Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Автор – доцент, к.т.н. Седельникова И.М.
Слайд 2УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
В последние десятилетия происходит обострение конкурентной борьбы
между производителями продукции и услуг.
Важная роль в этой борьбе
отводится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателя.
Потребительские свойства товаров и характеристики услуг в значительной степени определяют их цену.
Слайд 3УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Конкурентоспособность продукции:
1) способность товара удовлетворять требования
конкретного потребителя в условиях определённого рынка и периода времени по
показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции;
Слайд 4УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Конкурентоспособность продукции:
2) совокупность качественных и стоимостных
характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя.
Слайд 5УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Конкурентоспособность основана на конкурентном преимуществе, которое формируется
с помощью конкурентных стратегий по Портеру.
Слайд 6УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Слайд 7УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Каждая из конкурентных стратегий по Портеру предполагает
эффективное решение проблем качества.
Слайд 8УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Важность обеспечения высокого уровня качества:
Лояльные служащие.
Более низкие
расходы.
Меньшая уязвимость для ценовой конкуренции.
Слайд 9УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Причины повышения качества:
непрерывное возрастание потребностей;
неприятие потребителями товаров
и услуг низкого уровня качества;
ускорение темпов развития науки, техники
и производства;
Слайд 10УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Причины повышения качества:
совершенствование товаров и услуг;
международное признание
компаний.
Слайд 11УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Большинство развитых стран в течение достаточно длительного
времени занимается решением проблем управления качеством: Япония – с 50-х
годов 20 века.
Доктор Эдвард Деминг
(1900-1993 гг.)
Слайд 12УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Компания Toyota является пионером
и мировым лидером в области качества.
Слайд 13УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество и конкурентоспособность
Производственная система компании Toyota положила начало подходу
«Бережливое производство» (Lean Production)
Слайд 14УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Качество – это философская категория.
Считается, что она
впервые была подвергнута анализу Аристотелем ещё в 3 в до
н.э.
По Аристотелю, «в качестве заложено различие между предметами. Качество позволяет провести разделение по признаку «хороший – плохой».
Слайд 15УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Гегель (19 в.): «Качество есть в первую очередь
тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть
тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество».
Слайд 16УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
В человеческой практике в связи с бесконечным разнообразием
явлений и объектов окружающей действительности повседневные понятия качества неполны, многообразны,
неточны.
Слайд 17УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
За время создания и развития науки об управлении
качеством у разных учёных и специалистов в этой области сложилось
своё мнение о том, что такое качество.
Слайд 18УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Уолтер А. Шухарт (США, 1931 г.):
«Качество имеет
два аспекта: объективные физические характеристики; субъективную сторону: насколько вещь хороша».
Слайд 19УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Каори Исикава (Япония, 1950 г.):
«Качество – свойство,
реально удовлетворяющее потребителей».
Слайд 20УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Джуран Дж. (США, 1979 г.): «Качество – это
пригодность для использования».
Включает 4 элемента:
восприятие потребителями дизайна товара;
степень соответствия товара спецификации;
доступность товара для приобретения, его надёжность и ремонтопригодность;
доступный сервис.
Слайд 21УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Компания Форд (70-е гг.): «Качество – это соответствие
всем необходимым техническим требованиям, которые определены в рабочих чертежах, технических
условиях и других подобных документах».
Компания Форд (80-е гг.): «Качество определяется покупателем; покупатель хочет иметь изделия и услуги, которые в течение всего срока их службы удовлетворяют его потребностям и ожиданиям по цене, соответствующей ценности».
Слайд 22УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Международный стандарт ИСО 9000:2008:
«Качество (quality) – степень
соответствия совокупности присущих характеристик требованиям».
Слайд 23УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Международный стандарт ИСО 9000:2015:
«Организация, ориентированная на качество,
поощряет культуру, отражающуюся в поведении, отношении, действиях и процессах, которые
создают ценность посредством выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон.
Слайд 24УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Международный стандарт ИСО 9000:2015:
Качество продукции и услуг
организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием
на соответствующие заинтересованные стороны.
Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя».
Слайд 25УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
«Качество – это то, что даёт возможность потребителю
заиметь любовный роман с вашим продуктом или услугой. Уменьшение цены
или добавление новых свойств может вскружить голову, но ненадолго, ведь любовь так непостоянна. Чтобы её поддерживать, необходимо изумлять потребителя неожиданными свойствами, ведь только потребитель определяет, что включает в себя качество. Ухаживание за потребителем никогда не кончается».
Слайд 26УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Качество имеет два аспекта: естественное или обыденное качество,
которое воспринимается как само собой разумеющееся, и привлекательное качество, когда
потребитель получает больше, чем он ожидал.
Слайд 27УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Слайд 28УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
Традиционный взгляд на качество претерпел радикальные изменения от
качества физического продукта в производящих отраслях (т.н. «little Q» –
«малое качество») до применения концепции качества ко всем продуктам, видам деятельности и всем отраслям («big Q» – «большое качество»).
Слайд 29УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Понятие качества
».
Слайд 30УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Качество продукции – совокупность свойств, позволяющих этой
продукции выполнять различные функции.
Слайд 31УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Составляющие качества продукта
Слайд 32УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
1. Технические характеристики служат для объективного описания
продукта.
Например, к техническим характеристикам автомобиля относятся масса, мощность и
объём двигателя, время разгона с места до определённой скорости, расход топлива на 100 км и др.
Слайд 33УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
2. Надёжность – свойство объекта выполнять заданные
функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей
в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
Слайд 34УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Надёжность – объективное свойство изделия, её можно
измерить. Для этого вводят такие понятия как отказ, вероятность безотказной
работы, интенсивность отказов.
Под безотказностью понимают свойство изделий сохранять работоспособность в течение определённого интервала времени. Отказ – это полная или частичная утрата изделием работоспособности.
Слайд 35УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Интенсивность отказов — соотношение числа отказавших объектов
(образцов аппаратуры, изделий, деталей, механизмов, устройств и т. п.) в единицу времени
к среднему числу объектов, исправно работающих в данный отрезок времени при условии, что отказавшие объекты не восстанавливаются и не заменяются исправными.
Слайд 36УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Интенсивность отказов
Слайд 37УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
На практике зачастую обращают основное внимание на
совершенствование главных узлов изделия, хотя причиной ненадёжности и последующей аварии
могут быть конструктивные узлы, носящие, казалось бы, второстепенный, вспомогательный характер.
Слайд 38УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Например, в самолётах именно основное оборудование, как
правило, рассчитано на более высокую надёжность по сравнению с другими
узлами.
Слайд 39УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
25 июля 2000 года в Париже, при
вылете из аэропорта «Шарль де Голль», разбился «Конкорд» F-BTSC авиакомпании
Air France, совершавший рейс Париж — Нью-Йорк.
Слайд 40УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Основной причиной катастрофы стал наезд тележки левого
шасси на металлическую деталь обшивки двигателя другого самолёта, находившуюся на
взлётной полосе, часть покрышки лопнувшей при этом шины повредила топливный бак самолёта, а вылившееся топливо загорелось, попав в форсажные камеры двигателей. Возможно, часть покрышки колеса повредила провода привода выпуска шасси, которые при взлёте не убрались, оголённые провода стали причиной воспламенения топлива.
Слайд 41УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Возникший пожар привёл к отказу обоих левых
двигателей не успевшего набрать скорость самолёта и его падению на
небольшой отель в двух километрах от аэропорта.
Все находившиеся на борту — 100 пассажиров и 9 членов экипажа — погибли. Также погибло 4 человека, находившихся в отеле.
Слайд 42УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
3. Ремонтопригодность — способность восстанавливать работоспособность с
помощью технического обслуживания и ремонтов (для восстанавливаемых объектов).
4. Долговечность
— свойство объекта сохранять работоспособность в пределах срока службы или срока до первого капитального ремонта.
Слайд 43УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
5. Бездефектность – отсутствие в продукте дефектов.
Слайд 44УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность как
составляющая качества предполагает, что продукт не нанесёт вреда пользователю в
процессе эксплуатации.
Слайд 45УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность автомобилей: активная
Слайд 46УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность автомобилей: активная
Слайд 47УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность автомобилей: активная
Слайд 48УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность автомобилей: пассивная
Слайд 49УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность автомобилей: пассивная
Слайд 50УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность автомобилей: пассивная
Слайд 51УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
6. Безопасность автомобилей: пассивная
Слайд 52УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
7. Экологическая безопасность включает в себя показатели,
которые отражают вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду,
природу, здоровье человека и животного мира.
Слайд 53УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Слайд 54УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Миссия предприятия компании «Ниссан», (производство двигателей): «Мы
занимаемся производственной деятельностью в районе Сёнан, богатом дарами и красотами
природы. Максимально используя передовые научные исследования и конструкторские разработки, а также компьютерную технику и новейшие технологии машинной обработки и сборки, мы неустанно трудимся над усовершенствованием производства с целью уменьшения загрязнения окружающей среды».
Слайд 55УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Миссия предприятия компании «Ниссан», (продолжение): «С мыслями
и мечтами о будущем человечества мы стремимся стать лидером в
мировом моторостроении».
Слайд 56УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
8. Эстетические особенности продукта включают в себя
его дизайн, внешний вид, цветовое решение, упаковку.
Слайд 57УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Слайд 58УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Слайд 59УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Слайд 60УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Качество продукта
Слайд 61УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Всеобщее управление на основе качества TQM (Total
Quality Management) является комплексным подходом к руководству организацией, направленным на
достижение долгосрочного успеха на основе качества.
Слайд 62УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Всеобщее управление на основе качества TQM означает,
что проблемы, связанные с качеством, решаются на всех стадиях функционального
жизненного цикла продукта.
Слайд 63УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Концепция «Петля качества»
Слайд 64УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Система Всеобщего управления на основе качества TQM
включает в себя реализацию восьми ключевых стратегических принципов менеджмента качества.
Слайд 65УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Слайд 66УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Первый принцип – ориентация на потребителя, который
находится в фокусе всех процессов. Этот принцип обусловлен тем, что
компания зависит от своих клиентов и, следовательно, должна понимать их потребности, отвечать их запросам и стремиться превзойти их ожидания.
Слайд 67УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Потребитель – это и начальный, и конечный
этапы производственного процесса. С изучения запросов конкретного потребителя начинается разработка
товара, и ему же адресованы маркетинговые мероприятия по продвижению товара на рынок.
Слайд 68УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Слайд 69УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Второй принцип – лидерство руководителя.
В мероприятиях
по реформированию компаний на основе принципов TQM лидерство руководства играет
существенную роль.
Без чёткого и последовательного руководства компания никогда не выйдет в лидеры качества.
Слайд 70УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Руководители организации устанавливают цели, основные направления деятельности,
а также способы их реализации, формулируют политику в области качества.
Они создают обстановку, в которой сотрудники оказываются не просто исполнителями воли руководства, а заинтересованными участниками решения производственных задач.
Слайд 71УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Слайд 72УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
«Рыба гниёт с головы».
Персонал прекрасно видит отношение
своих руководителей к качеству и совершенствованию. Поэтому, если топ-менеджер не
демонстрирует личным примером участие в совершенствовании, энтузиазма у его подчиненных не появится.
Слайд 73УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Третий принцип – вовлечение работников. Данный принцип
является одним из ключевых положений TQM, в соответствии с которым
каждый работник предприятия должен быть вовлечён в деятельность по управлению качеством.
Слайд 74УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Что самое ценное в сотрудниках? Творчество и
воображение, которые ведут к решению проблем, инновациям и росту, чувство
предназначения, которое заставляет их работать вместе в общем направлении, даже когда работать тяжело.
Нельзя заставить творить насильно, как и втиснуть полёт фантазии в узкие рамки регламента.
«Все успешные исследования и инновации были выполнены людьми, получающими радость от своей работы» (Э. Деминг).
Слайд 75УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Степень вовлечённости персонала зависит от типологии компании.
Константин Харский отнёс все компании к трём группам, условно назвав
их «цирк», «театр» и «церковь».
Слайд 76УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Компания, которая снабжает сотрудника только едой (деньгами),
– «Цирк».
В «цирковом» менеджменте кусок мяса и кнут называют
мотиваторами, а работа руководителя по перемещению «тигров» – мотивацией сотрудников.
Слайд 77УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Как добиться лояльности от «тигров»?
Один путь
– настолько обильная «кормёжка», что «тиграм» лень даже думать о
преимуществах работы в другом «цирке». Но с таким подходом на лояльность тратится слишком много ресурсов, а сам «тигр» быстро становится толстым, ленивым и никому не нужным.
Второй путь – посадить тигра в клетку, а вокруг расставить преданную и сытую охрану.
Слайд 78УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Компания, способная передавать энергию сотрудникам через эмоции,
– «Театр». В хорошем театре есть главный режиссёр, который распределяет
роли и видит будущее и каждый актёр знает свое место и пьесу в целом. Следует научиться быть источником эмоций для своих сотрудников. А какая эмоция самая сильная? Гордость. Гордость за компанию. Эта эмоция – источник силы.
Слайд 79УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Третий формат передачи энергии от компании к
сотрудникам: идея, идеология, дающая смысл (трудовой) жизни человека. Компания, взошедшая
на вершину энергетических отношений со своими сотрудниками, – «Церковь». В «Церкви» есть священные правила (миссия), которые не могут быть нарушены никем. Это Apple, Microsoft, Sony, Toyota... А между тем быть культовой компанией – выгодно и экономически, и духовно. Культовой компании позволено устанавливать правила и стандарты на своем рынке.
Слайд 80УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Лояльность сотрудника измеряется его готовностью жертвовать чем-то
своим ради компании. Лояльный сотрудник готов поставить приоритеты компании выше
собственных. Лояльный сотрудник компании «Цирк» готов к несравненно меньшим жертвам, чем сотрудник «Театра» и тем более сотрудник «Церкви».
Слайд 81УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели
отдельных сотрудников были максимально приближены к целям компании.
Слайд 82УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Слайд 83УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Слайд 84УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Четвёртый принцип – процессный подход. Основополагающим принципом TQM
является концентрация всех усилий по совершенствованию деятельности предприятия на конкретных
процессах, и в особенности на процессах, непосредственно влияющих на качество конечной продукции фирмы.
Слайд 85УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые
вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента
(заказчика).
Слайд 86УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Пятый принцип – системный подход к менеджменту. Выявление,
понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной
цели, повышает результативность и эффективность организации.
Слайд 87УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Шестой принцип – постоянное улучшение. Раньше философия качества
базировалась на концепции оптимального качества. Однако опыт японской, а затем
американской и европейской промышленности показал, что совершенствованию нет предела.
Методы: цикл Деминга, система Шинго, Кайдзен, бенчмаркинг, система предложений, кружки качества и др.
Слайд 88УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Цикл Деминга:
Слайд 89УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Слайд 90УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Понятие poka-yoke включает такие инструменты, которые препятствуют совершению
рабочим ошибок, приводящих впоследствии к браку, уже в начале процесса,
в результате чего есть время на исправление положения.
Слайд 91УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Poka-yoke:
Слайд 92УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Poka-yoke:
Слайд 93УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Подход «Пять «НЕ» обеспечения качества:
НЕ создавать условия для
появления дефектов;
НЕ передавать дефектную продукцию на следующую стадию;
НЕ принимать
дефектную продукцию с предыдущей стадии;
НЕ изменять технологические режимы;
НЕ повторять ошибок.
Слайд 94УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
В ходе определения эталона для непрерывных улучшений (benchmarking)
аналитик выходит за рамки своего предприятия с тем, чтобы исследовать
достижения конкурентов в своей отрасли и лидеров в других сферах.
Слайд 95УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Слайд 96УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Седьмой принцип – принятие решений, основанное на фактах.
Реализация этого принципа основана на статистических методах и позволяет исключить
недостаточно обоснованные решения, которые обычно называют волевыми.
Слайд 97УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Статистические методы управления качеством
Слайд 98УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Концепция TQM
Восьмой принцип – взаимовыгодные отношения с поставщиками. При
реализации подхода TQM на выбор поставщика гораздо больше влияет качество
и надёжность поставок, чем цена как единственный фактор.
Слайд 99УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Затраты на качество
Затраты на контроль и
предупред. мероприятия
Слайд 100УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Затраты на качество