Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или
альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным
состоянием организации.
РЕШЕНИЕ - это выбор альтернативы.
Слайд 3ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы
выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Цель организационного решения - обеспечение
выполнения поставленных перед организацией стратегических целей и текущих задач.
Слайд 4Классификация управленческих решений по степени определенности среды
Запрограммированные.
Это результат реализации определенной
последовательности шагов или действий.
Незапрограммированные.
Это решения, которые в определенной мере новы,
не структурированы или сопряжены с неизвестными ранее факторами.
Слайд 5Классификация управленческих решений по степени влияния на будущее организации
Стратегические -
определяют основные пути развития организации;
Тактические - определяют конкретные способы
продвижения по траекториям развития организации.
Слайд 6Классификация управленческих решений по степени самостоятельности принятия решения
Инициативные - принимаются
руководством организации под воздействием обстоятельств;
Предписанные - конкретизируют поступающие сверху (например, от головной
фирмы) указания.
Слайд 7Классификация управленческих решений по масштабам решения
Глобальные - затрагивают всю
организацию в целом;
Локальные - касаются только одной ее части (стороны
деятельности).
Слайд 8Классификация управленческих решений в соответствии с временным горизонтом
Перспективные решения, последствия
которых будут ощущаться длительное время (например, об инвестировании);
Текущие, ориентированные на
нужды сегодняшнего дня (например, об изыскании средств для выплаты заработной платы).
Слайд 9Классификация управленческих решений в зависимости от продолжительности периода реализации
Долгосрочные (свыше
5 лет) решения - имеют прогнозный характер, ибо касаются будущей
ситуации, которую не всегда можно точно просчитать.
Среднесрочные (от года до 5 лет) решения - находят воплощение уже в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные мероприятия;
Краткосрочные (до одного года) решения - отражаются в оперативных распоряжениях.
Слайд 10Классификация управленческих решений по направленности воздействия
Внешние (касаются ближнего и дальнего
окружения организации: поставщики, потребители, инвесторы, инфраструктура, законодательство, международные отношения и
т.д.);
Внутренние (касаются структурных подразделений или организации в целом).
Слайд 11Классификация управленческих решений по степени обязательности исполнения
Директивные решения обычно
разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных
проблем организации и требуют обязательного исполнения;
Рекомендательные готовятся совещательными органами (различного рода комитетами или комиссиями);
Ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов.
Слайд 12Классификация управленческих решений в зависимости от числа разработчиков
Индивидуальные;
Коллективные.
Слайд 13Классификация управленческих решений по степени их предопределенности
Запрограммированные - к их
принятию приводит логика развития ситуации, когда иного выхода нет, или
ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми правилами и процедурами;
Незапрограммированные - принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах, если требуемые шаги трудно заранее точно расписать.
Слайд 14Классификация управленческих решений по их содержанию в рамках организации
Технические
решения;
Экономические решения;
Социальные решения.
Слайд 15Классификация управленческих решений по способам принятия
Интуитивное решение - основывается
на предположениях руководителя, его интуиции;
Адаптационное решение - основывается на общих
знаниях, здравом смысле — осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности;
Рациональное решение - предполагает использование научных методов и объективных критериев, не рекомендует использование предшествующего опыта.
Слайд 16Постановка проблемы
Оценка результатов и контроль за
исполнением решения
Классический алгоритм принятия управленческого решения
Выявление
ограничений и определение альтернатив
Принятие решения
(выбор альтернативы)
Реализация решения
Слайд 17Модели и методы принятия управленческих решений
Моделирование представляет собой исследование каких-либо
явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их
моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.
Слайд 18Определение
Модель – это условный или мысленный образ (изображение, описание, план,
схема, график) или прообраз какого-либо объекта, используемый при определенных условиях
в качестве заменителя объекта.
Слайд 19Классификация моделей
Выделяют три базовых типа моделей:
Физические (макеты, карты…);
Аналоговые (графики, схемы…);
Математические
(уравнения, тождества…).
Слайд 21Пример аналоговой модели
Удельные издержки
Объемы производства
Слайд 22Пример математической модели
Модель полевого транзистораь
Слайд 23Частные модели
Модель теории очередей;
Модель управления запасами;
Модель линейного программирования;
Имитационное моделирование;
Экономический анализ
(экономическое моделирование).
Теория игр и др.
Слайд 24Методы принятия решений
Неформальные (эвристические);
Коллективные;
Количественные.
Слайд 25Описание методов
Неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит
в том, что принимаются они оперативно, а недостаток - неформальные
методы не гарантируют от принятия ошибочных (неэффективных) решений.
Слайд 26Описание методов
Основным моментом в процессе коллективной работы над принятием управленческих
решений является определение круга лиц, участников данной процедуры (экспертов). Главными
критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в проектной группе, комиссии и т.п.
Слайд 27Описание методов
В основе количественных методов лежит научно-практический подход, предполагающий выбор
оптимальных решений путем компьютерной обработки больших массивов информации. Особое место
в классификации методов принятия решений занимают методы платежной матрицы и дерева решений, обеспечивающие принятие более качественных решений, чем с использованием традиционных подходов.
Слайд 29ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Группа - это два лица и более, которые взаимодействуют с
друг другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на
других и одновременно находится под влиянием других лиц.
Группы могут быть формальные и
неформальные.
Слайд 30ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА – это привычная манера поведения руководителя по отношению
к подчиненным, призванная оказать на них влияние и побудить их
к достижению целей организации.
Слайд 35Матрица Блэйка и Мутона (управленческая решетка)
Слайд 37ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей,
чтобы побудить их работать для достижения целей организации.
Слайд 38ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Власть - это принуждение человека совершать такие поступки, которые сам
по себе он совершать не собирался.
Слайд 39Типы власти
ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ
ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ
ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ
ЭКСПЕРТНАЯ
ВЛАСТЬ
ЭТАЛОННАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) ВЛАСТЬ
Слайд 42ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый
спор, приводящий к борьбе.
Слайд 43По характеру участников конфликты делятся на 4 вида:
Внутриличностные;
Межличностные;
сотрудник-
сотрудник
руководитель-сотрудник
руководитель-руководитель
Между личностью и группой;
сотрудник-группа
руководитель-группа
Межгрупповые.
Слайд 44НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым
отношениям.
Представление об оппоненте, как о “враге”.
Сокращение или полное прекращение взаимодействия
с противоположной стороной.
Убеждение, что “победа” в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.
Слайд 45ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и
все чувствуют себя причастными к её решению.
Совместно принятое решение быстрее
и лучше претворяется в жизнь.
Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
Улучшаются отношения между людьми.
Слайд 46Способы преодоления конфликта
Уход от конфликта;
Приспособление;
Решение конфликта силой (властью);
Примирение (компромисс);
Предупреждение конфликта.