Слайд 1Употребление местоимений в речи
Образование форм местоимений
Слайд 2МЕСТОИМЕНИЕ
Самостоятельная часть речи, включающая слова, которые НЕ НАЗЫВАЮТ предметы,
признаки или количество предметов, А ЛИШЬ УКАЗЫВАЮТ НА НИХ.
Слайд 3 Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между
глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг
выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляло цветок каким-то чудом добывать себе влагу.
Что в тексте звучит некрасиво, неправильно?
Слайд 4Вывод
Местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных
повторов в повествовании.
Слайд 5 Однажды упало из ведра семечко. Приютилось
ОНО между глиной и камнями. Долго томилось ЭТО семечко, а
потом вдруг выпустило из СЕБЯ корешки, впилось ИМИ в глину и стало расти. Так ЭТОТ цветок, КОТОРЫЙ яростно боролся за место под солнцем, начал жить. НЕЧЕМ было питаться ЕМУ в камне и глине, но стремление жить заставляло цветок КАКИМ-ТО чудом добывать СЕБЕ влагу.
Слайд 6 Она никому не принадлежала; у нее не было
собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась
она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую…
-Понятно ли, о ком идет речь? Почему?
Слайд 7Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи
значение того слова, вместо которого употребляются.
Конкретное значение местоимения становится понятным
лишь из контекста.
Слайд 8 Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой,
как погожая осень. У нее на щеках то и дело
появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря.
Слайд 9Вывод
Местоимения служат для связи предложений в тексте.
Слайд 10 Важно правильно употребить местоимение в речи.
Неуместное использование местоимений
может породить двусмысленность.
Слайд 11 Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где
вас научат мастерить сувениры.
Дорогая Мария Петровна! Поздравляем Вас с
днем учителя!
Слайд 12В русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная
форма обращения к человеку.
Слайд 13Образование форм местоимений
Проверь себя!
Слайд 14Отметьте словосочетания, в которых добавление начального Н к местоимению не
требуется
Подошел к ..ему
Впереди ..их
Благодаря …ему
Ушел без ..их
Вокруг ..ее
Мимо ..их
Около
…его
Наперекор ..ему
За ..ими
Слайд 16Притяжательные местоимения 3-го лица мн.числа
Их
Его
Ихний
Евонный
Слайд 17Запомните!
И. Сколько?
Р. Скоʹльких?
Д. Скоʹльким?
В. Сколько?
Т. Скоʹлькими?
П. О скоʹльких?
Слайд 18Отметьте нарушения норм образования местоимений
1. Их усердие достойно восхищения.
2. Пойдём
мимо ихних ворот.
3. Сколькиʹ карандашей не хватает?
4. Деньги лежали в
его сумке.
5. Брат решает задачи лучше его.
6. У неё много работы.
7. В скоʹльких городах побывали?
Слайд 19Евтушевская Н.Н.
Исправьте ошибки, сформулируйте правило.
а) К ей все относились
с уважением.
б) Я решил отправиться к ему.
в) Я получил приглашение
от их.
Слайд 20Евтушевская Н.Н.
Прочитайте предложения, есть ли в них ошибки в
употреблении местоимений?
Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собой медведя. Он рассказал нам
много интересного о своих приключениях.