Слайд 1 Управление качеством.
Лекция 3.
Схема развития систем управления качеством
Осетрова М.Н.
Слайд 2 Современная концепция управления качеством – это концепция управление
любым целенаправленным процессом, предполагающая достижение успеха во всех сферах деятельности
человека.
Слайд 3Систему управления качеством характеризует закон: в качестве нет мелочей
Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и
требованиям:
запросов потребителей;
стандартов;
договоров;
контрактов.
Слайд 4Эволюция методов обеспечения качества
Фаза планирования качества
Фаза качества производственной среды
Слайд 5Фаза отбраковки, или контроль качества
«Потребитель должен получать только годные изделия,
т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на
то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя».
1298 г.– унификация верхнерейнской шерстяной ткани;
1555 г. – Иван Грозный вводит калибр на пушечные ядра;
1701 г. – Петр 1 издает Указ о строительстве типового жилья;
1719 г. – возникновение мануфактурных стандартов (мейсенский фарфор);
1723 г. – вышел Указ о государственном контроле за изготовлением военной продукции, Петром 1 сформирована Оружейная канцелярия;
1846 г. – в Германии проведена унификация ширины железной дороги и сцепных устройств;
1875 г. – в Париже заключена Международная метрическая конвенция. Создано международное бюро мер и весов;
1882 г. – Д. И. Менделеев назначен Хранителем Главной палаты мер и весов.
Слайд 6Фаза управления качеством
«Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия,
соответствующие стандартам»
Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения
качества.
Основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.
Слайд 7 Фаза менеджмента качества, или постоянное повышение качества
«Основа качества продукции – качество труда и качественный менеджмент
на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы».
Составляющие качественного труда?
Мотивация и профессионализм
Сервисные характеристики
Качественные факторы производства
Слайд 8Диаграмма Н. Кано
Особенности метода
Модель Кано отражает восприятие
качества потребителем и способствует его пониманию, так как показывает взаимосвязь
между качеством продукции и параметрами этого качества. Н. Кано в своей теории привлекательного качества выделяет три составляющие профиля качества:
базовое (основное) качество, соответствующее "обязательным" характеристикам продукции;
требуемое (ожидаемое) качество, соответствующее "количественным" характеристикам продукции;
привлекательное (опережающее) качество, соответствующее "сюрпризным" характеристикам продукции, вызывающим восхищение.
Слайд 9Для оценки потребительского восприятия была разработана особая методика опроса потребителей,
при которой каждый вопрос задается дважды: в позитивной и негативной
формах. Сведя затем вместе ответы на оба вопроса, устанавливают тип данной характеристики продукции.
Чтобы лучше понять, какими должны быть цели, вначале следует рассмотреть характеристики, соответствующие базовому уровню качества: если они обеспечены, то восторга это ни у кого не вызовет, но вот их отсутствие может повлечь за собой негативную реакцию потребителя.
В случае характеристик, соответствующих требуемому уровню качества, удовлетворенность потребителя (осознанная потребительская ценность) растет по мере количественного улучшения соответствующего показателя.
Характеристики, соответствующие привлекательному уровню качества, о которых потребитель просто не предполагал, представляют для него неожиданные ценности, даже если выполнение концепции несовершенно.
Формирование производителем привлекательного качества в создаваемой им продукции открывает возможности для прорыва на рынок и опережения конкурентов.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Слайд 10Другие названия метода: "Теория привлекательного качества".
Автор метода: Нориаки Кано (Япония),
70-е годы ХХ в.
Назначение метода
Применяется для выработки стратегии организации и
решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей. Модель Кано - один из инструментов управления качеством.
Цель метода
Определение и распределение всего диапазона потребностей (требований) потребителей по приоритетам.
Разделение требований потребителей по составляющим профиля качества.
Суть метода
Теория привлекательного качества - инструмент, позволяющий описать, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, либо приводит его в восторг.
Помогает выявить приоритетные потребности.
План действий
Собрать данные о требованиях потребителей в диаграмме сходства.
Проанализировать потребности в диаграмме сходства и сгруппировать их по трем составляющим профиля качества.
Если в одной из категорий требований очень мало или нет ни одной потребности, то нужно собрать дополнительные данные о потребителе.
После получения дополнительных данных завершить объединение требований потребителя по составляющим профиля качества.
Выделить нужды потребителя первостепенной важности, которые затем будут использованы при разработке критических для качества характеристик производимого товара.
Слайд 11Фаза планирования качества
большая часть дефектов изделия закладывается на стадии разработки
из-за недостаточного качества проектных работ;
перенос центра тяжести работ по созданию
изделия с натуральных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий.
Слайд 12Фаза качества среды
Три уровня экологического менеджмента:
Организационный – улучшение экологического поведения
предприятий
Национальный – государственная экологическая политика
Международный – улучшение условий международной торговли.
Слайд 13В соответствии с международным стандартом качество определяется как:
Совокупность характеристик
объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Свойства
товара, характеризующие их пригодность выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества.
Слайд 14Международное Общество Качества дает следующее определение:
«Качество есть совокупность свойств и
признаков изделий или процессов, которые обуславливают степень их пригодности для
использования по назначению».
Слайд 15Арман Фейгенбаум определяет качество как:
Решение потребителя, а не маркетолога или
инженера.
Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром и измеряется
в соответствии с удовлетворением его требований.
Требования могут быть выражены явно или неявно, сознательно или неосознанно, могут быть объективными или субъективными.
Представление о качестве постоянно меняется и не стоит на месте в рыночной среде.
Слайд 16Домашнее задание
Моделирование ситуации.
Сформулировать схему и этапы деятельности дизайнера при
выполнении заказа