Слайд 1Работу выполнила
Фаттахова Алина
Ученический коллектив
Слайд 2Понятие «ученический коллектив»;
А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.Н.
Лутошкин о стадиях развития коллектива;
Методика формирования ученического коллектива.
Вопросы для рассмотрения:
Слайд 3 Ученический коллектив – это коллектив
воспитательный, т.к в нем происходит накопление детьми позитивного социального опыта
в различных сферах жизнедеятельности.
Понятие «ученический коллектив»
Слайд 4Например накопление опыта в позициях:
а) подчинения (ребенок как член
общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений,
свойственные тому или иному коллективу);
б) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);
в) руководства (ученик является членом актива и периодически выполняет руководящие функции).
Слайд 5 Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у
ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность,
социальная справедливость.
Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.
Слайд 6 Ученический коллектив является своеобразной формой общности
школьников. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде
всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе.
Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) - предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Слайд 7А. С. Макаренко выделяет несколько стадий.
Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это
время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.п.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.
. А.С. Макаренко, Л.И. Новикова,
А.Н. Лутошкин о стадиях развития коллектива
Слайд 8Вторая стадия – усиление влияния актива. Теперь уже актив не только
поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам
коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу интересам коллектива, а что – ущерб.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. В это время коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Таким образом, на второй стадии развития коллектив становится инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Основная цель педагога на данной стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
Слайд 9Развитие коллектива на данной стадии связано с преодолением ряда противоречий:
•
между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования
коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
• между общими и индивидуальными перспективами;
• между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
• между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.
В связи с этим в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, моменты движения вспять.
Слайд 10Третья стадия развития – расцвет коллектива, когда складывается собственно коллектив. Коллектив
предъявляет требования к каждому. На этом этапе наблюдается высокий уровень
психологического единства всех членов коллектива. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции.
Четвертая стадия развития коллектива – этап движения. Выражается более высокими требованиями к себе, чем к своим товарищам.
Слайд 112. Стадии развития коллектива по Л.И. Новиковой
В настоящее время сложился
подход к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается,
что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей
. Л.И. Новикова выделяет:
– стадию сплочения коллектива;
– стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;
– стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Слайд 123. Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину.
Особенно интересно в педагогической
практике воспитания коллектива «работает» метод эмоционально-символической аналогии, предложенный А.И. Лутошкиным,
сотрудником лаборатории Л.И. Уманского. Автор прибегает к оригинальному, образному описанию стадий развития коллектива.
«Песчаная россыпь» . Бывает так в группах. Там тоже каждый как песчинка. И вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно.
«Мягкая глина» . В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть воспитатель, лидер, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.
Слайд 13«Мерцающий маяк» . Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает
пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти
на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путем.
«Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все – за одного»
«Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Слайд 14В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства,
направленные на стимулирование деятельности всех его членов и его сплачивание.
Это прежде всего система требований.
Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности.
Воспитание ученического актива происходит с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля.
Методика формирования ученического коллектива.