По характеру производственной деятельности объекты бывают
Потенциально опасные
это объекты, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности (РОО, ХОО, БОО, ГОО, ПВОО), либо объекты, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек
Критически важный объект
это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой РФ, субъекта РФ или муниципального образования, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
ФЗ-68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» статья 1
ОБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ
ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
это объекты на которых возможно единовременное пребывание 50 и более человек. Данные объекты дополнительно категорируются при организации мероприятий антитеррористической защищенности
По количеству единовременно находящихся на объекте
ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕКТЫ), НЕ ОТНЕСЕННЫЕ К КАТЕГОРИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ ПРЕКРАЩАЮЩИЕ РАБОТУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Руководитель организации создает структурное подразделение (назначает освобожденного или нештатного работника) уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС утверждает положение (инструкцию) и осуществляет контроль за его деятельностью.
Руководитель организации создает дежурно-диспетчерскую службу (дежурную службу) и создает стационарный повседневный пункт управления в организации.
Руководитель организации ОБЕСПЕЧИВАЕТ своевременное представление информации в области защиты от ЧС природного и техногенного характера в рамках информационного взаимодействия.
Задачи руководителя в рамках функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):
Законодательство в области защиты населения и территорий от ЧС
Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Постановление Правительства Московской области
от 4 февраля 2014 N 25/1 «О Московской областной системе предупреждения и ликвидации ЧС»
Указ Президента Российской Федерации
от 11 января 2018г. N 12 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года»
Постановление Главы городского округа Серпухов
от 11 августа 2016 N 1503 «Об утверждении положения о муниципальном звене территориальной подсистемы РСЧС на территории г.о. Серпухов»
Целью государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.
Указ Президента Российской Федерации
от 11 января 2018г. N 12 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года»
Предупреждение возникновения и развития, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций
Снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций
Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Целью разработки данного Федерального закона является
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Ликвидация чрезвычайной ситуации
Основными направлениями деятельности РСЧС являются:
комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижению размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения
Предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Сбор, обработка, и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
Основные задачи, решаемые РСЧС (12 задач)
Создание запасов материальных и финансовых средств
для ликвидации ЧС.
Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.
Осуществление мероприятий по социальной защите
населения в ЧС, проведение гуманитарных акций.
Реализация прав и обязанностей населения и участников ликвидации ЧС в области защиты от ЧС.
Международное сотрудничество в области защиты
населения и территорий от ЧС.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Территориальная подсистема
Функциональная подсистема
Функциональные подсистемы
создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов
Территориальные подсистемы
создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий
Южный
межрегиональный центр включает 2 федеральных округа 15 региональных центров
Центральный
межрегиональный центр включает 2 федеральных округа 31 региональный центр
Северо-западный межрегиональный центр включает в себя
11 региональных центров МЧС
Один из региональных центров называется Московская областная система предупреждения и ликвидации ЧС (МОСЧС)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Муниципальное звено территориальной подсистемы РСЧС г.о. Серпухов действует на основании
Постановления Главы городского округа Серпухов от 11 августа 2016 N 1503 «Об утверждении положения о муниципальном звене территориальной подсистемы РСЧС на территории г.о. Серпухов»
ВОЗГЛАВЛЯЕТ МОСЧС Губернатор Московской области – председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций МО
ВОРОБЬЕВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ
В Московской области созданы и функционируют следующие уровни территориальной подсистемы РСЧС
ОБЪЕКТОВЫЙ УРОВЕНЬ
Создается на основании приказа руководителя организации (предприятия)
Начальник отдела гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
секретарь КЧС и ОПБ
КУЛАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Глава городского округа Серпухов
председатель КЧС и ОПБ
руководитель Гражданской обороны
ЖАРИКОВ ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Координационным органом МЗ МОСЧС г.о. Серпухов является КЧС и ОПБ
г.о. Серпухов является муниципальным звеном Московской областной системы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (МОСЧС)
Постоянно действующим органом МЗ МОСЧС г.о. Серпухов является отдел ГО и ЧС администрации г. Серпухова
Органом повседневного управления МЗ МОСЧС г.о. Серпухов является единая дежурно-диспетчерская служба г. Серпухова
Начальник единой дежурно-диспетчерской службы
г. Серпухова
СЕРГЕЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Объектовый уровень территориальной и функциональной подсистемы РСЧС
Руководство объектовым звеном территориальной (функциональной) подсистемы РСЧС осуществляет руководитель учреждения (предприятия)
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от ЧС;
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Минатом России
МВД России
МЧС России
Минздрав России
Минобороны России
Минобразование России
МПР России
Минпромнауки России
МПС России
Минсвязи России
Минсельхоз России
Минтранс России
Минтруд России
Минэнерго России
Минюст России
Госкомрыболовство России
Госстрой России
Росгидромет
Росбоеприпасы
Россудостроение
Росрезерв
Госгортехнадзор России
Госатомнадзор России
ПЕРЕЧЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ РСЧС,
Постановление Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (Статья 4)
Функционально включает в себя:
Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой Министерства здравоохранения РФ функционирующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровне
Руководство ВСМК осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 734 «Об утверждении положения о Всероссийской службе медицины катастроф»
Запасы (резервы) материально-технических средств
Система управления и связи, в т.ч. сопряженная с системой 112
Если в организации (предприятии) создан объектовый уровень РСЧС, то руководитель обязан создать и все его составляющие
Органы повседневного управления
Дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций
Органы управления объектового уровня РСЧС
Объектовая КЧС и ОПБ создается решением руководителя организации, о чем издаётся Приказ о создании объектовой КЧС и ОПБ и приказом утверждается положение о комиссии.
Постоянно действующие органы создаются в форме структурных подразделений (секторов), освобожденных и нештатных работников организации на основании Приказа руководителя организации .
Внеочередные заседания КЧС и ОПБ
Проводятся в соответствии указаниями вышестоящих комиссий, а так же при необходимости принятия решений по отдельным вопросам
Экстренные заседания КЧС и ОПБ
Проводятся при угрозе и (или) возникновении чрезвычайной ситуации
Результатом работы КЧС и ОПБ является решение комиссии, которое утверждает председатель КЧС и подписывает секретарь КЧС.
Решение доводится до всех заинтересованных лиц и обязательно к исполнению всеми работниками организации, а так же предприятиями, расположенными на ее территории независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Деятельность постоянно действующих органов регламентируется следующими нормативными документами:
Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. N 230
«Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»
Постоянно действующие органы управления РСЧС
Специально уполномоченные органы по вопросам ГОЧС создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью решения задач по защите населения и территорий от ЧС, а так же для подготовки к ведению и ведению гражданской обороны.
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно. Работники в данных организациях как правило назначаются на нештатной основе.
Руководителем структурного подразделения уполномоченного на решение задач в области ГОЧС может быть один из заместителей руководителя организации.
Структурные подразделения, отдельные работники, нештатные работники уполномоченные на решение задач в области ГОЧС назначаются приказом руководителя, которым утверждается положение об уполномоченном органе (для структурного подразделения) или должностная инструкция для отдельных работников.
Органами повседневного управления РСЧС являются подразделения, создаваемые для обеспечения деятельности организаций в области защиты от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС
Дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций - орган повседневного управления объектового звена РСЧС осуществляющий круглосуточное дежурство на пункте управления и имеющий в подчинении силы и средства привлекаемые к ликвидации последствий ЧС.
Руководство ДДС в рамках объектового звена возлагается на структурное подразделение (работника) уполномоченного по вопросам ГО и ЧС.
Основаниями для создания и функционирования дежурно-диспетчерской службы организации являются:
Законодательство в области сбора и обмена информацией
Постановление Правительства Московской области
от 6 июля 2011г. № 647/24
«Порядок организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области»
Постановление Правительства Российской Федерации
от 24 марта 1997г. N 334
«О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Распоряжение Губернатора Московской области
от 27 декабря 2012г. № 612-РГ
«Об обмене информацией при возникновении аварийных ситуаций (происшествий) на территории Московской области»
Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация на безвозмездной основе
Постановление Правительства Российской Федерации
от 24 марта 1997г. N 334
принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях
Постановление Правительства Российской Федерации
от 24 марта 1997г. N 334
Федеральный закон №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» статья 6
На муниципальном уровне
Постановление Главы города Серпухова от 13 ноября 2013г. N 1612 «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории г.о. Серпухов от ЧС природного и техногенного характера »
На региональном уровне
Постановление Правительства Московской области от 6 июля 2011г. № 647/24 «Порядок организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Московской области»
На объектовом уровне
Инструкция дежурному персоналу ДДС по организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
Информация в области защиты населения и территорий от ЧС предоставляется учреждениями и организациями на безвозмездной основе независимо от формы собственности и уровня подчиненности.
Организацию сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в г. Серпухова осуществляют:
в Администрации г. Серпухова – ЕДДС г. Серпухова;
на уровне организаций – ДДС организаций, руководители структурных подразделений организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Информация подразделяется на:
оперативную
плановую
К оперативной информации относятся:
сведения о прогнозируемых и (или) возникших ЧС и их последствиях,
сведения о силах и средствах городского звена МОСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также об их деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС
К плановой информации относятся:
Сведения об организациях и их деятельности, необходимые для заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
В плановую информацию в обязательном порядке включаются данные о численности населения г. Серпухова и работников организаций.
Приказ МЧС России
от 23 декабря 2005г. №999
«Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»
Приказ МЧС России
от 18 декабря 2014г. №701
«Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны»
Постановление Правительства Российской Федерации
от 8 ноября 2013г. N 1007
«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Силы и средства гражданской обороны
Силы и средства РСЧС и ГО создаются заблаговременно. В задачу организаций входит обеспечение поддержания их в готовности к применению по предназначению, оснащение и обучение личного состава формирований.
Силы РСЧС:
Для оперативного реагирования на возникшие ЧС создаются силы постоянной готовности, основу которых составляют
Аварийно-спасательные
службы (АСС)
Аварийно-спасательные
формирования (АСФ)
иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток
Силы и средства наблюдения и контроля
В результате деятельности сил и средств наблюдения и контроля предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, своевременно оповещаются об угрозе возникновения ЧС органы управления и население.
Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения
Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ Министерства здравоохранения РФ
Ветеринарная служба Мин. сельского хозяйства и продовольствия РФ
Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ
Геофизическая служба Российской академии наук
Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Основу сил и средств ликвидации ЧС составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, которые создаются:
Из состава профессиональных АСС и АСФ создается группировка сил и средств постоянной готовности, предназначенная для немедленного реагирования на возникшие ЧС
Все НАСФ подлежат обязательной регистрации. Регистрацию НАСФ организаций осуществляют в муниципальных образованиях
НАСФ допускается к проведению аварийно спасательных работ только после прохождения аттестации при условии укомплектованности ее не менее чем на 75% спасателями, аттестованными на право ведения тех видов АСР, на выполнение которых аттестуется НАСФ.
Очередная переаттестация НАСФ проводится 1 раз в три года
Эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности (средней опасности) и отнесенные в установленном порядке к категориям по ГО
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I класса опасности (чрезвычайно высокой опасности) и II класса опасности (высокой опасности)
Организации, создающие НАСФ в обязательном порядке
Срок приведения в готовность НАСФ в мирное время составляет 6 часов в военное время 3 часа
Специальные формирования
создаваемые
на военное время
в целях решения задач в области ГО
Ст.15 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ
Силы гражданской обороны:
НФГО нештатные формирования по обеспечению выполнению мероприятий гражданской обороны
Руководители категорированных предприятий:
1. Создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО.
2. Осуществляют обучение личного состава НФГО.
3. Создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.
НФГО создают и поддерживают в состоянии готовности организации, отнесенные в установленном порядке
к категориям по гражданской обороне
Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часа
Система управления гражданской обороной и РСЧС
Управление гражданской обороной и и защитой от ЧС
целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной и РСЧС, по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны, а так же при ликвидации последствий ЧС
Система управления гражданской обороной и РСЧС - составная часть системы государственного управления РФ, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
Проводная стационарная связь
Проводная полевая связь
Радиосвязь
Другие виды вязи
Телекоммуникационные системы управления ГО и РСЧС
Системы мониторинга инженерных сетей (СМИС)
Системы геопозиционирования
Терминальные комплексы связи и управления на основе сетевых технологий
Видеоконференц связь
Система связи гражданской обороны и РСЧС
Система связи гражданской обороны и РСЧС - организационно-техническое объединение сил и средств связи, обеспечивающих обмен информацией в системе управления ГО, а так же для обеспечения работы органов управления, сил и средств РСЧС в различных режимах функционирования.
Связь – основа управления
Основные понятия по оповещению населения
Система оповещения обеспечивает своевременное доведение информации и сигналов оповещения до:
Органов управления ГО, РСЧС
Сил и средств ГО, РСЧС
Работающего и неработающего населения
Локальные система оповещения потенциально-опасных предприятий (ЛСО)
Кто должен создавать локальные системы оповещения
Локальная система оповещения должна обеспечивать оповещение населения не только на территории предприятия, но и на прилегающих территориях, зонах действия ЛСО:
- в районах размещения РОО – в радиусе 5 км вокруг объектов (включая рабочий поселок объекта);
- в районах размещения ХОО – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
- в районах размещения гидротехнических сооружений (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от объектов.
ОБЪЕКТОВАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ (ОСО)
совокупность технических и организационных средств оповещения, обеспечивающая доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта, объектовых сил и служб гражданской обороны.
ОСО должна быть сопряжена с местной автоматизированной системой централизованного оповещения
СОУЭ - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
Требования по созданию СОУЭ отражены в своде правил СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов
Способы оповещения: звуковой, речевой, световой
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.
Существуют следующие сигналы оповещения ГО и РСЧС:
Телефоны стационарные и мобильные. Для передачи сигналов управления и оповещения ГО и РСЧС, а так же информация для руководителей и должностных лиц ГО и ЧС.
Терминальные стационарные и мобильные комплексы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания
Порядок проведения оповещения
СИГНАЛ ВНИМАНИЕ ВСЕМ ПРЕДНАЗНАЧЕН
для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации
Для его подачи проводится включение электросирен в непрерывном режиме (на 3 мин.), производственных гудков и других сигнальных средств.
