Разделы презентаций


Ученический коллектив

Понятие «ученический коллектив»;А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.Н. Лутошкин о стадиях развития коллектива;Методика формирования ученического коллектива.Вопросы для рассмотрения:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работу выполнила
Фаттахова Алина
Ученический коллектив

Работу выполнилаФаттахова АлинаУченический коллектив

Слайд 2Понятие «ученический коллектив»;
А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.Н.

Лутошкин о стадиях развития коллектива;
Методика формирования ученического коллектива.
Вопросы для рассмотрения:

Понятие «ученический коллектив»;А.С. Макаренко, Л.И. Новикова,    А.Н. Лутошкин о стадиях развития коллектива;Методика формирования ученического

Слайд 3 Ученический коллектив – это коллектив

воспитательный, т.к в нем происходит накопление детьми позитивного социального опыта

в различных сферах жизнедеятельности.

Понятие «ученический коллектив»

Ученический коллектив – это коллектив воспитательный, т.к в нем происходит накопление детьми

Слайд 4Например накопление опыта в позициях:

а) подчинения (ребенок как член

общества и член коллектива вынужден принимать правила и нормы взаимоотношений,

свойственные тому или иному коллективу);

б) активного противопоставления (школьник, убежденный в своей правоте, занимает активную позицию и не только высказывает свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивает ее перед коллективом);

в) руководства (ученик является членом актива и периодически выполняет руководящие функции).
Например накопление опыта в позициях: а) подчинения (ребенок как член общества и член коллектива вынужден принимать правила

Слайд 5 Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у

ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность,

социальная справедливость.

Коллектив выступает для каждого воспитанника в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.
Участие в жизнедеятельности коллектива способствует формированию у ребенка таких социально ценных качеств, как гражданственность,

Слайд 6 Ученический коллектив является своеобразной формой общности

школьников. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде

всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе.
Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) - предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Ученический коллектив является своеобразной формой общности школьников. От других объединений он отличается целым

Слайд 7А. С. Макаренко выделяет несколько стадий.

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это

время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.п.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. 

. А.С. Макаренко, Л.И. Новикова,
А.Н. Лутошкин о стадиях развития коллектива

А. С. Макаренко выделяет несколько стадий.       Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального

Слайд 8Вторая стадия – усиление влияния актива. Теперь уже актив не только

поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам

коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу интересам коллектива, а что – ущерб.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. В это время коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

Таким образом, на второй стадии развития коллектив становится инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Основная цель педагога на данной стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

Вторая стадия – усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет

Слайд 9Развитие коллектива на данной стадии связано с преодолением ряда противоречий:

между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования

коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
• между общими и индивидуальными перспективами;
• между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
• между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.
В связи с этим в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, моменты движения вспять.
Развитие коллектива на данной стадии связано с преодолением ряда противоречий:• между коллективом и отдельными учениками, опережающими в

Слайд 10Третья стадия развития – расцвет коллектива, когда складывается собственно коллектив. Коллектив

предъявляет требования к каждому. На этом этапе наблюдается высокий уровень

психологического единства всех членов коллектива. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции.

Четвертая стадия развития коллектива – этап движения. Выражается более высокими требованиями к себе, чем к своим товарищам.
Третья стадия развития – расцвет коллектива, когда складывается собственно коллектив. Коллектив предъявляет требования к каждому. На этом этапе

Слайд 112. Стадии развития коллектива по Л.И. Новиковой

В настоящее время сложился

подход к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается,

что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей
. Л.И. Новикова выделяет:

– стадию сплочения коллектива;

– стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;

– стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
2. Стадии развития коллектива по Л.И. НовиковойВ настоящее время сложился подход к определению стадий развития коллектива, в

Слайд 123. Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину.

Особенно интересно в педагогической

практике воспитания коллектива «работает» метод эмоционально-символической аналогии, предложенный А.И. Лутошкиным,

сотрудником лаборатории Л.И. Уманского. Автор прибегает к оригинальному, образному описанию стадий развития коллектива.

«Песчаная россыпь» . Бывает так в группах. Там тоже каждый как песчинка. И вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно.

«Мягкая глина» . В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть воспитатель, лидер, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.
3. Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину.Особенно интересно в педагогической практике воспитания коллектива «работает» метод эмоционально-символической аналогии,

Слайд 13«Мерцающий маяк» . Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает

пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти

на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путем.

«Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все – за одного»

«Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. 
«Мерцающий маяк» . Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь.

Слайд 14В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства,

направленные на стимулирование деятельности всех его членов и его сплачивание.

Это прежде всего система требований.
Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. 
Воспитание ученического актива происходит с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля.

Методика формирования ученического коллектива.

В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех его членов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика