Слайд 1УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
или
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Слайд 2
Требования ФГОС
среднего (полного) общего образования
11. Индивидуальный проект выполняется обучающимися
самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках учебной
дисциплины (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой)
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Слайд 3Учебный проект
Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая
его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом
проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность
Слайд 4Что такое учебный проект?
Проект - это "пять П":
проблема
проектирование
(планирование)
поиск информации
продукт
презентация
Слайд 5Классификация учебных проектов по различным основаниям
Слайд 6Типы учебных проектов:
Практико-ориентированный
(макет, модель, инструкции, рекомендации)
Исследовательский
(доказательство или опровержение
какой- либо гипотезы)
Информационный
(сбор, оформление и представление информации о каком- либо
явлении или объекте)
Творческий
(произведение изобразительного искусства, литературы)
Слайд 7Практико-ориентированный
Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы обучающихся проекта. Эти
проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его
участников, который может быть использован в жизни группы, техникума, микрорайона, города, государства.
Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Слайд 8Информационный проект
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении
с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet, видеоролик, социальная реклама, буклет.
Слайд 9Исследовательский проект
По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя
обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы
с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Слайд 10Творческий проект
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению
и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,
произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Слайд 11Ролевой проект
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в
нем, обучающиеся берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных
героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
Слайд 12Социальный проект:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом которой является создание
реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение
и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой проектировщик вступает в конструктивное взаимодействие с миром и с социумом; через которую формируются социальные навыки.
Слайд 13Отличие проектной деятельности от исследовательской деятельности
Цель проектирования — выйти за
рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д.
Работа
над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата.
Проект, являясь результатом коллективных усилий на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, нового знания.
Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов -является организационной рамкой исследования.
Слайд 19Рекомендации по оформлению учебного проекта
Титульный лист
- название учебного учреждения;
- тема
творческого проекта;
- ФИО выполнявших учебный проект, № группы, наименование специальности (профессии);
- ФИО
преподавателя – руководителя учебного проекта, осуществляющего научное руководство;
- год выполнения.
Паспорт учебного проекта
Наименование проекта
Цель (практическая)
Задачи
Основополагающий вопрос
Год разработки
Предметная область
Учебная тема (к которому ваш проект имеет отношение)
Тип проекта
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике:
Технологии
Краткая аннотация проекта
Сроки реализации проекта
Ожидаемые результаты (продукт)
Слайд 20Рекомендации по оформлению учебного исследования
Титульный лист
- название учебного учреждения;
- тема творческого
проекта;
- ФИО выполнявших учебный проект, № группы, наименование специальности (профессии);
- ФИО преподавателя
– руководителя учебного проекта, осуществляющего научное руководство;
- год выполнения.
2. План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов и т.д.
3. Введение. Обоснование выбора темы проекта, цель, задачи работы.
4. Изложение основного содержания работы над учебным исследованием:
- условия, необходимые средства, материал;
- подробное описание работы на каждом этапе, возможно выделение глав, разделов и т.д.;
- описание конкретного результата работы над творческим проектом, выводы, обобщения;
- обоснование практического значения проекта, предложения по возможному применению результатов.
5. Список использованной литературы.
Оформление списка литературы:
1.ФИО автора, наименование источника, место издания, издательство, год.
2.…..
6. Приложения:
- документы;
- таблицы;
- схемы;
- иллюстрации (по желанию).
Слайд 21Требования к публичной защите проекта
Защита проводится в устной форме, с
обязательной демонстрацией результатов проекта.
Перед защитой необходимо проверить качество продукта
проекта (модели, презентации).
Подготовить план выступления, тезисов выступления.
Продумать форму защиты (презентация, модель, карта,…).
Кратко, полно и лаконично
(10-12 мин) рассказать о проекте
Слайд 22Формы продуктов проектной деятельности
Учебная расширенная презентация определенной темы по предмету
(например: «Исторический портрет: общественные деятели XIX века»)
Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации
Рекламный
буклет
Туристический буклет (например: «Духовные «жемчужины» края)
Сценарий телепередачи (например: «Животные из красной книги нашего края)
Сценарий радиопередачи (например: «Как питаться, чтобы быть умным и здоровым»)
Сценарий занятия кружка по определенной малоизученной теме
Сценарий внеклассного мероприятия (например: «Портрет нашего поколения», телемост «Спортивные достижения»)
Тематическая экскурсия в музее или по тур.объекту
Анализ данных социологического опроса с выводами
Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»)
Видеофильм (например: «Народные игры», «Наши таланты»)
Тематическая выставка (например: рисунков к Дню науки)
Слайд 23Формы продуктов проектной деятельности
Тематические газета, журнал
Проект действующей, будущей фирмы
Законопроект
Фантастический проект
(например: «Город моей мечты»)
Игра (интеллектуального марафона)
WEB-сайт (группы, отдельного человека, фирмы,
города)
Коллекция (биологическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…)
Костюм (показ собственной линии или показ театрального костюма)
Модель изобретения, аппарата, математическая модель, компьютерная модель)
Музыкальное или литературное произведение (собственного сочинения)
Мультимедийный продукт (например: к интегрированному уроку «Минералы в химии и географии»)
Оформление кабинета (например: проект стендов)
Постановка (спектакль, сценарий праздника)
Прогноз развития ситуации (например: экологической)
Система самоуправления (общественная модель, прогноз)
Справочник (например: топонимике улиц города)
Слайд 24Формы продуктов проектной деятельности
Сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений
и т.д.)
Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное)
в помощь учителю, в помощь обучающимся
Дневник путешествий
Словарь (по определенной теме)
Энциклопедия (по определённой теме)
Главы из учебника будущего
Экологические программы мониторинга «……» объекта
Сборник научно-фантастических сочинений
Коллекция интересных геометрических фигур
Слайд 25Виды презентаций проектов
стендовых докладов
выставки проектов
устной защиты проектов перед слушателями с
мультимедийными презентациями и демонстрациями изделий, изобретений, продуктов
деловой игры
демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного
на основе информационных технологий)
диалога исторических или литературных персонажей
защиты
деловой игры с залом
ролевой игры
иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
инсценировки реального или вымышленного исторического события
научной конференции
пресс-конференции
вечера вопросов и ответов
научного доклада
отчета исследовательской экспедиции
путешествия
рекламы
спортивной игры
соревнования
спектакля
театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
телепередачи
тематической экскурсии
виртуального путешествия
беседы