При срабатывании электросирен в режиме непрерывного звучания работающее и неработающее население обязано: включить радиоприемник на частоту 104 FM; телевизор настроить на канал ТВ «Серпухов», находясь на улице или в местах массового пребывания подойти к громкоговорителям, электронным терминалам и приготовится прослушать речевое сообщение.
Сигнал «Внимание всем»
применяется как в мирное, так и в военное время
Когда произошло (время, дата)
Какие существуют угрозы и для каких территорий (объектов)
Прогноз начала воздействия поражающих факторов
Рекомендации населению по организации защиты
Сообщение повторяется 2-3 раза
Использование средств индивидуальной защиты
Организационный способ:
подготовка населения области защиты от ЧС
своевременное оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС в военное или мирное время
Категорированные объекты
Некатегорированные объекты с численностью более 200 чел.
Некатегорированные объекты с численностью менее 200 чел.
Организации управления в сфере ЖКХ .
Высшие учебные заведения
Общеобразовательные учебные заведения
Предприятия потребительского рынка и услуг
Малые предприятия численностью 50 чел. и менее
Организации (объекты) которые разрабатывают документы по предупреждению и ликвидации ЧС:
План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации обеспечения пожарной безопасности на год, квартал, месяц
План локализации и ликвидации аварийных ситуаций
(Для организаций имеющих потенциально опасные объекты)
План повышения защищенности критически важных объектов
(Для критически важных объектов)
Приказ о создании объектового звена РСЧС и Положение об объектовом звене РСЧС.
План эвакуации предприятия при возникновении или угрозы возникновения ЧС природного и техногенного характера с приложениями (на карте и текстуально)
План обучения персонала объекта на новый учебный год
План по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
(Организации хранения и использования нефтепродуктов: тяжелые нефтепродукты - 5т; нефть - 2т; легкие нефтепродукты).
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Объекты третьего типа - объекты экономики, которые не относятся к объектам первого и второго типа.
Разработку Планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС обязаны обеспечить руководители объектов экономики первого и второго типов.
Объекты третьего типа Планы действий не разрабатывают и получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу.
Кто разрабатывает План действий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера?
Типы объектов определены на основании
Письма МЧС России от 29 мая 2014 года N 43-2360-2
План действий согласовывается:
- для объектов первого типа - с начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ;
- для объектов второго типа - с руководителем органов, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС при органе местного самоуправления.
Малые предприятия с количеством единовременно находящихся на объекте людей менее 50 чел. разрабатывают:
ГОСТ 22.0.02-2016г. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
Термины и определения основных понятий
Приказ МЧС России
от 8 июля 2004 N 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях»
Распоряжение Губернатора Московской области
от 27 декабря 2012г. N 612-РГ «Об аварийных ситуациях на территории Московской области, информация о возникновении которых подлежит докладу в первоочередном порядке»
Федеральный закон №68-ФЗ Статья 1
Источник чрезвычайных ситуаций ЭТО:
опасное техногенное происшествие
авария, катастрофа
опасное природное явление
стихийное бедствие
широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений
По характеру чрезвычайные ситуации классифицируются по степени воздействия поражающих факторов ЧС и в зависимости от источникам чрезвычайной ситуации на:
Техногенные ЧС
Природные ЧС
Биолого-социальные ЧС
Военные ЧС
Классификация по характеру и источникам ЧС
состояние, при котором в результате возникновения источника биолого - социальной ЧС на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений
источники ЧС
Биолого-социальная ЧС
ГОСТ Р 22.0.04-95 Биолого-социальные ЧС Термины и определения
Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
Природная ЧС
ГОСТ Р 22.0.03-95 Природные ЧС Термины и определения
источники ЧС
Состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Техногенная ЧС
ГОСТ Р 22.0.05-94 Техногенные ЧС Термины и определения
источники ЧС
Военные ЧС
Источниками военных ЧС является целенаправленное применение противником обычных средств поражения или оружия массового поражения с целью вызвать техногенные, природные и биолого-социальные ЧС
Право на определение ситуации (происшествия) как чрезвычайная ситуация дается руководителю соответствующего уровня РСЧС.
При определении произошедшей ситуации как чрезвычайной руководитель, принявший данное решение должен:
ввести режим чрезвычайной ситуации для органов управления, сил и средств соответствующего уровня РСЧС;
организовать оповещение и сбор объектовой КЧС и ОПБ;
классифицировать ЧС по характеру и по масштабу;
определить и обеспечить соответствующий уровень реагирования на возникшую ЧС;
организовать управление и обеспечить руководство ликвидацией ЧС.
Возникновение чрезвычайной ситуации
Критерии чрезвычайной ситуации
С целью объективного принятия решения о возникновении чрезвычайной ситуации установлены критерии ЧС
Режим чрезвычайной ситуации – (вводится в случае непосредственного возникновения или ликвидация последствий ЧС)
Решение об изменении режимов функционирования принимает председатель соответствующей КЧС и ОПБ.
Непосредственную команду на изменение режима функционирования отдает оперативный дежурный ЕДДС (диспетчер ДДС организации).
Постановление Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (Статья 24)
Порядок изменения режимов функционирования
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации
границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации
перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации
Одно из направлений деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС является ликвидация ЧС
Цель проведения аварийно-спасательных работ:
розыск и деблокирование пострадавших;
оказание первой помощи пострадавшим;
эвакуация людей из опасной зоны.
Непосредственно участвуют в аварийно-спасательных работах аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, в т.ч. нештатные аварийно-спасательные формирования
Цель проведения неотложных работ:
создание условий для проведения спасательных работ;
предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.
Для проведения неотложных работ, по решению КЧС и ОПБ организации могут быть привлечены нештатные формирования гражданской обороны
Непосредственным руководителем ликвидации ЧС на территории или объекте является руководитель или назначенное им должностное лицо
Руководители аварийно - спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководителю ликвидации ЧС подчиняются все силы и средства, участвующие в проведении АСДНР, и никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя по ликвидации ЧС иначе, как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей лицом, которым он был назначен, приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо
Руководитель организации в мирное время, руководит подготовкой к ведению гражданской обороны на основании Плана основных мероприятий по вопросам ГО и ЧС, а в военное время руководит ведением гражданской обороны в соответствии с Планом гражданской обороны.
Руководитель организации, приводит в готовность НФГО для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны и НАСФ для защиты от ЧС.
Руководитель организации, при возникновении (угрозе) ЧС принимает решения на выполнение мероприятий по защите населения (территорий) от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Краткая история создания гражданской обороны
Указ Президента Российской Федерации
от 20 декабря 2016 года N 696 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области гражданской обороны
на период до 2030г.»
Постановление Губернатора Московской области
от 26 декабря 2016г. №578-ПГ
«Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Московской области »
Основными факторами, влияющими на состояние гражданской обороны, являются
Нарастание рисков возникновения крупномасштабных ЧС, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов
увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных ЧС и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС
угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации
сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных
растущая угроза проявлений экстремизма
Государственная политика РФ в области ГО
является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных ЧС.
Общие положения
ФЗ№28 «О гражданской обороне» Статья 1
Выполнение системы мероприятий гражданской обороны это ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
Ведение гражданской обороны
заключается в выполнении мероприятий
по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Подготовка государства к ведению ГО осуществляется
заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения,
военной техники и средств защиты населения.
Ведение ГО на территории РФ или отдельных ее местностях
начинается с момента :
объявления состояния войны
фактического начала военных действий
введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях
ФЗ№28 «О гражданской обороне» Статья 4
при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
6. Проведение АСДНР
7. Первоочередное обеспечение пострадавшего населения
8. Борьба с пожарами
9. Обнаружение и обозначение районов РХБ заражения
10. Санитарная обработка населения и спец. обработка техники
11. Восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах
12. Восстановление функционирования
коммунальных служб
14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций
15. Обеспечение постоянной готовности
сил и средств ГО
Задачи, решаемые в области гражданской обороны
4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты
Заблаговременно
Ликвидация последствий
Защита населения
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ – выполняются в целях решения задач гражданской обороны при ведении гражданской обороны
Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют непосредственно их руководители
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и на их Главные управления по субъектам РФ
В Московской области на Главное управление МЧС России по Московской области
Структурное подразделение органов местного самоуправления, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны
Структурное подразделение (работник) организации, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны
Устанавливаются следующие категории организаций по гражданской обороне
(Статья 4)
Особой важности
Первой категории
Второй категории
Организации, не отнесенные ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными
Показатели, определяющие роль организации в экономике государства, а также особые условия, характеризующие:
степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций
месторасположение организации
значимость организации как объекта культуры
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются: численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время; объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время
Первая группа
- численность населения более 1000 тыс. чел.
- численность населения 500 - 1000 тыс. чел. и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по ГО или более 50 организаций первой (второй) категории по ГО
- более 50% населения либо территории попадают в зону химического, радиоактивного загрязнения или затопления
Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне осуществляется на основании
Постановления Правительства РФ №1149 от 3.10.1998г.
Вторая группа
- численность населения 500- 1000 тыс. чел.
- численность населения 150 - 500 тыс. чел. и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по ГО или более 20 организаций первой (второй) категории по ГО
- более 30% населения либо территории попадают в зону химического, радиоактивного загрязнения или затопления
Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне
Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от:
их оборонного и экономического значения
численности населения
нахождения на территории организаций отнесенных к категориям по ГО
нахождения организаций, представляющих опасность для территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления
ППРФ №1149 Статья 3
Задачи руководителя по материально-техническому и финансовому обеспечению ГО и ЧС
Руководитель организации определяет порядок привлечения финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС и разбронирование запасов для обеспечения выполнения мероприятий ГО
Руководитель организации обеспечивает хранение, освежение и пополнение запасов и резервов материально-технических средств, контролирует их целевое использование.
Руководитель организации в установленном порядке планирует и осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а так же мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны.
Руководитель организации в установленном порядке создает запасы средств индивидуальной защиты и определяет порядок их использования (применения) в мирное и военное время.
Федеральный Закон Российской Федерации
от 29 декабря 1994г. N 79-ФЗ (с изм. от 2003г.)
«О государственном материальном резерве»
Постановление Правительства Российской Федерации
от 10 ноября 1996г. N 1340 (с изм. от 2017г.)
«О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление Правительства Московской области
от 28 марта 2008г. N 211/8 (с изм. от 2017г.)
«Об утверждении порядка создания, хранения, использования и восполнения резервного фонда материальных ресурсов московской области для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера на территории Московской области»
Постановление Правительства Российской Федерации
от 27 апреля 2000г. N 379 (с изм. от 2017г.)
«О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных медицинских и иных средств»
Для выполнения мероприятий гражданской обороны
создаются запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
Запасы создаются Приказами руководителей организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороны
Объемы и номенклатура запасов определяются исходя из возможного характера военных конфликтов на территории РФ, величины возможного ущерба, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов
Резервы создаются Приказом руководителя объектового звена
СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВОВ МТС
СОЗДАНИЕ ЗАПАСОВ МТС
Объемы и номенклатура резервов определяются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
МЧС РОССИИ
N 2-4-71-24-11 от 23.05.2017г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОМЕНКЛАТУРЫ И ОБЪЕМОВ СОЗДАВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ,ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ, НАКАПЛИВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом
В целях реализации задач финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС руководитель организации издает Приказ о создании финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Резервы финансовых и материальных ресурсов
Резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти
Резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации. В Московской области создан Резервный фонд на базе ГКУ МО «Мособлрезерв» (Постановление Правительства Московской области от 28 марта 2008г. N 211/8)
Местные резервы материальных ресурсов
Объектовые резервы материальных ресурсов, создаются решением руководства предприятий, учреждений и организаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов
Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организациями;
самостоятельно.
Обеспечение СИЗ органов местного самоуправления осуществляется за счет запасов создаваемых органами исполнительной власти субъекта РФ
Порядок обеспечения СИЗ населения
Приказ МЧС России
от 1 октября 2014г. №543 (с изм. от 2017г.)
«Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»
Порядок обеспечения СИЗ населения
Накопление и хранение запасов СИЗ:
СИЗОД из расчета 100% общей численности населения проживающего в ЗВХЗ и дополнительно 5% для замены при подборе размеров ;
Респираторы из расчета 100% общей численности населения проживающего в ЗВРЗ и дополнительно 1% для замены неисправных ;
МСЗ из расчета 30% общей численности населения проживающего в ЗВРЗ и ЗВХЗ.
СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения ГО
и об угрозе возникновения или при возникновении ЧС
Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в организациях
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» статья 34 определяет,
Финансирование единой системы осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
Руководитель организации назначает ответственного за пожарную безопасность.
Руководитель организации определяет порядок обучения работников в области пожарной безопасности.
Руководитель организации определяет перечень организационно-технических мероприятий по укреплению пожарной безопасности и контролирует их выполнение.
Руководитель организации, в соответствии с установленными требованиями руководит проведением пожарных тренировок с работниками организации.
Руководитель организации осуществляет контроль за исполнением требований пожарной безопасности и противопожарного режима работниками организации.
Указ Президента Российской Федерации
от 1 января 2018. N 2
«Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года»
Приказ МЧС России
от 12 декабря 2007г. №645
«Нормы пожарной безопасности Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»
Федеральный закон Российской Федерации
от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Закон Московской области
от 27 декабря 2005г. №269/2005ОЗ
«О пожарной безопасности в Московской области»
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
Основные направления деятельности при организации противопожарной работы
Задачи:
1. Организационные и технические мероприятия, снижающие угрозу возникновения пожаров.
2. Контроль за выполнением противопожарных требований.
3. Обучение, информирование, персональная ответственность и контроль.
Задачи:
1. Поддержание в постоянной готовности сил и средств привлекаемых для пожаротушения и проведения АСР.
2. Спасение людей, материальных и культурных ценностей при пожарах, снижение уровня материального ущерба.
Профилактика и предупреждение пожаров
Организация
пожаротушения
Постановление Правительства Российской Федерации
от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме»
- правила поведения людей;
- порядок организации производства;
- содержания территорий;
- содержание зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты…
… обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров
В целях установления противопожарного режима и определения требований пожарной безопасности в организации (на объекте):
Руководитель определяет порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума работниками организации.
В соответствии со статьей 37 ФЗ №69 «О пожарной безопасности» :
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности
Руководитель назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность в организации (на объекте).
Руководитель обеспечивает наличие Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в организации (на объекте) с массовым и круглосуточным пребыванием людей, а также организует проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность в организации.
прохождения пожарно-технического минимума
проведения противопожарного инструктажа
Пожарно-технический минимум - это основной вид обучения работников мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение уровня знаний, соответствующих особенностям производства и усвоения специальных правил пожарной безопасности
Сроки прохождения:
руководители, специалисты и работники организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проходят обучение в течение месяца после приема на работу, далее не реже одного раза в три года;
руководители, специалисты и работники организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Приказом МЧС РФ № 645 от 12.12. 2007 г. «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
ОБУЧЕНИЕ С ОТРЫВОМ ОТ ПРОИЗВОДСТВА
проводится в специализированных учебных центрах оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности
руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.
другие работники (см. статью 36 Приказа МЧС №645)
Обучение пожарно-техническому минимуму проводится
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА
проводится в организации руководителем или лицом, назначенным руководителем и имеющим соответствующую подготовку
руководители подразделений, взрывопожароопасных производств;
работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений (далее см. статью 36 Приказа МЧС №645)
другие работники по решению руководителя
Вводный противопожарный инструктаж проводится со всеми вновь принятыми работниками, независимо от их занимаемой должности и профессии.
Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственно на рабочем месте перед началом рабочей деятельности
Повторный противопожарный инструктаж проводится один раз в год с работниками предприятия
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится при изменении действующего законодательства, изменении технологических процессов, нарушений правил пожарной безопасности, перерывов в работе более 30 дней и т.д. (см. статью 26 Приказа МЧС №645)
Целевой противопожарный инструктаж проводится при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью; ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах и т.д.
Порядок обучения населения в области пожарной безопасности
Федеральный закон Российской Федерации
от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности»
Постановление Правительства Российской Федерации
от 6 июня 2007 г. N 352 г. «О мерах по реализации Федерального закона О противодействии терроризму».
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации Утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
Указ Президента Российской Федерации №851 от 14 июня 2012г. «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
Основные понятия
(Федеральный закон №35ФЗ от 6.03.2006г. «О противодействии терроризму» Статья 3)
террористическая деятельность
организация, планирование, подготовка финансирование террористической деятельности
подстрекательство к террористическому акту
организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре
вербовка, вооружение, обучение и использование террористов
информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта
пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности
непосредственная реализация террористического акта
СОДЕЙСТВИЕ в терроризме:
РЕАЛИЗАЦИЯ террора:
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
Уровни террористической опасности
(Указ Президента РФ №851 от 14.06.2012г. Статья 1)
Статья 8 Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок не более 15 суток.
повышенный ("синий") - при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта
высокий ("желтый") - при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта
критический ("красный") - при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта
Национальный антитеррористический комитет
Возглавляет Директор ФСБ России
Президент Российской Федерации
Федеральный оперативный штаб
Для управления контртеррористическими операциями в Российской Федерации
Оперативные штабы субъектов Российской Федерации
Для управления контртеррористическими операциями в субъектах РФ
Возглавляет оперативный штаб - руководитель территориальных органов
ФСБ РФ
Антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации
Руководителями являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
В Московской области Губернатор
Московской области
Антитеррористические комиссии местных органов самоуправления субъектов Российской Федерации
Руководителями являются высшие должностные лица муниципальных образований. В г. Серпухове Глава города
В случае совершения теракта на территории муниципального образования первоочередные меры до начала оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа ФСБ, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии такого подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел РФ
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;
Форму паспорта безопасности мест массового пребывания людей;
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
Форму паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии РФ
Требования
Объект подлежат категорированию комиссией, созданной решением руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта, комиссию возглавляет руководитель объекта.
Разрабатывается Паспорт безопасности объекта (территории).
Выполняются организационно-технические мероприятия по обеспечению АТЗ на объекте (территории)
Устанавливается порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта и определяется порядок действия населения
Определяется порядок осуществления контроля за выполнением требований к АТЗ объекта (территории)
Перечень объектов определен Распоряжением Правительства РФ №928-р от 15.05.2017г.
В соответствии с рекомендациями Национального антитеррористического комитета к местам массового пребывания граждан относятся:
Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах Первый экземпляр паспорта безопасности хранится в администрации муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей, остальные экземпляры хранятся в территориальном органе безопасности, территориальных органах МВД, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и МЧС, а так же у правообладателя места массового пребывания людей.
