Слайд 1Управление индивидуальным поведением сотрудников
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра
управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им.
А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 2Вопросы:
цели и задачи управления индивидуальным поведением;
личностная и организационная социализация;
переменные поведения
индивида;
типы личности и методы управления ими;
управление «проблемными» сотрудниками.
Слайд 4Личность
понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека,
которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления, поведения и
могут быть использованы для самопознания, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуациями.
Слайд 5Цель управления личностью
повышение эффективности организационной деятельности, которая ведет к достижению
поставленных перед менеджером задач.
Слайд 6Детерминанты личности-
факторы, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные -
биологические, социальные и культурные.
Слайд 7Детерминанты личности
Биологические
факторы,
которые влияют
на развитие
как прямым так
и косвенным путем
(генетические,
физиологические,
наследственные и т.д.)
Социальные
влияние процесса
социализации
на поведение человека
(семья, я-концепция,
сверстники и т.д.)
Культурные
характеристики
обширной
социокультурной
среды,
которая влияет
на формирование
личности.
Мотивы,
приемлемое поведение,
отношение к власти
Слайд 8Большая пятерка OCEAN (по Первин Л., Джон О)
Слайд 9Нейротизм
черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда —
вегетативными расстройствами.
В широком смысле нейротизм можно определять как неспособность
эффективно регулировать негативные эмоции (van Egeren, 2009).
Н егативныеН егативные эмоции склонны возникать, когда люди полагают, что они плохо справляются с достижением своих целей (Carver & Scheier, 1990).
Слайд 10Тип личности
набор у индивида определенных характеристик, совокупность которых позволяет отнести
его к определенному типу.
Слайд 11 Типы деловых партнеров
Квадрат
Треугольник
Круг
Зигзаг
Прямоугольник
Слайд 12Индикаторы (показатели)
Речь (вербальные характеристики)
Язык тела (невербальные характеристики)
Жизненные
позиции (установки)
Имидж
Слайд 13Сенсити́вность, сензити́вность или чувстви́тельность (лат. sensus — чувство, ощущение)
характерологическая особенность человека, способность
его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители.
Количественно различают
повышенную и пониженную сенситивность (чувствительность).
Слайд 14темперамент
Сангвиник - пониженная сензитивность, высокая активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная
эмоциональная возбудимость.
Противопоказания: монотонная работа, однообразная, индивидуализированная, размеренная профессиональная
деятельность.
Хорошо: работа, предполагающая переход от одного ритма к другому.
Слайд 15темперамент
Холерик- пониженная сензитивность, высокая реактивность, экстравертированность, ускоренный темп реакций, повышенная
возбудимость.
Противопоказания: монотонная, однообразная работа, исполнительская деятельность.
Хорошо: организаторская
работа, лидерство, борьба с неформальным лидерством (но следует учитывать, что он умеет подавлять инициативу других).
Слайд 16темперамент
Флегматик- пониженная сензитивность, низкая реактивность, высокая активность, интровертированность, пониженная эмоциональная
возбудимость.
Противопоказания: разнородная, аритмичная работа, срочная работа.
Хорошо: монотонные,
размеренные, однообразные задания.
Слайд 17темперамент
Меланхолик- повышенная сензитивность, невысокие активность и реактивность, интровертированность, повышенная возбудимость,
замедленный темп реакций.
Противопоказания: темповая, опасная, срочная работа, монотонная
и требующая разнообразных контактов.
Хорошо: работа, исключающая стрессовые нагрузки, а также интенсивность общения.
Слайд 18Модель «зрелого возраста» сотрудника в организации (по К. Арджирису).
Слайд 19Формула поведения индивида в организации
Поведение = особенности индивида + окружающая
среда
Слайд 20Переменные
– изменяемые в процессе целенаправленного воздействия категории, которые влияют
на поведение индивида в организации.
Слайд 21
Переменные
Внешняя среда
организации
Внутренняя среда
организации
Компетентность
Мотивация
Отношения
Слайд 22Золотое правило формирования установок
Адекватные организационным нормам поведения установки формируются только
на основе положительного или отрицательного опыта взаимодействия личности с явлением
окружающей действительности.
Слайд 23
По каким аспектам изменяем установки?
установки,
относительно
удовлетворенности
трудом
установки,
относительно
преданности
компании
установки,
относительно
совместной
деятельности
Слайд 24Какие факторы будут влиять на изменение установок личности в организации?
справедливое
оценивание;
эмоциональный отклик;
заработная плата;
природа работы;
возможность роста в организации;
стиль руководства;
коллеги по
работе и уровень взаимоотношений с ними.
Слайд 25Когда формируем положительные установки
в процессе мотивирования индивида и группы;
в
процессе формирования и управления групповой работой;
в процессе управления внутрифирменными коммуникациями;
в
процессе делегирования полномочий и распределения обязанностей;
в процессе внедрения изменений в организации
Слайд 26Когда формируем негативные установки?
в процессе управления конфликтных ситуаций (для их
минимизации);
в процессе управления девиантным поведением сотрудников (неадекватное принятым организационным правилам);
в
процессе управления манипуляциями сотрудников
Слайд 27Манипуляции
«Казанская сирота»
«Меня рвут на части»
«Святая простота»
«Обездоленный
начальник»
«Клоун»
«Ах, какой я хороший» и др.