Структура учебной дисциплины (разделы темы)
Структура учебной дисциплины (разделы и темы)
Основная литература по всему учебному курсу:
Дополнительная литература по теме №1:
Дополнительная литература по теме №1:
План:
Основы взаимоотношений между государством и личностью
Основы федеративного устройства России
Основы организации и деятельности органов публичной власти
Методы правового регулирования
Метод «властеотношлений»
Наделение сторон правами и обязанностями
Дозволение, запрет и возложение обязанностей
Таким образом, конституционное (государственное) право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В рамках данного вопроса можно выделить актуальные проблемы определения:
1. Наименования данной отрасли права как конституционного или как государственного права.
2. Предмета конституционного права и предмета регионального публичного права.
В рамках данного вопросам представляется актуальной проблема:
выделения конституционно-правовых основ правовой системы Российской Федерации
Проблема конституционализации правовой системы и правовой политики Российской Федерации находится в контексте разработанной В.В.Ершовым и активно развивающейся в настоящее время концепции интегративного понимания права, которая “основывается, в частности, на социологическом, естественно-правовом и легистском типах правопонимания и находит свое внешнее выражение, в том числе в основополагающих принципах международного и внутригосударственного права, которые являются самостоятельными формами международного и внутригосударственного права, определяющими их сущность, обеспечивающими сбалансированное состояние права, его взаимосвязь с иными формами права, внутреннее единство и целостность; ожидаемость, предсказуемость, непротиворечивость и последовательность правотворческого и правореализационных процессов”.
Уголовного права:
гарантии судебной защиты прав и свобод человека, обжалования решений и действий (или бездействие) органов и должностных лиц публичной власти (ст.46);
правила подсудности уголовных дел (ст.47) и отсутствия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54);
право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48);
презумпция невиновности (ст.49);
запрет на повторное осуждение за одно и тоже преступление и использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст.50);
право не свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников (ст.51);
гарантии прав потерпевших (ст.52);
право на возмещение государством вреда (ст.53).
Муниципального права
- местное самоуправление относится к числу основ конституционного строя России и является самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти (ч. 2 ст. 3);
местное самоуправление является самостоятельным в пределах своих полномочий, а его органы не входят в систему органов (ст. 12);
экономические и территориальные гарантии обособленности и самостоятельности местного самоуправления (ст. 130 и 131);
круг вопросов местного значения, в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны (ст. 132);
- правовые гарантии обеспечения самостоятельности местного самоуправления ( ст. 133 ).
Устанавливают правила поведения в самом общем виде, детализации и конкретизации осуществляется в нормах других отраслей права (бланкетные нормы)
Закрепляют основы и принципы всех публичных и частных отраслей права
Народ России и образующие его нации и народности
Граждане РФ, их группы, собрания, лица без гражданства и иностранцы
Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления
Российская Федерация и её субъекты
Должностные лица, депутаты всех уровней власти, их объединения
Политические партии и общественные объединения
По степени определенности содержащихся предписаний (императивные, диспозитивные)
По юридической силе (обладающие большей или меньшей юридической силой)
По характеру содержащихся предписаний (управомочивающие, обязывающие, запрещающие)
По функциональному (целевому) предназначению (регулятивные и охранительные)
Государственно-правовые нормы объединяются в правовые институты по признаку регулирования качественно однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность (институты гражданства, избирательного права, государственно-правовой ответственности, парламентаризма и т.д.
Нормативность
такого акта означает, он, в отличие от индивидуальных (правоприменительных) актов, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, призван регулировать качественно однородные общественные отношения, например, составляющие предмет конституционного права.
права.
Основные признаки, характеризующие нормативный правовой акт
Правовой характер
анализируемого акта означает его письменный официальный характер, принятие (издание) в определенной форме и принятие по специальной юридической процедуре правотворческим органом в пределах его компетенции, наличие гарантий исполнения, обеспечиваемых принудительной силой государства, вхождение в единую систему источников права (наличие определенной юридической силы и занятие соответствующего места в иерархии таких источников).
29 ноября 2007 г. Пленума Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" сформулировал следующие существенные признаки нормативного правового акта:
- издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;
наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
конституционного права.
права.
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
2. Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и
распоряжения Правительства, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
3. Конституции (уставы), законы и иные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
1. Договоры и соглашения в области государственного строительства
2. Судебные акты (решения и правовые позиции Конституционного Суда; постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда; решения Европейского суда по правам человека);
3. Традиции и обычаи.
.
Таким образом, указанные рассуждения позволяют сделать вывод о том, что под источником конституционного права следует понимать акт нормативного характера, регулирующий конституционно-правовые отношения и имеющий определенную публично-правовую форму выражения государственно-правовых норм, которая указывает на его юридическую силу и соответственно место в системе (иерархии) таких источников.
Актуальная проблема правового закрепления перечня принципов международного права, которым должны соответствовать источники публичного и частного права в России.
Актуальная проблема юридического признания в РФ судебных решений в качестве источника права.
Законы города Москвы - нормативные правовые акты высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями города Москвы на референдуме города и подписываемые Мэром.
Постановления Московской городской Думы - правовые акты организационно-распорядительного характера
Решения Уставного суда города Москвы - правовой акт, принимаемый на его заседании, выражающий волю суда или констатирующий, определенные обстоятельства
Правовые акты Мэра Москвы: указы - издаваемые по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы; распоряжения - по вопросам оперативно-распорядительного характера.
