Слайд 1УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ №1
Тема1.1.-1.2 Модуль 1 «Теоретические основы культурологического знания»
ТЕЛЕФОН
КАФЕДРЫ: 20-22
ФЕДОРИЩЕНКО
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Слайд 21. Предмет, метод, задачи и функции культурологии.
2. Взаимосвязь культурологии
с другими гуманитарными
науками.
3. Понятие культуры, ее структура и функции.
4.
Морфология культуры. Место культуры в системе бытия.
5. Культурные ценности, нормы, традиции и инновации.
6. Семиотика культуры. Понятие цивилизации.
В О П Р О С Ы Л Е К Ц И И:
Слайд 3ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Впервые термин «Культурология» использовал немецкий ученый
В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук».
Он назвал культурологией «науку о специфически человеческих способах деятельности»
Тогда этот термин не получил
широкого распространения.
Слайд 4ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Американский культурный антрополог Л.А. Уайт( Лесли
Элвин – Leslie Alwin White 1900-1975 USA в своих работах
«Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973):
обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку;
заложил ее общетеоретические основы;
предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию.
Слайд 5ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Рассматривал культурологию как науку, изучающую целостную
систему элементов духовной и материальной культуры, в ходе освоения человеком
окружающего его мира, с разных ракурсов его восприятия.
Слайд 6ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Периоды развития культурологического знания
донаучный этап представлений
о культуре (от Древнего мира до XVIII в.);
этап становления знаний
о культуре в рамках других наук (XVIII – XIX вв.);
формирование культурологии как самостоятельной науки (XX в.).
Слайд 7ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Этапы становления культурологии как области научного
знания
1) Этнографический
(1800-1860)
2) Эволюционистский
(1860-1895)
3) Исторический
(1895-1925)
Слайд 8ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Причины выделения культурологии как научной дисциплины
Абстрактность
системы первых научных знаний о культуре
Стремление к нахождению общего подхода
к пониманию культуры в условиях нарастания диалога различных культур
Необходимость в соотношении различных культур в условиях нарастания национального самосознания
Необходимость создания планов рациональной государственной политики в области культуры
Необходимость формирования культурного воспитания человека
Необходимость в создании гуманитарного «противовеса» технократизму (принципу, в котором власть принадлежит техническим специалистам).
Слайд 9ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культурология в широком смысле – совокупность
всех наук изучающих культуру.
Культурология в узком смысле – конкретная наука
занимающаяся историей различных культур, сравнением и изучением их особенностей. На основе обобщения данных об отдельных культурах культурология строит теоритическую систему знаний о сущности культуры в целом.
Слайд 10ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
определение места культуры в
системе бытия;
выявление отношений культуры к природе, обществу и человеку;
исследование
функций культуры;
изучение конкретных культур: памятников, явлений, и событий культурной жизни;
взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д.
Слайд 11ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
человек, общество, народы,
государства, человечество в целом.
ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
культура как способ жизни человека, общества,
народов, государств и человечества в целом.
Культурология призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.
Слайд 12ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Методологии (философии) культурологического исследования:
Формационная методология
(К. Маркс, Ф. Энгельс):
история есть смена общественно-экономических формаций, и для
каждой формации характерна своя культура. Культура есть следствие исторически определенной экономики и тесно связанной с экономикой политикой, «обслуживает» те или иные общественные и экономические отношения.
2. Цивилизационная методология (А. Тойнби, Н.Я. Данилевский):
Всякая культура (цивилизация) проходит определенные стадии (этапы) развития: зарождается, развивается, достигает своего кульминационного пика, а затем постепенно умирает, и, наконец, наступает смерть. Т.е. культура проходит те же этапы развития, что и живой организм.
Слайд 13ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Методологии (философии) культурологического исследования:
3. Психоаналитическая
методология (З. Фрейд):
Культура, с одной стороны, сдерживает человеческие инстинкты, делает
жизнедеятельность безопасной от разрушительных сил человеческого бессознательного. С другой стороны, культура подавляет в человеке многие творческие задатки, создавая «среднего человека».
4. Социологическая методология ( П. Сорокин):
история человечества есть смена целостных социокультурных сверхобщностей, связанных определенным единством ценностей.
5. Символическая (семиотическая) методология (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс): акцент на знаковой символической природе культурных феноменов.
Слайд 14ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Общенаучные Методы культурологических исследований
Диалектический метод -
предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне - противоречивого многостороннего явления,
требующего конкретного изучения;
Системный метод - позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент;
Структурно - функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента функционирования;
Аналитический метод - позволяющий рассматривать явления культуры в ходе её «диалога» с другими культурами;
Компаративный метод - сравнения культур по какому - либо основанию, признаку.
Слайд 15ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Диахронический метод заключается в
изложении, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности. (вертикаль)
Синхронический метод
состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития (горизонталь).
Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.
Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.
Слайд 163
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
5. Биографический метод заключается
в анализе жизненного пути деятеля.
6. Герменевтический метод - используется для
исследований символически - знаковой концепции культуры.
7. Культурантропологический метод – применяется если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм,, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.
Частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии - описание, классификация, наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно - исторический анализ текстов, и т.п.
Слайд 173
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Принцип объективности рассмотрения –
недопущение субъективизма.
Принцип целостности (всесторонности рассмотрения) – изучение объектов и явлений культуры
позволяет «свести воедино» многосторонние исследования,
Принцип детерминизма – требует рассматривать явления культурной жизни в их причинной зависимости.
Принцип развития – требует изучать культурные явления и процессы не в застывшем виде с учетом тенденций и перспектив их развития. Этот принцип реализуется в познании в единстве двух подходов: исторического и логического.
Слайд 183
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Принцип историзма
означает:
изучение культурных явлений в контексте конкретного исторического времени;
строгий учет всех
конкретно-исторических условий культурного явления;
опору на «живые» памятники культуры, конкретные культурологические источники (произведения писателей, художников, историков, философов и т.п.).
6. Принцип плюралистичности – важнейшее условие объективного анализа альтернативных точек зрения по спорным культурологическим проблемам.
Слайд 19ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Междисциплинарные связи:
Философия – открывает путь к
познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении;
Социология
– выявляет закономерности ее функционирования в обществе;
Психология – предоставляет возможность глубже понять механизм восприятия человеком ценностей культуры, становления его духовного мира;
Этнография – способствует пониманию национально-этнической уникальности культур народов мира;
Искусствознание – раскрывает особенности художественной культуры;
История – позволяет рассмотреть развитие культуры в прошлом.
Слайд 20ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Слайд 21ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Структура культурологии:
История культуры – изучает процесс
преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов;
История культурологических учений
– исследует процесс развития представлений о культуре;
Философия культуры – рассматривает наиболее общие культурологические проблемы;
Социология культуры – исследует процесс функционирования культуры в обществе;
Культурная антропология – раскрывает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, процесс адаптации человека к окружающей культурной среде и становления духовного мира личности;
Прикладная культурология – исследует организацию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, методику проведения массовых праздников, фестивалей и форумов.
Слайд 22ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
функции культурологии:
Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция. Благодаря этой
функции обеспечивается познание культуры, ее свойств и закономерностей.
Воспитательная функция.
Формирует у людей ценностные потребности и ориентации, социальные качества, воспитывает их в духе высоких идеалов
Управленческая функция. Отражает связь объекта культурологии (культуры) с практикой, с работой органов государственной власти и социальных институтов.
Прогностическая функция. Научное предвидение развития культурных процессов в ближайшей и дальней перспективе.
Слайд 23ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
функции культурологии:
Мировоззренческая функция. Способствует овладению людьми
богатством культуры и в итоге формирует мировоззрение, помогает каждому человеку
определить свое место в обществе.
Методологическая функция культурологии неразрывно связана с мировоззренческой функцией. Она состоит в использовании общих положений и принципов, методов и средств в познавательной и предметно- преобразующей социокультурной деятельности людей.
Слайд 243
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
В Древней Греции близким к термину «культура» являлся термин ПАЙДЕЙЯ в
значении воспитания неотделимого от образования, просвещения, «культуры души».
Впервые слово культура встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона (234—148 до н.э) De Agri Cultura(ок. 160 г. до н. э.) в значении особого душевного отношения к возделыванию земли.
Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.
Слайд 253
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах»
употребил
слово «культура» в
переносном значении, назвав
философию «культурой души»
(«cultura animae»)
,
Слайд 263
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
В средневековом христианстве культура отождествляется с миром Бога, "не культура"
- с тем, что ведёт к нечистой силе, сатане.
Все, что утверждает, проявляет бога, стремится к богу - есть культура, и наоборот. место человека занимает бог - творец, место понятия "культура", занимает понятие "культ".
Основной акцент в этом понятии переносится на заботу, поклонение и почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека.
,
Слайд 273
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
Для эпохи Возрождения разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания
и образования человека.
В XVII в. немецкий юрист и историограф Самуэль Пуфендорф (1632–1694), а так же Т. Гоббс стали использовать в новом значении слово «культура». как обозначение результатов деятельности общественно значимого человека.
Культура понималась как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы, она противопоставлялась природному, или естественному, состоянию человека
,
Слайд 283
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
Английский философ Т. Гоббс (1588 – 1694) и немецкий юрист
и историк С. Пуффендорф высказали идею о том, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (необразованном) и культурном (воспитанном в обществе).
Слайд 293
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
И.Гердер (1744—1803),
рассматривал культуру
в историческом аспекте.
Развитие культуры ,
по его
мнению, составляет
содержание и смысл
исторического процесса
состоящий в «воспитании
человеческого рода»
в «просвещении».
Слайд 303
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
Основополагающая позиция эпохи Просвещения: культура – это духовное совершенствование человеческого
рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум.
История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию.
Сама культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии.
Слайд 313
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
Слово «культура» вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х
годов XIX века.
Д.М. Велланский (1774—1847) ученый медик и философ последователь Шеллинга так определяет культуру: «Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре.» Речь идет не о «второй природе». Культура — это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях.
Слайд 323
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ
Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной
и духовной жизни (мировая культура).
Уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа (например, античная культура).
Степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности (например, производственная культура)
Просвещенность, образованность, начитанность, наличие определенных навыков поведения в обществе, воспитанность (например, культурный человек).
Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.
Слайд 333
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ:
культура создана деятельностью человека;
культура не может существовать вне
общества;
культура – это проявление творческого начала в человеке;
культурной деятельности присуща свобода;
культура находится в состоянии перманетной динамики.
Слайд 343
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
Функции культуры:
адаптационная;
коммуникативная;
познавательная;
нормативная;
интегративная;
социализации;
информационная.
Слайд 353
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ:
Материальная культура (культура труда и материального производства, культура быта,
физическая культура – культура отношения к своему телу и т.д.)
Духовная культура (литература, живопись, музыка и т.д.)
Слайд 363
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ:
Миф – единая нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, включающая в
себя зачатки религиозных верований, знаний, нравственных установок, искусства.
Религия – вера в существование сверхъестественных сил и в связь человека с ними.
Религия выражается:
в религиозных представлениях (о боге, богах, святых, рае, аде, нечистой силе);
в эмоциональном отношении к религии (чувства верующих);
в религиозных действиях – культе (совершение обрядов);
в различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.)
Слайд 373
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ:
Искусство сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение мира
и его преобразование на началах красоты.
Наука – это, во-первых, особая форма общественного сознания наряду с мифологией, религией, философией, искусством, политикой, правом. Во-вторых – это особый вид познавательной деятельности основанной на объективности, истинности, достоверности знаний получаемых посредством рациональных процедур и экспериментальной проверки. В – третьих, это особый социальный институт.
Мораль – система ценностей, регулирующих человеческое поведение на основе представлений о добре и зле.
Слайд 383
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ БЫТИЯ И
ФУНКЦИИ
МЕСТО КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ БЫТИЯ:
Слайд 393
понятие идентичности
Идентичность(самоидентичность): отождествление себя человеком с другими людьми или группой
людей.
Виды идентичности:
Слайд 403
инкультурация и социализация
Инкультурация (термин введен М.Дж Херсковицем в 1948 г.)
– процесс приобщения человека к культуре, усвоение им привычек, норм,
стереотипов поведения.
Социализация – включения человека в общественные отношения, усвоение им норм и ценностей, установленных тем или иным обществом.
Социализация и инкультурация проходят в трех основных сферах:
в деятельности;
в общении;
в сфере самосознания.
Слайд 413
Культурные ценности и нормы
Ценностные ориентации – представления, с помощью которых
человек ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из них
являются для него наиболее значимыми, а какие менее.
Норма – это установление, которое одобряется обществом, мера того, как следует поступать человеку.
Виды норм:
неписанные – поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения;
правовые – отражены в нормативно-правовых документах.
Три основных слоя культурных норм:
общекультурные;
групповые;
ролевые нормы.
Слайд 423
Культурные традиции и инновации
Традиция (лат. «передача, предание») – совокупность формальных
процедур хранения и передачи социокультурных норм из поколения в поколение
в том или ином обществе.
Инновация – нововведение, создающее условия для появления изменений в обществе и культуре
Культурная модернизация – переход от традиционной культуры к инновационной, процесс отхода культуры от традиционных норм и ценностей и ее ускоренное развитие благодаря многочисленным инновациям во всех сферах культуры.
Слайд 433
Семиотика культуры
Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Создатели:
американский философ и логик Чарльз Сандерс Пирс (1839 – 1914)
и швейцарский филолог и антрополог Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913).
Артефакты ( от лат. arte – искусственный и faktus –сделанный) - продукты человеческой деятельности, сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий.
Субъективные характеристики артефактов – это их смыслы, выраженные в их предназначении.
Предметы взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют.
Как носитель смысла предмет становится знаком - соглашением (явным или неявным) о приписывании чему-либо (означающему предмет) определенного значения(информация о предмете, связи между знаком и предметом обозначения).
Слайд 443
Семиотика культуры
Знак есть материальный предмет, а его значение (смысл, информация)
– продукт духовной деятельности.
Язык в широком смысле - любая система
знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях (язык театра, музыки и т.п.).
Культурный код – система знаков определенной культуры, отражающая ее основные особенности и позволяющая опознать ее среди других культур (код русской культуры, культурный код православия, ислама и т.д.).
Слайд 453
Семиотика культуры
типы знаковых систем культуры
Семиотическое поле – все многообразие знаковых
средств, используемых в культуре, в которое входят следующие типы знаковых
систем:
Естественные языки – вещи и явления природы, которые становятся знаками, когда указывают на другие предметы (дым - знак огня и т.п.).
Предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.
Иконические знаки (греч. eicon – изображение) -искусственно созданные знаки-образы, их определяющей чертой является сходство с тем, что они изображают).
Слайд 463
Семиотика культуры
типы знаковых систем культуры
4
4. Конвенциальные (условные) знаки (лат. conventio
– соглашение, договор) искусственно созданные знаки, имеющие мало общего с
тем, на что они указывают. Их значение определяется соглашением (красный крест, погоны и т.п.).
5. Вербальные (языковые) знаковые системы.
Структура языка: звуки – слова – фразы – предложения – тексты:
фонетика – звуковая, акустическая сторона языка;
лексика – словарный фонд языка;
грамматика – система форм и способов образования, изменения и употребления слов.(Л.В. Щербина: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка).
стилистика - манера оформления речи, характеризуемая принципами отбора и комбинации используемых языковых средств.
6. Знаковые системы записи (письмо, нотная грамота и т.п.)
Слайд 473
Семиотика культуры
межкультурная коммуникация
Межкультурная коммуникация – это процесс взаимодействия между представителями
различных культур с целью передачи или обмена информацией.
Субъекты межкультурной коммуникации:
отдельные
личности:
группы;
организации;
сообщества;
социальные институты.
Основная единица коммуникации – сообщение,текст.
Слайд 483
Понятие цивилизации
Цивилизация(лат.civitas–город-государство, коллектив граждан):
мировая культура в целом (например, современная цивилизация);
определенная
степень развития общества (например, возникновение древнеегипетской цивилизации);
своеобразие духовной, материальной и
социальной жизни той или иной страны, группы стран, народов или человечества на определенном этапе развития.
На своеобразие цивилизации оказывают влияние:
природно-климатические условия;
образ жизни людей;
уровень материального производства;
уровень политического развития общества;
уровень духовного развития общества.
Критерии:
территориальный;
исторический.
Слайд 493
Понятие цивилизации
Две точки зрения на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»:
Это
синонимы. Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «образованный», «воспитанный» в противоположность
«необразованному», «дикому». В ХХVIII – XIX вв. цивилизация часто рассматривалась как третий этап истории человечества: «дикость – варварство – цивилизация».
Противопоставление этих понятий. Освальд Шпенглер («Закат Европы») стал называть цивилизацией последнюю стадию развития каждого типа культуры, характеризующуюся омертвлением и бездуховностью.
Слайд 503
Понятие цивилизации
С сегодняшней точки зрения:
эти понятия имеют разный исторический масштаб
– культура сопровождает всю историю существования человечества, тогда как цивилизация
существует около 5 тысяч лет;
Развитие цивилизации не сводится к развитию культуры: помимо культурных факторов существуют экономические , социальные и политические, а также не зависящие от человека природно-географические факторы развития цивилизации.
Слайд 513
Вопросы к семинарскому занятию
Основные этапы становления культурологии как науки.
Место
культурологии в системе гуманитарного знания.
Структура и состав современного культурологического знания.
Цели
и задачи теоретической и прикладной культурологии.
Понятие культуры, ее структура и функции. Морфология культуры и ее место в системе бытия.
Культурные ценности, нормы, традиции и инновации.
Семиотика культуры. Цивилизация и культура
Слайд 523
Основная учебная литература
1. Золкин А.Л. Культурология: учебник/ Изд-во:Юнити-Дана, 2012
(ЭБС
«Унтверситетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru)
Дополнительная учебная литература
1. Культурология: Учебное
пособие для студентов высших учебных за-ведений / Под научн. ред. Г.В. Драча. Изд. 12-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 576 с.
2. Флир, А.Я. Культурология для культурологов: уч. пособие. Изд. 2-е –М,: 2010.- 672 с.