Слайд 1УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ №4
Тема 3.4. «Культура Византии»
ТЕЛЕФОН КАФЕДРЫ: 20-22
ФЕДОРИЩЕНКО
АЛЕКСЕЙ
ИВАНОВИЧ
КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Специфика культуры Византии.
2. Ранний этап в истории культуры
Византии
3. Средний этап в истории культуры Византии
4. Поздний этап в
истории культуры Византии
Слайд 3Новый Рим
Византийское искусство IV - V вв. очень тесно переплетено
с раннехристианским искусством и является его существенной частью. При этом на раннем
этапе культура Византии испытывает сильное влияние античной культуры.
11 мая 330 года император Константин основал новую столицу - Константинополь. Этот город строился как церковный центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления.
Слайд 4
Византии, в отличие от западной части Римской империи, удалось избежать
опустошительных набегов варваров; она осталась главной хранительницей античного наследия, центром
науки и культуры.
Название происходит от города Византий, на месте которого римский император Константин I Великий в 330 г. основал столицу империи Константинополь.
Слайд 5Наряду с греческими и римскими, в Византии творчески перерабатывались элементы
художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта и др. стран;
этот сложный
сплав преобразовался в самобытный художественный стиль византийского искусства, тесно связанный с христианским вероучением.
(в 325 г. христианство стало государственной религией Римской империи)
Слайд 6В византийском искусстве тесно переплелись утончённая декоративность и пышная зрелищность,
условность художественного языка и глубокая религиозность, эмоциональность и догматизм, экспрессия
и философская глубина, служение Высшему началу и восхищение красотой мира.
Слайд 7Византийское искусство подразделяется на следующие периоды:
ранневизантийское искусство (4–7 вв.);
период иконоборчества
(8 в.);
эпоха расцвета византийской культуры (9—12 вв., до захвата Константинополя крестоносцами в
1204 г.);
поздневизантийское искусство (13–15 вв., до завоевания Константинополя турками в 1453 г.).
Слайд 8Творческое переосмысление наследия античности проявилось в ранневизантийский период как в
изобразительном искусстве, так и в архитектуре.
Храмы мыслились теперь не
как место пребывания статуи божества, а как огромные дома для совместной молитвы.
Внешние стены храмов утратили украшения и колонное убранство: архитектурные формы воплощали идею отъединения, защиты от внешнего мира.
Скупость и простота наружного облика храмов контрастировала с великолепием интерьеров.
Слайд 10Два уровня образования
Тривиум – грамматика, риторика и диалектика
Квадривиум – арифметика,
геометрия, астрономия и музыка
Слайд 11Неоплатонизм и христианство
Неоплатонизм-идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и
восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин.
Христианство—
авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.
Плотин
Псевдо-Дионисий
(Ареопагит)
Слайд 13Направления богословской мысли той эпохи
Ø Арианство: Ариане считали, что Христос
- творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не
вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
Ø Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
Ø Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
Ø Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.
Слайд 14Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на
I Вселенском Соборе в Никее и подтверждены на II Вселенском
Соборе в Константинополе.
Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии.
Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии. Часто догматика выражается кратко письменно в виде официального вероисповедного документа — исповедания веры или катехизиса.
Слайд 16Патристическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника,
христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийского общества
и приходят на смену античной культуре.
На смену античному представлению о героической личности, приходит
мир страждущего, раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека.
Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение.
Слайд 17В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья -
идея союза христианской церкви и "христианской империи".
Во всех сферах знания,
в литературе искусстве наблюдается смешение языческих и христианских идей, образов, представлений, колоритное соединение языческой мифологии с христианской мистикой.
Индивидуальность художника еще не растворилась в церковно-догматическом мышлении.
Слайд 18Центром культурной жизни этого и последующих периодов был Константинополь. В
4–5 вв. в столице шло грандиозное церковное и светское строительство, в
котором соединились римский размах и конструктивный рационализм с восточной роскошью. Вокруг города поднялись тройные крепостные стены с башнями, возводились пышные дворцы с мозаичными полами, термы, библиотеки.
Воплощением нового вероучения в изобразительном искусстве стали иконы – образы Христа, Богоматери, святых.
Характерные для античности живые взгляды и естественные позы соединены в них с неведомой ранее пронзительной одухотворённостью.
Наряду с иконописью, переживает расцвет искусство фрески и мозаики и книжная миниатюра
Слайд 19Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм.
Отдавая предпочтение
духу перед телом, она вместе с тем пыталась снять дуализм
земного и небесного, божественного и человеческого, духа и плоти.
Не отрицая телесной красоты, византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше.
Мир - это прекрасное творение божественного художника. Поэтому красота естественная выше, чем красота, созданная руками человека, как бы "вторичная" по своему происхождению.
Слайд 20Эллинизм не мог в полной мере противостоять мощному потоку восточных
влияний, нахлынувших на Византию в первые столетия ее существования. В
это время ощущается воздействие на византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских художественных традиций.
В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль в искусстве.
С этого времени Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
Слайд 21В VIII веке Империя вступила в новый период своего развития
— становления и победы феодального строя.
Особенно широкий политический и идеологический резонанс
в Византии вызвали церковные реформы.
В этот период становятся основные различия между православной и католической церквями.
Городские стены Константинополя
Слайд 22В 8 в. византийское искусство переживало глубокий кризис, вызванный активизацией иконоборческих
идей. Противники икон видели в священных изображениях пережитки языческого идолопоклонства,
утверждая, что Бога нельзя представить в человеческом образе. Во времена иконоборчества безжалостно уничтожались ранневизантийские художественные произведения.
Слайд 23Византийская икона Божией Матери Влахернской, защитницы империи.
Впервые в истории Византии произошло
открытое столкновение государства и церкви. Иконоборцев поддерживала правящая светская элита,
а иконопочитателей - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборчество — это борьба военной землевладельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви и раздел ее имущества.
Слайд 24Византийская империя к 717 году
В период иконоборчества (726-843) была сделана попытка
официального запрещения икон.
В защиту икон выступил философ, автор многих
богословских сочинений Иоанн Дамаскин.
По его мнению, икона принципиально отличается от идола.
Слайд 25Окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному
сложению иконографического канона.
Слайд 26После окончательного осуждения иконоборчества, вновь наступила эпоха расцвета византийской культуры.
Её подразделяют
на периоды: македонского ренессанса (9 – первая пол. 11 в.);
комниновский
(вторая пол. 11–12 в.
Македонский ренессанс – время возрождения и расцвета иконописи и античных традиций.
Комниновский период – время расцвета религиозной мысли; самые сложные богословские идеи и образы находят в искусстве полноценные формы выражения. Вместе с тем широко распространяются светские жанры, в религиозном чувстве становятся важными личные переживания, произведения искусства отличает теплота и человечность
Слайд 27При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества.
Все дворцы
окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями.
В светском
искусстве иконоборческого периода победили принципы архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности.
Слайд 29Архитектурные типы
Типы храмов:
Базилика
Центрическая церковь
Местные школы зодчества:
Константинопольская (столичная)
Римская
Восточная (сирийская)
Слайд 30Сирийская школа
Кладка из хорошо пригнанных каменных блоков.
Деревянные перекрытия.
Иногда применялись деревянные
купола.
Деревянные стропильные фермы перемежаются каменными арочными перемычками.
Отчетливые геометрические объемы, небольшие
проемы окон.
Слайд 31Константинопольская школа
Широкое применение кирпича и сводов
Тенденция к сложным интерьерам
Византийская кладка
– кладка, состоявшая из перемежающихся рядов плинфы и тесаных каменных
блоков с толстыми слоями раствора
Слайд 32Базилики
Интерьеры ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед, к алтарю
В
соответствии с христианскими обрядами пространство базилики делилось на несколько частей.
В апсиде устраивался алтарь, зал для молящихся был разделен на три нефа
От входа зал отделялся нартексом
Слайд 35Центрическая архитектура
В плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный
(греческий) крест.
Основа – радиальная симметрия.
Слайд 38Храм Софии в Константинополе
Самое значительное сооружение византийского
зодчества—храм Софии в Константинополе.
Грандиозный
замысел создания храма, который должен был затмить римский Пантеон, был
осуществлен архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 537 г.
Слайд 42Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты. Именно
византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное
и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи.
Слайд 43Византийские мозаики из смальты Ранневизантийский период
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне,
V век
Слайд 44Византийские мозаики из смальты Ранневизантийский период
Баптистерий Православных в Равенне, V
век
Слайд 45Византийские мозаики из смальты Ранневизантийский период
Большой императорский дворец в Константинополе.
V век
Слайд 46Византийские мозаики из смальты Ранневизантийский период
Церковь Сан-Витале в Равенне, VI
век
Слайд 47Византийские мозаики из смальты Ранневизантийский период
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне,
VI век
Слайд 48Византийские мозаики из смальты Ранневизантийский период
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в
Равенне, VI век
Слайд 49Светская тематика в мозаике
Император Юстиниан со свитой и Епископ Максимилиан.
Мозаика
базилики Сан Витале в Равенне.
Слайд 50Иконопись
С VI в. всё большую роль в интерьере храмов начинают
играть иконы.
Большая часть ранних икон погибла во время иконоборчества
.
Полагают, что в основе этого вида искусства лежал заупокойный египетский портрет (т.н. фаюмский портрет), который проник в раннехристианскую среду.
Все ранние иконы, как и фаюмские портреты, созданы в технике восковой живописи — энкаустики.
Слайд 51Репрезентанты ранневизантийской иконописи
Богоматерь с младенцем, св. Феодором, св. Георгием и
двумя ангелами
Епископ Авраам
Сергий и Вакх
Слайд 52Скульптура и пластика
Византийская скульптура первоначально была ограничена светской тематикой.
Основным
же видом скульптуры становится рельеф.
Византийские произведения пластики выполнены в
традициях античности.
Такие предметы получили в науке название «византийский антик»
Слайд 55Византия в этот период достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития
культуры.
В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны
противоречивые
тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.
Слайд 56Последний яркий расцвет поздневизантийского искусства пришёлся на время правления династии
Палеологов (1261–1453).
Священные образы исполнены величия и сосредоточенной отстранённости; библейские и
евангельские сюжеты связаны непрерывным повествованием, единым движением и масштабом, отмечены стремлением к изображению пространственной среды
Слайд 57В XI-XII вв. возрождаются литературные традиции ориентированные на шедевры античности,
что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных
форм.
Заимствуются сюжеты и формы и восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни.
Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке.
Впервые за всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы (эпическая поэма о Дигенисе Акрите, созданная на основе цикла народных песен в X-XI вв.)
Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
Слайд 58В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче
и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент.
Однако подлинно новый
период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства.
Слайд 59В 1453 г. Константинополь был захвачен турками, превратившими христианские храмы в
мечети.
Однако традиции византийского искусства сохранялись в Греции, на островах Крит
и Кипр, в Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии.
Эту культуру называют поствизантийской (15–17 вв.)
Византия сыграла огромную роль в развитии художественной культуры Древней Руси, унаследовавшей её традиции.
Слайд 60ПЛАН СЕМИНАРА
1. Исторические особенности формирования Византийской империи, их влияние на
культуру Византии.
2. Ранний этап в истории культуры Византии.
неоплатонизм, арианство, несторианство,
монофиситизм, халкедонство и христианство;
политическая и военная организация византийского государства;
образование в Византии;
архитектура, живопись и скульптура;
церковная музыка, литература, народные зрелища.
3. Средний этап в истории культуры Византии.
иконоборцы и иконопочитатели;
эстетические идеалы и искусство;
расцвет культуры (возрождение светской литературы, драматического искусства, создание нотного письма и др.).
4. Поздний этап в истории культуры Византии.