Правовые акты Правительства Москвы: постановления имеют нормативный характер; распоряжения издаются по оперативным и другим текущим вопросам, не имеют нормативного характера.
Правовые акты иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, не имеющие нормативного характера (распоряжения и приказы)
Договоры и соглашения, заключаемые органами государственной власти города Москвы
Обычаи национального права
Применительно к конституционному праву
исторические и местные традиции осуществления местного самоуправления;
исторические и местные традиции деятельности казачьих организаций и казачьего местного саморегулирования.
неписанные правовые обычаи обычного права в некоторых республиках Северного Кавказа
Формы (источники) международного права, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации:
основополагающие принципы международного права; международные договоры; обычаи международного права
;
Основополагающие принципы международного права
самостоятельные формы международного права, определяющие их сущность, обеспечивающих сбалансированное состояние права, его взаимосвязь с иными формами права, внутреннее единство и целостность; ожидаемость, предсказуемость, непротиворечивость и последовательность правотворческого и правореализационных процессов
Под международным договором Российской Федерации
надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования
Основные выводы Конституционного Суда Российской Федерации, положенную в основу его правовой позиции
- в силу приоритета конституционных положений, закрепляющих суверенитет России, а также признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации следует считать недопустимой имплементацию в правовую систему государства международных договоров, участие в которых может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания;
- признание Россией общепризнанных принципов и норм международного права составной частью национальной правовой системы не означает её отказ от государственного суверенитета, относящегося к основам конституционного строя и предполагающего верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти;
- Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на неё обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции Российской Федерации;
поскольку Россия не вправе заключать международные договоры, не соответствующие Конституции, а правила международного договора, если они нарушают конституционные положения, не могут и не должны применяться в её правовой системе, основанной на верховенстве Конституции Российской Федерации, обязанностью органов государственной власти при имплементации международных договоров, предполагающей соотнесение законодательства Российской Федерации с её обязательствами по международным договорам, являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как они определены Конституцией.
;
1. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
2. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
3. Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации.
4. При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу Конституции неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта.
5. В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации рекомендовать судам использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации
;
В отличие от отрасли права предметом науки является изучение практики реализации государственно-правовых норм и институтов, анализ закономерности их развития. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательной базы, а соответствующим органам публичной власти – рекомендации в области правоприменительной деятельности
В рамках рассматриваемого вопроса наиболее актуальными представляются проблемы выбора и обоснования методов науки конституционного (государственного) права, под которыми традиционно понимают совокупность логических способов, приемов, методов, подходов государственно-правового исследования, принципов познания, правил, используемых для получения и формирования истинных, обоснованных знаний, объективно отражающих действительность научных исследований по проблематике научной специальности «12.00.02 - конституционное право, судебный конституционный процесс, муниципальное право».
.
Конституционное право как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем одноименная наука, поскольку ограничивается рамками учебных планов и программ, которые разрабатываются в каждом учебном заведении в соответствии c требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины (дидактическим единицами), в данном случае по специальности «Юриспруденция
Обобщение практики государственно-правового строительства России
Законодательство зарубежных государств
Международно-правовые договоры, соглашения и др.
Доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей
Работы ведущих российских и зарубежных ученых-государствоведов
Актуальная проблема: разработки и внедрения новых методов научных исследований науки конституционного права в целях устранения её излишней формализации и догматичности, разрушения “башни из слоновой кости”, которую она напоминает.
Принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод человека
Принцип разделения властей
Основы советской государственно-правовой системы, в соответствии с марксиско-ленинской идеологией
Конституционные основы и принципы современной российской государственности
Принцип полновластия Советов
Принцип социалистической законности
Принцип правового государства
Руководящая роль рабочего класса и его коммунистической партии в социалистическом государственном строительстве
Неравенство прав и свобод граждан по классовому признаку, их государственная природа
Советские органы государственной власти ( Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров и др.)
Переходное состояние Российской государственно-правовой системы – характеризуется ослаблением всех государственно-правовых институтов, обусловленным объективными факторами, связанными прежде всего, c кардинальными изменениями в системе организации государственной власти. Постсоциалистическое государство – это в основном демократическое государство c той или иной степенью элементов авторитаризма, это также государство светское, и это государство либо частично социальное, либо имеющее лишь отдельные элементы социального государства».
Основные признаки, характеризующие переходное состояние Российской государственно-правовой системы
«…
Новизна большинства государственно-правовых институтов, отсутствие базовых теоретических концепций их становления и развития
Демократические процессы становления и развития гражданского общества, правового государства, правовая система которого ориентирована на понимание права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов государственной власти России, в том числе и суда.
Конституционное право как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем одноименная наука, поскольку ограничивается рамками учебных планов и программ, которые разрабатываются в каждом учебном заведении в соответствии c требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины (дидактическим единицами) по специальности «Юриспруденция».
В связи с сложным процессом внедрения новых государственных образовательных стандартов 3-го поколения актуальной представляется проблема определения структуры и содержания учебных дисциплин государственно-правовой специализации, подлежащих включению в учебные планы бакалавриата и магистратуры.
Представляются обоснованными доводы о том, что особых учебных дисциплин заслуживают:
права и свободы человека и гражданина, включая статус гарантирующих их институтов – уполномоченных по правам человека и, возможно, прокуратуры (компетенция в данной области); право народных голосований (выборы, референдум, отзыв); парламентское право, включая, в частности, статус Счетной палаты и сравнительный анализ представительных органов государственной власти субъектов Федерации.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть