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры Республики Беларусь и порядок принятия мер материального и социального обеспечения указанных работников.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» акты Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами по регулированию общественных отношений, являются нормативными правовыми актами.
Слайд 19 Согласно п. 16 ч. 2 Закона «О
нормативных правовых актах Республики Беларусь» приказ – нормативный правовой акт
функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
Таким образом, приказы Генерального прокурора Республики Беларусь имеют юридическую силу нормативного правового акта.
Приказы Генерального прокурора относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях Конституции Республики Беларусь, Закона о прокуратуре и других законов, международных договоров Республики Беларусь.
Слайд 20Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры.
В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за
исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок.
Слайд 21 Распоряжения связаны в основном с реализацией мер
разового или краткосрочного характера.
С помощью положений
регламентируется статус структурных подразделений республиканского аппарата прокуратуры Республики Беларусь, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.
Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.