активные антитеррористические действия руководителя и работников;
использование фактора стойкости коллектива
Организационные
Инженерно-технические
Защита служеб.информации
Категорирование мест массового пребывания людей
Распределение обязанностей между должностными лицами
Строгий пропускной режим
Постоянный контроль и анализ состояния дел на объекте в режиме реального времени
Организация охраны
Применение инженерных и технических средств
Технические мероприятия по закрытию каналов от несанкционированного получения данных
Применения современных информационно-коммуникационных технологий
Установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения
Организация допуска лиц к служебной информации
Определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации
М Е Р О П Р И Я Т И Я
Системой оповещения и управления эвакуацией
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Системой освещения
Система освещения должна обеспечивать достаточную освещенность всех внутренних помещений объекта, территорию объекта, а так же все возможные подходы к объект с внешней стороны
Система освещения должна предусматривать энергоснабжение от автономных источников и аварийно освещение
К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Паспорт безопасности
объекта
Памятка
«О порядке приема
сообщений, содержащих
угрозы террористического
характера»
Памятка
Правила обращения
с анонимными материалами,
содержащими угрозы
террористического характера
Типовая инструкция
по организации обучения
населения по защите от
террористических актов
Рекомендации
(конкретные) по действиям персонала в различных условиях при проявлении терроризма
Памятка (буклет)
по мерам защиты при
угрозе и возникновении
террористических актов
ПАМЯТКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ИНСТРУКЦИИ
Законодательство о подготовке населения в области ГО и ЧС
Постановление Правительства Российской Федерации
от 4.09. 2003 г. № 547
«О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»
Федеральный закон Российской Федерации
от 12.02 1998 г. № 28-ФЗ
«О гражданской обороне»
Постановление Правительства Российской Федерации
от 2.11.2000 г. № 841
«Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО»
Категории, подлежащие обучению в области защиты от ЧС
руководители,
специалисты в области ГО и ЧС,
население, занятое в сфере производства и обслуживания,
учащаяся молодежь,
население, не занятое в сфере производства,
дошкольники.
Постановления Правительства РФ
№547 от 4.09.03 г.
работники, не входящие в формирования ГО;
учащиеся образовательных учреждений;
неработающее население.
Согласно установленному распорядку работы учебно-консультационных пунктов подготовка проводится по месту жительства
Формы обучения:
изучение памяток, листовок и пособий;
беседы и консультации в УКП;
радио и телепередачи по тематике ГО и ЧС;
участие в учениях и тренировках.
Общеобразовательные учебные заведения
Учебная программа Основы безопасности жизнедеятельности в объеме – 400 часов
Система обучения населения в области ГО и ЧС в организациях
Работающее население
Неработающее население
Подготовка учащейся молодежи
Данным приказом утверждается:
Тематика учений и тренировок на следующий год
План подготовки руководящего состава на год
Перечень учебных групп и руководителей занятий на год
График использования учебно-материальной базы
План создания (совершенствования) учебно-материальной базы на год
Программа вводного инструктажа по ГО
План основных мероприятий организации в области ГО и ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах на год
общие сведения о специфике и особенностях производства и деятельности организации по условиям защиты от ЧС и опасностей военных конфликтов;
доведение установленного в организации порядка оповещения работников об угрозе и возникновении опасностей и ЧС;
отработку практических действий работников по сигналу оповещения "Внимание всем";
ознакомление с порядком действий при объявлении эвакуации;
ознакомление с местами расположения средств индивидуальной и коллективной защиты (при их наличии) и порядком их применения;
практическое использование индивидуальных средств защиты, а при их отсутствии практическое изготовление и применение подручных средств защиты;
знакомство с ответственностью работников за несоблюдение требований ГО и защиты от ЧС.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации:
В программе вводного инструктажа по ГО предусматривается отработка следующих вопросов:
Учения (тренировки) подразделяются на плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские
Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей и наиболее эффективной формой обучения и подготовки руководства, специалистов КЧС и работников отделов ГОЧС. В организациях 1 раз в год 1 сутки.
По форме проведения учения (тренировки) подразделяются на:
Штабные тренировки (ШТ) являются одной из форм подготовки руководящего состава органов управления ГО, объектового звена. Раздельная ШТ до 4 часов, совместная ШТ до 8 часов 1 раз в год.
Тактико-специальные учения (ТСУ) являются основной и наиболее эффективной формой подготовки л/с входящего в формирования сил ГОЧС. С АСФ (в т.ч. НАСФ и НФГО). Проводится до 8 часов 1 раз в 3 года.
Комплексные учения (КУ) являются одной из действенных форм подготовки для всех работников организации (объекта) к ликвидации последствий возможных ЧС. Проводятся на ПОО и в ЛПУ (св. 600 к/м) до 2 суток 1 раз в 3 года.
Объектовые тренировки являются эффективной формой подготовки работников организаций (учреждений) и учебных заведений к действиям в условиях ЧС. Проводятся для организаций не участвующих в комплексных учениях 1 раз в 3 года до 8 часов.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть