Разделы презентаций


Умозаключение как форма мышления

Содержание

План1. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений.2. Индуктивные умозаключения 3. Умозаключения по аналогии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Умозаключение как форма мышления
Особенности применения умозаключений в юридической деятельности
(лекция 3)

Умозаключение как форма мышленияОсобенности применения умозаключений в юридической деятельности(лекция 3)

Слайд 2План
1. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений.
2. Индуктивные умозаключения
3. Умозаключения

по аналогии

План1. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений.2. Индуктивные умозаключения	3. Умозаключения по аналогии

Слайд 3Дедуктивные умозаключения
Чисто условное и условно-категорическое умозаключения
Разделительно-категорические умозаключения
Условно-разделительные умозаключения
Сложные и сложносокращенные

силлогизмы

Дедуктивные умозаключенияЧисто условное и условно-категорическое умозаключенияРазделительно-категорические умозаключенияУсловно-разделительные умозаключенияСложные и сложносокращенные силлогизмы

Слайд 4Чисто условные умозаключения
Чисто условным называется умозаключение, посылки и заключение которого

- условные суждения
Структура чисто условного умозаключения:
(А→В)^(В→С)

А →С

Правило: следствие (С) следствия (В) есть следствие основания (А)
Чисто условные умозаключенияЧисто условным называется умозаключение, посылки и заключение которого - условные сужденияСтруктура чисто условного умозаключения: (А→В)^(В→С)

Слайд 5Чисто условное умозаключение
Пример:
Если человек украл, то он вор.
Если

человек - вор, то он должен сидеть в тюрьме.
____________________________________
Если человек

украл, то он должен сидеть в тюрьме.
Чисто условное умозаключениеПример: Если человек украл, то он вор. Если человек - вор, то он должен сидеть

Слайд 6Условно-категорическое умозаключение
Условно-категорическим умозаключением называется умозаключение, в котором одна из посылок

- условное, а другая посылка и заключение – категорические суждения.
Схема

утверждающего модуса: A → В, А
В
Схема отрицающего модуса: A → В, ¬В
¬А
Условно-категорическое умозаключениеУсловно-категорическим умозаключением называется умозаключение, в котором одна из посылок - условное, а другая посылка и заключение

Слайд 7Условно-категорические умозаключения
Пример с утверждающим модусом:
Если курсант готов к занятию (А),

то на выходных он отправится домой (В)
Курсант готов к занятию

(А)
На выходных курсант отправится домой (В)
Пример с отрицающим модусом:
Если курсант готов к занятию (А), то на выходных он отправится домой (В)
Курсант НЕ отправился домой (¬В)
Неверно, что курсант готов к занятию (¬А)
Условно-категорические умозаключенияПример с утверждающим модусом:Если курсант готов к занятию (А), то на выходных он отправится домой (В)Курсант

Слайд 8Разделительно-категорическое умозаключение
Разделительно-категорическим умозаключением называется такое умозаключение, где
одна из посылок

– разделительное суждение,
а другая посылка и заключение – категорические

суждения

Разделительно-категорическое умозаключениеРазделительно-категорическим умозаключением называется такое умозаключение, где одна из посылок – разделительное суждение, а другая посылка и

Слайд 9Модусы (виды) разделительно-категорического силлогизма
Выделяют 2 модуса:

1) утверждающе- отрицающий модус

2) отрицающе-утверждающий

модус

Модусы (виды) разделительно-категорического силлогизмаВыделяют 2 модуса:1) утверждающе- отрицающий модус2) отрицающе-утверждающий модус

Слайд 10Разделительно-категорическое умозаключение
Схема утверждающе-отрицающего модуса:

А v В, А

¬В
Пример:
Курсант может спать на лекции или слушать
Курсант спит на лекции
_____________________________________
Курсант не слушает преподавателя
Разделительно-категорическое умозаключениеСхема утверждающе-отрицающего модуса:          				А v В, А

Слайд 11Разделительно-категорическое умозаключение
Схема отрицающе-утверждающего модуса:

,

¬ А
В
Пример отрицающе-уверждающего модуса:
Курсант может прогуливать или посещать занятия
Курсант не прогуливает занятий
____________________________________
Курсант посещает занятия
Разделительно-категорическое умозаключениеСхема отрицающе-утверждающего модуса:

Слайд 12Условно-разделительное умозаключение
Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другая –

разделительное суждение, называется условно-разделительным, или лемматическим.

Условно-разделительное умозаключениеУмозаключение, в котором одна посылка условное, а другая – разделительное суждение, называется условно-разделительным, или лемматическим.

