Слайд 1
Учёт
типов восприятия учеников
в учебно-воспитательной работе
Слайд 2
Цель:
Повышение профессиональных компетенций
педагогов
Задачи:
Углубить теоретические знания о ведущих
репрезентативных системах, о стратегиях мышления по переработке информации;
Обучить методам диагностики
доминирующей системы восприятия информации;
Ознакомить с приёмами обучения детей в зависимости от их психофизиологических особенностей
Слайд 3
Разве мы по-разному воспринимаем одну и ту же информацию,
которая приходит в одно время и от одного и того
же источника?
Слайд 4Школьное обучение для ребёнка- это, в основном, процесс восприятия и
усвоения предложенной информации. От того как именно человек воспринимает информацию,
зависит усвоение многих важных навыков.
Слайд 5
В зависимости от усвоения восприятия выделяют визуалов, аудиалов, кинестетиков, дискретов
(дигиталов)
Слайд 6ВИЗУАЛЫ –люди, воспринимающие
большую часть информации с помощью зрения
Это
люди, которые «видят» окружающий мир.
Обычно, у них высокий голос, зоркий
взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя.
При общении визуал смотрит в глаза и требует того же от собеседника.
Около 35 % из нас- визуалы.
Слайд 7Аудиалы
Те, кто получает информацию, в основном через слуховой канал
Обладают
удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им необязательно
смотреть на собеседника и ли прикасаться к нему, главное- слушать.
Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют около 25%
Слайд 8Кинестетики
Люди, воспринимающие большую часть информации через ощущения (обоняние, осязание
и др.) и с помощью движений.
«Чувствуют» окружающий мир.
Они не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. Ответы
на вопросы просты и прямолинейны. Решения принимают, опираясь на свои чувства.
Кинестетиков среди населения около 40 %
Слайд 9Дискреты
(дигиталы)
Восприятие информации проис-
ходит в основном через логическое осмысление, с
помощью цифр, знаков, логических выводов.
« Я полюбил чеснок после того,
как узнал, что он полезный»
Самая немногочисленная модальность. Младшим школьникам она вовсе несвойственна.
Слайд 10Возрастные предпочтения каналов восприятия
До 6-7 лет – кинестетика
7-12 лет –
аудиальный
С 12 лет – визуальный
К 25 годам –дискретный
С 65 лет
– кинестетика
С 8-12 лет можно обнаружить индивидуальные предпочтения
Слайд 11Невербальные признаки модальностей
Слайд 14Полимодальное обучение – система методик, основанных на знании и умелом
использовании особенностей восприятия и обработки информации разными сенсорными каналами и
разными полушариями мозга
О.А. Игнатова
Правильное выявление ведущих модальностей восприятия и учет их при обучении способствует также сохранению здоровья учащихся
Т.Н. Бандурка
Слайд 15Признавая, что способ восприятия влияет на усвоение информации, эффективность обучения
может зависеть от:
внешнего вида учителя
организации рабочего места
от поведения и речи
размещения
информации на доске
местоположения учителя в классе
посадки детей
формы подачи материала
ориентации на новое содержание и новый процесс
многоканального обучения
Слайд 17Стили обучения, характерные для педагогов
Слайд 24В учебной работе
От визуала можно требовать быстрого решения задач;
От аудиала
– немедленного повторения услышанного им материала;
От кинестетика лучше не ждать
ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.
Слайд 26При выполнении работы на уроке или дома
Визуалу разрешить иметь под
рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания
материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
Слайд 28
Общаться на одном языке
с визуалом используя слова, описывающие цвет,
размер форму, местоположение, схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
с
аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой)
с кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Позволять проигрывать в ролях части информации.
Слайд 29
Замечания, производящие нужный эффект
Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
Аудиалу –
сказать что-то;
Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по плечу
– это не то, что
должно быть, а то,
что может быть».
Януш Корчак
Слайд 31Выводы:
Учителю стоит овладеть приёмами воздействия на зрительную, аудиальную и
кинестетическую сенсорные системы.
Воздействуя на разные сенсорные системы,
меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.
Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.
Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит педагогу избежать многих трудностей при обучении и воспитании, поможет заложить более прочную базу знаний учащихся.