Слайд 2Эксклав — несуверенный регион, отделённый от основной территории страны и окружённый другими
государствами (одним или несколькими).
Калининградская область – полуэксклав (эксклав, имеющий выход
к морю).
Слайд 4 Характерные черты собственно прусской культуры прослеживаются с начала нашей эры. Первые
поселения собственно пруссов возникли на побережье нынешнего Калининградского залива. Затем, вплоть
до IX века, пруссы мигрировали на запад, к нижнему течению Вислы.
Слайд 5В начале VI в.н.э. готские племена, пришедшие из Испании в
северную Италию и потерпевшие поражение в Ломбардии (область в Италии)
от войск империи, перебрались оттуда в Вестфалию и затем в Данию(историческая область на северо-западе Германии). Датский король предложил им для проживания остров, находившийся «в его стране» и называвшийся Кимбрия. Готы вынудили проживавший в Кимбрии род во главе с королями Брутеном и Видевутом покинуть свои земли…
Слайд 6«Брутен и его брат Видевут с их родней сели на
плоты и поплыли по Хроне (р.Неман), воде Хайлибо (Калининградский залив)
и нашли в Ульмигании (Пруссии) неведомый народ. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни, используя иногда силу, иногда - хитрость, а иногда - дружелюбие, с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться их (местных жителей) услугами.
Брутен и его брат Видевут построили (замки) Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлонс и нашли они мед и делали из него напиток, ибо ранее они пили лишь молоко, и те, кто ранее находились в Ульмигании, стали вести жизнь по образу кимбров…
(Симон Грунау «Прусская хроника», XIV в)
Слайд 7 «…В 521 г. Брутен и Видевут созвали мудрых
и спросили их, кому быть властителем. Все указали на старшего
из братьев - на Брутена. Последний отказался от власти в пользу брата, желая служить богам. После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой («второй после богов повелитель») – верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто, которого все должны были слушаться «как бога». В честь него *страна была названа Брутенией и богам принесены благодарственные жертвоприношения. Брутен соорудил богам Патолло, Потримпо и Перкуно особое строение.»
(Симон Грунау «Прусская хроника», XIV в)
Слайд 8Пруссы называли свою землю «Ульмигания» («Ульмигерия», «Ульмеригия» в готском варианте): полуостров Самбия
считался до XII века островом, ограниченным водами Балтийского моря и реками Преголя и Дейма. В
целом же прусские земли в период максимального могущества простирались от Вислы до Немана.
Слайд 10«…в заблуждении своем они всю природу почитали вместо Бога, а
именно солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть
до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу».
(Пётр из Дусбурга, «Хроника земли Прусской», 1326 год)
Слайд 11Патолло (Патолос, Патолс ) – прусский бог царства мёртвых
Перкунас
(Перкун, Пяркунс) – громовержец, верховный бог прусских племён
Потримо (Потримп, Потримпс)
– прусский бог морей, земли и плодородия
Слайд 12Далее, в 523 году «брутены со своим королем Видевутом и Брутеном,
своим Криве-Кривайто, пришли в Хонеду (замок Бальга), и там огласил
Брутен волю своих богов, призывая пруссов жить единым образом, первое: никто, кроме Криве-Кривайто, не может обращаться к богам или приносить с чужбины на родину (иного) бога. Верховными богами являются Патолло, Патримпо и Перкуно, давшие нам землю и людей и дарующие еще (иное достояние). Второе: по их воле наш Криве-Кривайто назван перед нами верховным правителем, и его последователи, когда они появятся, будут нашими любимыми богами и их вайделоты (младшие жрецы) в Рикойто (центральном святилище) будут находиться... Четвертое: все страны и люди, которые нашим богам принесут жертвы, должны быть нами любимы и почитаемы. Противящиеся этому должны быть убиты нами огнем и дубиной и мы обретем друзей. Пятое:… верховные владыки передают (свои звания) по наследству».
(Симон Грунау «Прусская хроника», XIV в)
Слайд 13
Ромове Рикойто. Иллюстрация из книги «Старая и новая Пруссия» К.
Хартноха (1684 г.)
Слайд 14Внутри дуба в отдельных дуплах стояли изваяния троих главных прусских
богов — Патолло(Патоласа), Перкунаса и Потримпо, а рядом были прикреплены особые знаки или
символы богов.
Перед идолом Перкунаса горел «вечный», поддерживаемый жрецами огонь, считавшийся святым. В нем сжигались жертвы. Для поддержания огня использовали только дубовые дрова.
Символом Потримпо была змея (скорее всего — уж), которая жила в корзинке и питалась приносимым жрецами молоком.
Рядом с идолом Патолло лежали черепа человека, лошади и коровы.