Слайд 13Условно-разделительное умозаключение
Конструктивные дилеммы:
Простая:
(А→В)^(С →В), А v С
В
Сложная:
(А→В)^(С → D), А

v C
B v D

Условно-разделительное умозаключениеКонструктивные дилеммы:Простая:(А→В)^(С →В), А v СВСложная:(А→В)^(С → D), А v CB v D

Слайд 14Условно-разделительное умозаключение
Деструктивные дилеммы:
Простая:
(А→B)^(A →C), ¬B v ¬ C
¬ A
Сложная:
(А→B)^(C →D),

¬ B v ¬ D
¬ A v ¬ C

Условно-разделительное умозаключениеДеструктивные дилеммы:Простая:(А→B)^(A →C), ¬B v ¬ C¬ AСложная:(А→B)^(C →D), ¬ B v ¬ D¬ A v

Слайд 15Условно-разделительное умозаключение
Пример простой конструктивной дилеммы:
Если курсант проспал, то он опоздает

на занятия
Если курсант попал в пробку, то он опоздает на

занятия
Курсант N проспал или попал в пробку Курсант опоздал на занятия
Условно-разделительное умозаключениеПример простой конструктивной дилеммы:Если курсант проспал, то он опоздает на занятияЕсли курсант попал в пробку, то

Слайд 16Условно-разделительное умозаключение
Пример сложной конструктивной дилеммы:
Если курсант ответил хорошо, то он

получит пять
Если курсант ответил плохо, то он получит двойку
Курсант может

ответить хорошо или плохо.
Курсант может получить оценку пять или оценку два
Условно-разделительное умозаключениеПример сложной конструктивной дилеммы:Если курсант ответил хорошо, то он получит пятьЕсли курсант ответил плохо, то он

Слайд 17Условно-разделительное умозаключение
Пример простой деструктивной дилеммы:
Если курсант не сдал сессию, значит

он не подготовился к экзаменам или не посещал лекции
Однако, курсант

подготовился к экзаменам старательно и посещал лекции
Следовательно, курсант сдал сессию
Условно-разделительное умозаключениеПример простой деструктивной дилеммы:Если курсант не сдал сессию, значит он не подготовился к экзаменам или не

Слайд 18Условно-разделительное умозаключение
Пример сложной деструктивной дилеммы:
Если курсант на занятиях, то он

думает
Если у курсанта свободное время, то он общается с друзьями
Курсант

N сейчас не думает и не общается с друзьями
Курсант N не на занятиях или не располагает в данный момент свободным временем. (Напр. он в наряде).
Условно-разделительное умозаключениеПример сложной деструктивной дилеммы:Если курсант на занятиях, то он думаетЕсли у курсанта свободное время, то он

Слайд 19Условно-разделительное умозаключение
Пример сложной деструктивной дилеммы:
Если курсант в наряде, то он

чистит картошку
Если курсант дома, то он готовится к занятиям
Курсант не

чистит картошки и не готовится к занятиям
Курсант не находится в наряде или не находится дома. Прогуливает.
Условно-разделительное умозаключениеПример сложной деструктивной дилеммы:Если курсант в наряде, то он чистит картошкуЕсли курсант дома, то он готовится

Слайд 20Вывод делается на основании обобщения единичных фактов, частных случаев, явлений.
(от

частного к общему)
Индуктивные умозаключения

Вывод делается на основании обобщения единичных фактов, частных случаев, явлений.(от частного к общему)Индуктивные умозаключения

Слайд 21Полная индукция
общий вывод о всем классе предметов делается на основании

знания всех без исключения предметов этого класса. Заключение необходимо истинно.


Структура умозаключения:
1) S1 имеет признак P
S2 имеет признак P
……………………
Sn имеет признак P
2) S1, S2,….., Sn составляют класс К
Всем предметам класса К присущ признак P


Полная индукцияобщий вывод о всем классе предметов делается на основании знания всех без исключения предметов этого класса.

Слайд 22Неполная индукция.
общий вывод о всем классе предметов делается на основании

знания лишь о некоторых предметах этого класса. Заключение всегда вероятностное.
1)

S1 имеет признак P
S2 имеет признак P
……………………
Sn имеет признак P
2) S1, S2,….., Sn принадлежит классу К
Классу К, по-видимому, присущ признак P

Неполная индукция.общий вывод о всем классе предметов делается на основании знания лишь о некоторых предметах этого класса.

Слайд 23Неполная индукция
Популярная индукция –это индукция через простое перечисление, в котором

не встречается противоречивых случаев. Обобщение через перечисление устанавливают принадлежность признака

некоторым предметам или частям классов и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности ко всему классу.

Неполная индукцияПопулярная индукция –это индукция через простое перечисление, в котором не встречается противоречивых случаев. Обобщение через перечисление

Слайд 24Неполная индукция
Научная индукция – умозаключение, в котором обобщение строится путем

отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. исключается возможность случайных, поспешных

выводов. Решающее значение здесь имеют анализ, вскрытие причинных связей, внутренних закономерностей.
Неполная индукцияНаучная индукция – умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. исключается

Слайд 25Методы научной индукции
Метод сходства
Метод различия
Соединенный метод сходства и различия
Метод сопутствующих

изменений
Метод остатков

Методы научной индукцииМетод сходстваМетод различияСоединенный метод сходства и различияМетод сопутствующих измененийМетод остатков

Слайд 261 Метод сходства
Сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое

явление наступает; Все случаи сходны лишь в одном и различны

во всех других обстоятельствах.
А, В, С, Д  с
А, В, С  с
А, В, Д  с
В,С, Д  с
Вероятно, В  с
1 Метод сходстваСравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; Все случаи сходны лишь в

Слайд 272. Метод различия
Сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое

явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй

случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными.
А,В,С  с
В,С  ¬ с
Вероятно, А  с
2. Метод различияСравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает;

Слайд 283. Соединенный метод сходства и различия
состоит в последовательном применении двух

предыдущих процедур. Сначала наблюдаем за ходом событий и при помощи

метода сходства выдвигаем предположение о вероятной причине, Затем, при построении эксперимента (с применением метода единственного различия) проверяем свое предположение
3. Соединенный метод сходства и различиясостоит в последовательном применении двух предыдущих процедур. Сначала наблюдаем за ходом событий

Слайд 294. Метод сопутствующих изменений
Последовательно изменить каждое из имеющихся

обстоятельств и определить тот случай, который приводит к изменению следствия.

Схема рассуждений выглядит так:
1)ABC1вызывает d1
2)ABC2 вызывает d2
………….
n) ABCn вызывает dn_________
По-видимому, С является причиной d
4. Метод сопутствующих изменений  Последовательно изменить каждое из имеющихся обстоятельств и определить тот случай, который приводит

Слайд 305. Метод остатков
Поменяют при установлении причины, вызывающей определенную часть сложного

действия. При условии, что причины, вызывающие другие части этого действия,

уже выявлены.
А, В, С  а, в, c
C  в
А с
Вероятно, В  а
5. Метод остатковПоменяют при установлении причины, вызывающей определенную часть сложного действия. При условии, что причины, вызывающие другие

Слайд 31Вопрос 3. Умозаключения по аналогии
- Это вывод о принадлежности определенного

признака исследуемому единичному объекту на основе его сходства в существенных

чертах с другим уже известным единичным объектом.
Например, построение версий в процессе расследования очень часто опирается на аналогию
Вопрос 3. Умозаключения по аналогии- Это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту на основе его

Слайд 32Виды аналогии
аналогия предметов - признак одного предмета переносится на другой

при наличии сходных существенных признаков в этих предметах
Схема рассуждения:
А

имеет признаки а,в,с,д,е
В имеет признаки а,в,с,д
Вероятно В имеет признак е
Виды аналогиианалогия предметов - признак одного предмета переносится на другой при наличии сходных существенных признаков в этих

Слайд 33Виды аналогии
аналогия отношений :
объектом выступают отношения предметов, а переносимыми признаками

являются признаки этих отношений.
1)xR1y 2)R1 присущи

PQST
mR2n R2 присущи PQS
____________________________
По-видимому, R2 присуще T
Виды аналогиианалогия отношений :объектом выступают отношения предметов, а переносимыми признаками являются признаки этих отношений. 1)xR1y

Слайд 34Выводы к теме 5
Умозаключение – это форма мышления. имеющая признаки

логической операции
Дедуктивные умозаключения строятся по правилам и имеют демонстративный характер
Умозаключения

по аналогии и индуктивные неполные умозаключения относятся к проблематичным (вероятностным или недемонстративным) умозаключениям.
Названия дедуктивных умозаключений (силлогизмов) указывают на их строение.
Выводы к теме 5Умозаключение – это форма мышления. имеющая признаки логической операцииДедуктивные умозаключения строятся по правилам и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика