Понятие и показатели качества продукции
Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.
Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
1.Дефицитность отечественной продукции.
2.Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
3.Недостаточное удовлетворение потребностей производственно-технического и личного плана.
4.Снижение темпов роста благосостояния населения.
5.Нерациональная трата свободного времени населения на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.
6.Ухудшение морального климата в коллективе.
7.Уменьшение прибыли предприятия.
1.Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
2.Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
3.Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за недостаточного качества воздуха, воды и почвы.
4.Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.
Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.
Для объективной оценки качества продукции её свойства необходимо охарактеризовать количественно и качественно. Качественные характеристики – это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.
Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. К показателям безотказности относятся: вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов и др.
Ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям ремонтопригодности относятся: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, интенсивность восстановления, среднее время простоя и др.
Сохраняемость – свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования. К показателям сохраняемости относятся: срок сохраняемости, средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости и др.
удельная масса изделия (на единицу основного показателя качества)
коэффициент использования материальных ресурсов – отношение полезного расхода к расходу на производство единицы продукции
коэффициент полезного действия и т.п.
основные (трудоемкость изготовления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень технологичности по себестоимости изготовления)
дополнительные (коэффициент применения типовых технологических процессов, сухая масса, удельная материалоемкость, коэффициенты использования материала и др.).
гигиенические показатели, которые характеризуют соответствие санитарно-гигиеническим нормам (уровень освещенности, запыленности и температуры и т.п.)
психологические показатели, характеризующие изделие, принимающее участие при информационном взаимодействии с человеком, и требующие использования психологических особенностей человека
психофизиологические показатели, характеризующие изделия, эксплуатация которых требует использования органов чувств человека
антропологические показатели, которые характеризуют изделие, входящее в контакт с человеком, с точки зрения его соответствия размерам человеческого тела;
физиологические показатели, характеризующие изделия, эксплуатация которых требует от человека использования мышечного аппарата (соответствие изделия силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека)
совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности, чистота выполнения сочленений, округлений, четкость исполнения фирменных знаков, устойчивость к повреждениям).
химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, коэффициент сохраняемости токсичных веществ и др.)
микробиологические (уровень патогенности и вирулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза, и др.)
наличие знаков экологичности
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.
К показателям безопасности относятся: механические (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, уровень шума и вибраций и др.), электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.), термические (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохимической агрессивности и др.), пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара или взрыва и др.), биологические ( вероятность биологической опасности и др.), наличие знаков безопасности и др.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Такими показателями являются габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства, диапазон допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.
К патентно-правовым относятся показатели: патентной защиты, патентной чистоты, территориального распространения. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
Сервисные показатели. К ним относятся такие показатели как наличие и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования и др.
Показатели вторичного использования или утилизации (уничтожения). (Коэффициент вторичного использования и др.), утилизация, уничтожение (трудоемкость и цена уничтожения и утил.).
полная себестоимость изготовления продукции,
затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов и т.д.
Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия подставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.
отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения
удовлетворяют требованиям потребителя
соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям
отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества
предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам
направлены на получение прибыли
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции
расширение или завоевание новых рынков сбыта
достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм
ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов
освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах
улучшение важнейших показателей качества продукции
снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции
увеличение сроков гарантии на продукцию
развитие сервиса
добровольность участия
моральное и материальное удовлетворение достигнутыми успехами, стимулирование результатов творческой деятельности
обеспечение гласности и пропаганды их деятельности всеми формами и средствами массовой информации, обобщение и распространение опыта работы
поддержка инициативы руководством и общественными организациями на всех уровнях управления предприятием
стремление к коллективным формам поиска правильных решений, их оперативное рассмотрение, внедрение в производство принятых предложений
Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.
вариантность — создание рационального многообразия — обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект;
системность — определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;
взаимозаменяемость — применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.
Заключение
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть